Лучший педагог года

Тризтехнологии в ДОО

Алена Афонина
Тризтехнологии в ДОО

Проблема развития творческого воображения дошкольников интересует специалистов тем, что творческая активность человека – это процесс, который выступает в качестве неотъемлемого компонента всякой формы, его поведения в целом.

Под творческим воображением понимается процесс творческой детской деятельности, для которого характерно создание новых неповторимых стилей. В исследованиях В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других отмечается, что воображение представляет собой не только предпосылку эффективного усвоения новых знаний, но также выступает как условие творческого преобразования уже существующих у детей знаний, помогает в личностном саморазвитии, то есть в значительной степени содействует эффективности учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Тризтехнологии в ДОО» размещена в разделах

Говоря о критериях оценки активности творческого воображения, можно выделить следующие из них:

гибкость – способность к переключению с одного класса предметов на другой, представление в процессе выполнения творческих заданий широкого многообразия образов;

оригинальность – умение создавать нестандартные, редкие образы;

легкость – способность создавать и представлять в процессе восприятия произведений искусства и самостоятельной творческой деятельности максимальное количество возможных образов;

продуктивность – возможности и умения создавать наибольшее количество творческих оригинальных работ;

самостоятельность – создание и использование без посторонней помощи творческих и художественных образов.

При изучении процесса творческого воображения исследователи (П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко и др.) отмечают его связь с неопределенностью и новизной познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное количество различных способов. Возникновение всех необходимых качеств творческого воображения происходит не спонтанно, но при условии систематического воздействия на них. Творческое воображение следует развивать систематически и планомерно, учитывая возраст, физическое и психическое состояние ребенка, условия, в которых он воспитывается, а также ряд других факторов.

В последнее время распространенным считается новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Проблеме использования ТРИЗ в дошкольном образовании уделяется немало внимания такими авторами, как Н. Е. Веракса, Т. А. Сидорчук, А. А. Нестеренко, О. М. Дьяченко, О. Н. Самойлова, Н. Н. Хоменко, И. Я. Гуткович и др.

Компоненты ТРИЗ стали интегрироваться в воспитание дошкольников. Суть теории заключается в развитии творческих начал ребенка. Не нарушая процесса игры, не теряя интереса к занятиям, воспитанник развивает интеллектуальную сферу, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут повстречаться ему во взрослой жизни, в будущем.

При использовании в процессе обучения технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, который позволяет самостоятельно генерировать знания; видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей деятельности; выделять закономерности. Также происходит формирование мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Все это означает, что технология ТРИЗ отвечает поставленным ФГОС ДОО задачам.

Если цель ТРИЗ может быть определена как решение творческих, открытых, изобретательских задач, то цель данной педагогики состоит в обучении способам решения творческих задач, воспитании живущего в динамически меняющемся мире «решателя», который знает, как разрешать возникающие противоречия, умеет прогнозировать и анализировать, обладает сильным и нестандартным мышлением.

Цель применения обозначенной технологии в дошкольный период – развить такие качества мышления, как подвижность, гибкость, диалектичность и системность. С другой стороны – нужно развить активность, стремление к новизне; творческие способности, речь.

Приемы, методы ТРИЗ позволяют избавиться от преград в общении, от страха неизведанного, научиться относиться к учебным и жизненным проблемам ни как к непреодолимым преградам, а как к очередным задам, которые предстоит решать. Применение компонентов ТРИЗ существенно повышает творческую и мыслительную активность воспитанников, так как ТРИЗ технология позволят свободно, широко мыслить, с осознанием происходящих процессов, находить свое решение проблемы.

ТРИЗ технология имеет большой арсенал приемов и методов работы, позволяющих развивать творческое воображение дошкольников. Это такие приемы и методы, как метод мозгового штурма, метод морфологического и системного анализа, метод фокальных объектов, метод каталога, круги Луллия, метод моделирования маленькими человечками, метод Золотой рыбки, мышление по аналогии, сочинение загадок и пр. Особый этап работы педагога-тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик: «Коллаж из сказок», «Знакомые герои в новых обстоятельствах», «Спасательные ситуации в сказках», «Сказки по-новому», «Сказки от «живых» капель и клякс» и т. д. [2].

Так, например, благодаря мозговому штурму ребенок приобретает способность решать проблемные ситуации по-новому и оригинально. Метод фокальных объектов позволяет ребенку обнаруживать необычные свойства

выбранных объектов, рассматривать, когда и при каких обстоятельствах это может происходить, получать варианты объяснений. Дети учатся придумывать истории, в которых дается объяснение либо приобретенным объектом нетипичным свойствам, либо практической значимости фантастических объектов.

Методы ТРИЗ-технологий позволяют во всем раскрыть для детей «тайну двойного» : в каждом веществе, явлении, событии, предмете, факте. С этой целью могут использовать такие игры, как «Польза-вред», «Хорошо-плохо», «Наоборот» и т. д. Когда ребенок видит в игре определенные противоречия, это способствует развитию мышления, помогает сделать нужные выводы и развить воображение.

Игры, посвященные системному анализу, также содействуют развитию творческого воображения детей. Это такие игры, как «Что общего», «Чем похожи», «Чем связаны» и пр. Благодаря их использованию дети учатся сравнивать и анализировать несвязанные на первый взгляд предметы и явления (например, микроскоп и пуговицу, облако и звездочку, кузнечика и капельку и пр.). В ходе таких игр происходит развитие детской фантазии, эмпатии, оживляется процесс воображения.

Благодаря применению ТРИЗ технологий в работе с дошкольниками, происходит стимулирование детей к поиску истины и сути, совместному решению проблематичных ситуаций. Во время игровой деятельности происходит формирование и развитие творческих способностей у дошкольников, поэтому необходимо наблюдать за игровой деятельностью ребенка и не перегружать его. Игры и игровые материалы, использованные воспитателями на занятиях с детьми необходимо предоставить родителям. Это даст возможность обучить детей использовать игровые пособия для стимуляции фантазирования. С развитием более высокого уровня воображения предыдущие этапы бесследно не исчезают, поэтому следует под особым контролем держать системность занятий и их очередность при переходе от простых приемов воображения к более сложным.

Использование педагогами элементов технологии ТРИЗ в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи. ТРИЗ предусматривает руководство мышлением ребенка в ходе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует воображение и интеллект ребенка и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы и способы «рассуждения»).

Автор публикации:
Тризтехнологии в ДОО
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 19:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД