Дайте солнцу светить!

Валентина Кардашова
Дайте солнцу светить!

Дайте солнцу светить!”

Статья о девиантном поведении и способах разрешения этой проблемы в детском санатории п. Ивня Белгородской области

Педагоги ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий п. Ивня” Кардашова В. И., Колпакова Е. Л.

Продолжительные летние каникулы, дающие детям и подросткам много свободы и мало контроля со стороны взрослых, подходят к концу. Впереди новый учебный год, и родителям нужно более внимательно присмотреться к своим чадам: не появилось ли в их поведении отклонение от норм морали и права, которое впоследствии может привести к девиантности или дезадаптации несовершеннолетних.

Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнёшь характер; посеешь характер – пожнёшь судьбу”. Вот так и формируется жизненная линия человека. Конечно, ничего фатального в ней нет, однако на ранних этапах, когда характер ещё окончательно не сформировался, переделать человека куда проще, чем на более отдалённых. Как отмечает детский психолог Ю. Г. Волков, “изуродованный в детстве характер приводит к поведению, которое не соответствует существующим социальным нормам или вступает с ними в прямое противоречие”. В связи с этим родителям необходимо знать факторы, влияющие на девиантное поведение детей и подростков: наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная, психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания, социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества, социальная деятельность самого индивида, т. е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

Современная семья является первичным коллективом, той малой группой, в которой проходит начальную социализацию и нравственное воспитание подрастающее поколение. К сожалению, в последнее время отмечается огромное количество дисфункциональных семей. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребёнка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребёнок получает признание. Всё это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда к психическим отклонениям, ускоряет формирование признаков гедонизма, стремления жить беспечно, шумно и весело.

Пристрастие к алкоголю и наркотикам, употребление психоактивных веществ (ПАВ, бездумное участие в уличных драках ведёт к деформации личности и неосознанию себя гражданином страны. Наркотизация детей и подростков в настоящее время идёт более высокими темпами, чем среди взрослого населения. Как показывают социологические исследования, за последние 7 лет более чем в 5 раз увеличилось число подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами. Рост наркомании и токсикомании всё шире и глубже затрагивает младшие возрастные группы. Сегодняшние подростки значительно больше, чем взрослые, знают о наркотиках, способах их применения, “точках”, где их можно приобрести. Опасно то, что вовлечение в наркотизацию детей и подростков осуществляется очень агрессивно и приводит к совершению не только мелких правонарушений, но и более серьёзных и опасных.

Приоритетное место в социализации личности ребёнка, в воспитании его гражданином и патриотом отводится именно семье. Общеобразовательные учреждения и другие субъекты социализации должны оказывать семье всестороннюю помощь в раскрытии способностей и талантов молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Организация воспитательного процесса в системе “школа–семья–социум” будет способствовать эффективной социализации и своевременному социальному созреванию несовершеннолетних, их добровольному и посильному включению в решение проблем взрослого сообщества, ориентации на здоровый образ жизни, отвлечению от вредных привычек и совершения правонарушений.

На взгляд американского социолога Г. Беккера, существуют первичные и вторичные отклонения в поведении. Первичные отклонения – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам и не наносит заметного ущерба обществу и личности. Девиация остаётся в рамках социальной роли: например, переход улицы в неположенном месте. Вторичные отклонения наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

Вторичные отклонения можно классифицировать по типу нарушаемой нормы: отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т. е. правонарушения (проступки и преступления); отклонения в сфере общественной морали: пьянство и алкоголизм; наркомания; проституция; бродяжничество; попрошайничество; самоубийство (суицид).

В связи с ростом отклоняющегося поведения у детей и подростков на современном этапе в РФ уделяется большое внимание профилактике девиантного поведения и оказание помощи семье и детям в трудных жизненных ситуациях. Важную роль в этом играют различные социально-образовательные, правоохранительные, социально-реабилитационные, лечебно-профилактические и другие учреждения.

Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков воспитательная работа с несовершеннолетними ведётся по всем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. Альтернативой развитию негативных явлений в подростковой среде должно стать формирование у несовершеннолетних позитивных установок здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью, внедрение инновационных форм и технологий профилактической работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений, злоупотребления табакокурения, алкоголя, ПАВ, наркотиков. Взрослым следует помнить, что усвоение социальных норм является основой социализации личности ребёнка в обществе.

