Дайте солнцу светить!

Валентина Кардашова
Дайте солнцу светить!

Дайте солнцу светить!”

Статья о девиантном поведении и способах разрешения этой проблемы в детском санатории п. Ивня Белгородской области

Педагоги ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий п. Ивня” Кардашова В. И., Колпакова Е. Л.

Продолжительные летние каникулы, дающие детям и подросткам много свободы и мало контроля со стороны взрослых, подходят к концу. Впереди новый учебный год, и родителям нужно более внимательно присмотреться к своим чадам: не появилось ли в их поведении отклонение от норм морали и права, которое впоследствии может привести к девиантности или дезадаптации несовершеннолетних.

Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнёшь характер; посеешь характер – пожнёшь судьбу”. Вот так и формируется жизненная линия человека. Конечно, ничего фатального в ней нет, однако на ранних этапах, когда характер ещё окончательно не сформировался, переделать человека куда проще, чем на более отдалённых. Как отмечает детский психолог Ю. Г. Волков, “изуродованный в детстве характер приводит к поведению, которое не соответствует существующим социальным нормам или вступает с ними в прямое противоречие”. В связи с этим родителям необходимо знать факторы, влияющие на девиантное поведение детей и подростков: наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная, психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания, социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества, социальная деятельность самого индивида, т. е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

Современная семья является первичным коллективом, той малой группой, в которой проходит начальную социализацию и нравственное воспитание подрастающее поколение. К сожалению, в последнее время отмечается огромное количество дисфункциональных семей. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребёнка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребёнок получает признание. Всё это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда к психическим отклонениям, ускоряет формирование признаков гедонизма, стремления жить беспечно, шумно и весело.

Пристрастие к алкоголю и наркотикам, употребление психоактивных веществ (ПАВ, бездумное участие в уличных драках ведёт к деформации личности и неосознанию себя гражданином страны. Наркотизация детей и подростков в настоящее время идёт более высокими темпами, чем среди взрослого населения. Как показывают социологические исследования, за последние 7 лет более чем в 5 раз увеличилось число подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами. Рост наркомании и токсикомании всё шире и глубже затрагивает младшие возрастные группы. Сегодняшние подростки значительно больше, чем взрослые, знают о наркотиках, способах их применения, “точках”, где их можно приобрести. Опасно то, что вовлечение в наркотизацию детей и подростков осуществляется очень агрессивно и приводит к совершению не только мелких правонарушений, но и более серьёзных и опасных.

Приоритетное место в социализации личности ребёнка, в воспитании его гражданином и патриотом отводится именно семье. Общеобразовательные учреждения и другие субъекты социализации должны оказывать семье всестороннюю помощь в раскрытии способностей и талантов молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Организация воспитательного процесса в системе “школа–семья–социум” будет способствовать эффективной социализации и своевременному социальному созреванию несовершеннолетних, их добровольному и посильному включению в решение проблем взрослого сообщества, ориентации на здоровый образ жизни, отвлечению от вредных привычек и совершения правонарушений.

На взгляд американского социолога Г. Беккера, существуют первичные и вторичные отклонения в поведении. Первичные отклонения – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам и не наносит заметного ущерба обществу и личности. Девиация остаётся в рамках социальной роли: например, переход улицы в неположенном месте. Вторичные отклонения наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому квалифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

Вторичные отклонения можно классифицировать по типу нарушаемой нормы: отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т. е. правонарушения (проступки и преступления); отклонения в сфере общественной морали: пьянство и алкоголизм; наркомания; проституция; бродяжничество; попрошайничество; самоубийство (суицид).

В связи с ростом отклоняющегося поведения у детей и подростков на современном этапе в РФ уделяется большое внимание профилактике девиантного поведения и оказание помощи семье и детям в трудных жизненных ситуациях. Важную роль в этом играют различные социально-образовательные, правоохранительные, социально-реабилитационные, лечебно-профилактические и другие учреждения.

Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков воспитательная работа с несовершеннолетними ведётся по всем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. Альтернативой развитию негативных явлений в подростковой среде должно стать формирование у несовершеннолетних позитивных установок здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью, внедрение инновационных форм и технологий профилактической работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений, злоупотребления табакокурения, алкоголя, ПАВ, наркотиков. Взрослым следует помнить, что усвоение социальных норм является основой социализации личности ребёнка в обществе.

Приоритетной задачей по снижению девиантного поведения детей и подростков в Белгородской области является организация комплексной социально-профилактической работы во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних. Специфику данной работы можно увидеть на примере ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий п. Ивня”, куда поступают дети со всех уголков Белгородской области. Санаторий создан с целью профилактики бронхо-лёгочных заболеваний и предупреждения локальных форм туберкулёза. В санатории функционируют два корпуса: дошкольный на 40 коек, где находятся дети с 3 до 6 лет и школьный корпус на 60 коек, где находятся дети с 1 по 6 класс, включительно. Усилия всех сотрудников санатория направлены, прежде всего, на проведение лечебно-профилактических мероприятий, способствующих оздоровлению детского организма. Как правило, сюда поступают дети на 1-3 месяца. Поэтому, в первую очередь коллектив санатория стремится создать благоприятный климат, чтобы каждый ребёнок был окружён атмосферой доброты и внимания, заботы и понимания. А, учитывая, что поступают в основном дети, не имеющие опыта общественного и семейного воспитания, очень важно помочь им адаптироваться в новом окружении без особых проблем.

Педагогический коллектив совместно с медицинским персоналом разрабатывают тематические беседы, имеющие профилактическую направленность на предупреждение табакокурения, употребления ПАВ, пива и других алкогольных напитков. Педагоги объясняют детям и подросткам социальный вред бродяжничества, попрошайничества, беспризорности и правонарушений. Учителя и воспитатели ориентируют несовершеннолетних на сохранение здоровья и проводят разнообразные занятия и упражнения-тренинги, способствующие улучшению физического и психического самочувствия школьников. Система показателей здоровья детей и подростков, получивших курс оздоровления и обучения высока. Пропаганда здорового образа жизни формирует у детей ценностное отношение к собственному здоровью, отказу от вредных привычек. Несовершеннолетним. подросткам предлагается обзор литературы на данную тему, проводятся тематические вечера “Наркомании – стоп!”, “У опасной черты”, “Родительский секретник”, “Наркотики против нас – мы против наркотиков”. В целях безопасности жизнедеятельности детей и подростков проводятся инструктажи: “Правила дорожного движения”, “Правила поведения в быту и общественных местах”, “Взрывоопасные предметы, пиротехника”, “Правила поведения на льду”, беседы по профилактике детского травматизма.

Дети активно участвуют в выступлениях классных агитбригад, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, экскурсиях в музеи района и области, “тропах здоровья”. “Трудные” подростки обсуждают актуальные жизненные вопросы, связанные с активной жизненной позицией и здоровым образом жизни. С помощью трудовой деятельности (трудотерапии) несовершеннолетние проходят эффективную социализацию, которая является важным профилактическим и воспитательным средством укрепления физического здоровья, повышения психо-эмоционального тонуса, отвлечением от социальных негативных явлений. Компьютерный класс, обустроенный спонсорами, библиотека, оборудованная с помощью председателя РДФ А. А. Лиханова, служат хорошим подспорьем для досуга детям Белгородчины.

Профилактическая работа с детьми, приезжающими в санаторий п. Ивня, даёт основания полагать, что несовершеннолетние под влиянием положительных обстоятельств активизируют свою деятельность в пользу здорового образа жизни.

“В каждом человеке есть солнце! Только дайте ему светить!” – сказал известный детский писатель А. А. Лиханов. Педагогический коллектив и медицинский персонал санатория делают всё, чтобы в каждом ребёнке светило солнце!

Публикации по теме:

Мысли обо всем Суть женщины – в проявлении красоты её души, её желаний. Если женщина живёт не по душе, то она очень быстро истощается и перестаёт светить.

Пес и звезда. Пес и Звезда Звезда в туманной тишине Средь облачного пуха Лучом пожала лапу мне И почесала ухо [cut=Читать далее. ] Я, взвизгнув,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Дайте солнцу светить!
Опубликовано: 25 августа 2012 в 22:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...