Цветотерапия и музыкотерапия для детей в условиях Дома ребёнка.

Марина Корнилова
Цветотерапия и музыкотерапия для детей в условиях Дома ребёнка.

К сожалению жизнь детей в Доме ребёнка отличается от жизни детей, живущих в семьях. В Доме ребёнка дети большую часть времени проводят в своей группе, гуляют на своём участке. Таким образом наблюдается резкое ограничение контактов с внешним миром. Дети вынуждены жить в кругу сверстников, постоянно присутствующих в группе. Всё это влияет на поведение, развитие, здоровье детей отягощённых к тому же неблагоприятным анамнезом (так в моей группе есть дети со следующими диагнозами: задержка психоречевого развития, ДЦП, Сидром Дауна).

Как следствие наши дети замкнуты, малоподвижны или наоборот гиперактивны, не умеют выразить свои эмоции, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния. Она выражается через крик, плач, излишнюю навязчивость. Стоит закричать или заплакать одному ребёнку и все дети начинают кричать и плакать вместе с ним.

Работая в Доме ребёнка, я пришла к выводу, что педагогу очень важно вовремя отвлечь, успокоить ребёнка, вызвать положительные эмоции. Для этого нужно быстро сменить обстановку, заинтересовать, увлечь малыша.

Для решения данных задач, я попробовала новые, но достаточно популярные в настоящее время методы: цветотерапия и музыкотерапия.

Цветотерапия - это способ корректировки психоэмоционального состояния ребёнка при помощи определённых цветов.

Из всех органов человеческих чувств зрение выражено наиболее сильно. 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него, 11% на слух,3,5% на органы обоняния.

Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: " Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры. "

Для того, чтобы понять каким образом воздействовать на ребёнка через цвет, нужно знать как те или иных цвета влияют на детский организм.

В своей работе за основу я взяла 4 основных

- Синий – успокаивает, избавляет малышей от смятения и тревоги.

- Зелёный- помогает при головных болях, переутомление, устраняет агрессивные эмоции, помогает гиперактивным детям успокоиться, расслабиться.

-Краный - хорошо воздействует на пассивных, физически слабых, малоэмоциональных детей.

-Жёлтый - цвет радости и хорошего настроения, снимает чувство неуверенности в себе.

В своей работе я использую цветотерапию в трёх направлениях:

1. Создала мобильный, легко собирающийся, и легко разбирающийся " уголок уединения".Этот уголок находится в спальне детей, что позволяет заниматься с небольшой группой детей, в то момент когда это необходимо. Если детей нужно успокоить, снять эмоциональное напряжение "уголок уединения" накрывается синим или зелёным шифоном. Внутри уголка лежит матрасик синего цвета и подушечки синего и зелёного цвета, связанные в ручную. Подушечки имеют разную геометрическую форму, связаны из пряжи разной текстуры, заполнены синтепоном, мелко нарезанным целлофаном, некоторые подушечки заполнены травами, обладающими успокаивающим действием (пустырник, валериана, пион уклоняющийся, мята и т. д.)

Если детям наоборот необходимо взбодриться, поднять настроение (особенно это актуально когда дети по погодным условиям долго не выходят на улицу)" уголок уединения" покрывается красным или жёлтым шифоном. В уголок вносятся подушечки красного и жёлтого цвета, также разной текстуры и разной геометрической формы. Нужно помнить, что в таком "уголке уединения" дети должны находиться не более 15-20 минут. Более длительное прибывание может привести к перевозбуждению детей.

2. Несколько лет назад воспитателями группы было замечено, что наши дети с удовольствием и подолгу занимаются с прозрачной пластиковой бутылкой, наполовину заполненной водой. Наблюдая как вода переливается из одного края бутылки в другой, дети успокаиваются. Я попробовала усилить этот эффект. В зависимости от того какой результат мне необходим, я добавляю в бутылку с водой красную, жёлтую, синюю или зелёную краску. Также в бутылку хорошо положить несколько мелких игрушек (те, которые пройдут через горлышко бутылки). Дети с удовольствием занимаются с такими " цветными бутылочками".

3. Опыт работы с детьми младшего возраста меня убедил в том, что занятия в "сухом бассейне", направленные на развитие мелкой моторики рук, одно из любимых занятий детей. Помимо основных целей (нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений, формирование произвольных координированных движений пальцев рук) " сухой бассейн" также способствует снятию эмоционального напряжения у детей.

Занятия в "сухом бассейне" я также сочетаю с цветотерапией. Я использую "сухой бассейн" из риса и пшена, окрашенного в 4 основных цвета. Сделать это достаточно просто: нужно взять 1/2 стакана риса или пшена, положить в банку, добавить немного пищевого красителя, разведённого в воде, 1/2 столовой ложки уксуса, хорошо перемешать, для того чтобы крупа окрасилась в насыщенные цвета, просушить. Крупу с сочетающимися по цветотерапии цветами, я перемешала (красную с жёлтой, синюю с зелёной).Получилось очень красочно, дети в таком " сухом бассейне" занимаются с большим удовольствием!

Музыкотерапия.

Музыкотерапия-метод психиатрии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Ещё в начале 20 века русский психиатр В. А. Бехтерев говорил:" Детям полезно слушать классику и колыбельные, музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их".

10-12 лет тому назад учёные Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. Их первыми пациентами были новорожденные дети. Исследования доказали, что младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими нарушениями. Так появилась достоверная статистика того, что правильно подобранная музыка положительно влияет на детей.

Какую же музыку должны слушать дети младшего возраста?

Гиперактивным, легко возбудимым детям полезны мелодии в медленном темпе. Такими обычно бывают вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это могут быть: 2 часть " Маленькой ночной серенады" Моцарта, " Зима" из "Времён года" Вивальди, колыбельные песенки.

Для общего успокоения полезны: " Симфония № 6" Бетховина," Аве Мария" Шуберта. Для поднятия настроения полезно слушать:"Симфония № 6" Чайковского,"Увертюра Эдмонд" Бетховена. Ещё очень хорошо действует классическая музыка на фоне звуков природы (шума ручья, звуков леса и т. д.).

Музыкотерапия противопоказана: детям, страдающим отитом, детям у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Музыкотерапию я провожу детям, когда они находятся в «уголке уединения», (в сочетании с цветотерапией, а также вечером. Делаем мы это так: кладём на пол мягкие модули, ложимся на них и слушаем музыку. Для того, чтобы дети не уставали, я предлагаю им то лечь на спинку, то на животик, то на бочок (если нужно помогаю им перевернуться, или показываю как это нужно сделать). Для того, чтобы дети лучше расслабились можно предложить им накрыться простынкой.

Таким образом, изучив специальную литературу и обобщив свой опыт по цветотерапии и музыкотерапии, я пришла к выводу, что данные методы:

-1. абсолютно безвредны.

-2. просты в применении.

-3. дают положительный эффект (у большинства детей психоэмоциональное состояние стабилизируется).

Публикации по теме:

«Режим дня ребёнка» Большую роль в жизни ребёнка играет четкий режим дня. Правильное чередование, игр, занятий, отдыха, своевременное питание и часы сна. Режим.

Памятка родителю от ребёнка Памятка родителю от ребёнка! Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях не только педагогам, но и другим специалистам.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
  • Новый год
Автор публикации:
Цветотерапия и музыкотерапия для детей в условиях Дома ребёнка.
Опубликовано: 18 марта 2013 в 14:58
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...