Приоритетной задачей по снижению девиантного поведения детей и подростков в Белгородской области является организация комплексной социально-профилактической работы во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних. Специфику данной работы можно увидеть на примере ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий п. Ивня”, куда поступают дети со всех уголков Белгородской области. Санаторий создан с целью профилактики бронхо-лёгочных заболеваний и предупреждения локальных форм туберкулёза. В санатории функционируют два корпуса: дошкольный на 40 коек, где находятся дети с 3 до 6 лет и школьный корпус на 60 коек, где находятся дети с 1 по 6 класс, включительно. Усилия всех сотрудников санатория направлены, прежде всего, на проведение лечебно-профилактических мероприятий, способствующих оздоровлению детского организма. Как правило, сюда поступают дети на 1-3 месяца. Поэтому, в первую очередь коллектив санатория стремится создать благоприятный климат, чтобы каждый ребёнок был окружён атмосферой доброты и внимания, заботы и понимания. А, учитывая, что поступают в основном дети, не имеющие опыта общественного и семейного воспитания, очень важно помочь им адаптироваться в новом окружении без особых проблем.

Педагогический коллектив совместно с медицинским персоналом разрабатывают тематические беседы, имеющие профилактическую направленность на предупреждение табакокурения, употребления ПАВ, пива и других алкогольных напитков. Педагоги объясняют детям и подросткам социальный вред бродяжничества, попрошайничества, беспризорности и правонарушений. Учителя и воспитатели ориентируют несовершеннолетних на сохранение здоровья и проводят разнообразные занятия и упражнения-тренинги, способствующие улучшению физического и психического самочувствия школьников. Система показателей здоровья детей и подростков, получивших курс оздоровления и обучения высока. Пропаганда здорового образа жизни формирует у детей ценностное отношение к собственному здоровью, отказу от вредных привычек. Несовершеннолетним. подросткам предлагается обзор литературы на данную тему, проводятся тематические вечера “Наркомании – стоп!”, “У опасной черты”, “Родительский секретник”, “Наркотики против нас – мы против наркотиков”. В целях безопасности жизнедеятельности детей и подростков проводятся инструктажи: “Правила дорожного движения”, “Правила поведения в быту и общественных местах”, “Взрывоопасные предметы, пиротехника”, “Правила поведения на льду”, беседы по профилактике детского травматизма.

Дети активно участвуют в выступлениях классных агитбригад, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, экскурсиях в музеи района и области, “тропах здоровья”. “Трудные” подростки обсуждают актуальные жизненные вопросы, связанные с активной жизненной позицией и здоровым образом жизни. С помощью трудовой деятельности (трудотерапии) несовершеннолетние проходят эффективную социализацию, которая является важным профилактическим и воспитательным средством укрепления физического здоровья, повышения психо-эмоционального тонуса, отвлечением от социальных негативных явлений. Компьютерный класс, обустроенный спонсорами, библиотека, оборудованная с помощью председателя РДФ А. А. Лиханова, служат хорошим подспорьем для досуга детям Белгородчины.

Профилактическая работа с детьми, приезжающими в санаторий п. Ивня, даёт основания полагать, что несовершеннолетние под влиянием положительных обстоятельств активизируют свою деятельность в пользу здорового образа жизни.

“В каждом человеке есть солнце! Только дайте ему светить!” – сказал известный детский писатель А. А. Лиханов. Педагогический коллектив и медицинский персонал санатория делают всё, чтобы в каждом ребёнке светило солнце!

Публикации по теме:

Мысли обо всем Суть женщины – в проявлении красоты её души, её желаний. Если женщина живёт не по душе, то она очень быстро истощается и перестаёт светить.

Пес и звезда. Пес и Звезда Звезда в туманной тишине Средь облачного пуха Лучом пожала лапу мне И почесала ухо [cut=Читать далее. ] Я, взвизгнув,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Дайте солнцу светить!
Опубликовано: 25 августа 2012 в 22:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...