Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье

Олеся Бастракова
Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье

Бастракова Олеся Викторовна

Воспитатель

Аннотация

Цель – дать понятие и определить особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье.

Ключевые слова: нравственные нормы, мораль, духовно-нравственное воспитание, дошкольный возраст, игровые традиции, игрушка, психологическая семейная атмосфера.

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, честным, трудолюбивым, скромным, ответственным. Однако в настоящий момент зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии и других нравственных ценностях. Отсутствие в современном мире четкой духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения. Данное положение актуализирует проблему совершенствования теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Оно обусловлено тем, что проблема становления духовной личности сегодня является чрезвычайно важной во всем мире.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития [8, с. 3].

А. С. Макаренко отмечал, что культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить [1, с. 15].

Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств [3, с. 228].

Конкретные представления о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием нравственных представлений [1, с. 115]. По мнению В. А. Шадрикова, духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностно значимое [11, с. 15].

М. Монтессори, из своего опыта установила, что возраст 2,5 года является рубежом, после которого ребенок становится способным включаться в процесс интеллектуального и нравственного развития. Приблизительно в возрасте 5 лет начинают созревать самые сложные поля коры головного мозга. С их включением в работу может начаться нравственное развитие.

Освоение морали начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности (А. Н. Леонтьев). Нравственное развитие личности ребенка определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально- положительным отношением к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребенка. К концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами [4, с. 135-136].

Важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играет авторитет родителей. От родителей зависит показать не словом, а делом как надо жить [6, с. 4].

Первое звено грамотного воспитания скрыто в лоне матери. Дородовое воспитание – дело серьезное и ответственное, так как многие предпосылки развития личности формируются внутриутробно. Переживания, устремления, мысли, слова и дела родителей запечатлеваются в глубине души их ребенка. Он как бы «запоминает», «копирует» заданные ему образцы поведения. Эта мысль выражена в старинной пословице «Беременная женщина, размалывающая зерно учит неродившегося». [5, с. 234-236].

Именно от родителей зависит поведение детей в будущем. Поэтому очень важно быть примером для своего малыша. Колоссальная роль в деле воспитания здорового поколения отводится благожелательной психологической атмосфере в семье. Известно, что в зависимости от определенных условий жизни, характеров родителей, их духовного и интеллектуального уровней в каждой семье образуется своеобразная среда, специфическая система воспитания, и ребенок пожинает ее плоды [6, с. 13].

Воспитательное значение поощрений и порицаний еще более усиливается, когда ребенок начинает понимать смысл обращенных к нему слов. Набор этих слов не так уж велик, но в силу особенностей возраста малыш начинает соотносить эти слова не с конкретным лицом, предметом или действиями, а с ситуацией в целом. Поэтому взрослым нужно запастись терпением в своих педагогических воздействиях и направлять поведение ребенка по правильному пути [12, с. 8].

Родителям так же необходимо уделять особое внимание среде, в которой находится их ребенок. К сожалению, все чаще оказывается, что информация, которую получает ребенок, построена на антигуманных принципах. В последние годы все более мощным фактором агрессивного поведения становится экран (ТВ, видео-, компьютерный).

Именно поэтому в современном мире в семье просто необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, представляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику – готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте – приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции [7, с. 258-268]. Так же важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка имеет игрушка. Она может быть для него благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она друг, если проста, примитивна и не очень богата, если дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать неоконченные фантазии [9, с. 35].

Говоря о внутреннем духовном устроении ребенка, его интеллектуальном развитии, нельзя упустить из виду и труда телесного, т. к. это одна из основных составляющих духовного здоровья личности [6, с. 24].

В силу новых социальных условий произошли изменения в отношении взрослых к труду, что не замедлило отразиться на детях. Взрослые больше стали говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше - об интересе. Об этом явно свидетельствуют детские рисунки, которые являются одной из форм отражения мировоззрения и нравственной направленности ребенка, его интересов, знаний, представлений. Творчество всегда в той или иной степени отражает внутренний мир человека. Особенно детское, в нем вообще все как на ладони. Бездеятельность героев детских рисунков ярко свидетельствует о падении престижа труда. Престижны развлечения, а вовсе не труд. Если раньше уже четырех-пятилетний ребенок задумывался, кем он хочет стать, то теперь этот вопрос ставит в тупик многих подростков [13, с. 17]. Именно поэтому нельзя приучать ребенка с ранних лет к потребительству, иждевенности и праздности, родители должны позволить ему оказать посильную помощь в домашних делах, даже если это будет не так «качественно», как бы этого хотелось [6, с. 26]. Самостоятельность – одна из главных нравственных потребностей ребенка. Но она не означает устранения взрослых от воспитательного процесса – напротив, ею необходимо умно и тактично руководить, направлять в нужное русло, культивировать, закреплять. Иначе она заглохнет, исчезнет надолго, быть может и навсегда [2, с. 18].

Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение детей к духовному потенциалу русской культуры. В педагогике на протяжении многих лет неуклонно осознается важность духовно-нравственного воспитания, результативность которого невозможна без религиозного привлечения – выдающегося культурообразующегося наследия [10, с. 47]. Нравственные и религиозные нормы поведения взаимосвязаны и имеют много общего. Несмотря на очевидные различия в нравственной кодификации отношений разных мировых религий в них лежат общечеловеческие морально-этические понятия любви, надежды, справедливости и уважения к человеку [2, с. 4].

Из этого следует вывод, что духовно-нравственное воспитание должно начинаться еще с дородового периода. С малых лет родители должны воспитывать детей собственным примером и примером сказочных героев, так же необходимо возрождение игровой традиции, игрового детского фольклора, как источника готовых способов решения проблем. Большую роль играет благоприятная атмосфера в доме, взаимопонимание и любовь между членами семьи, а также оберегание детей от пагубного влияния средств массовой информации, что является важнейшими факторами духовно-нравственного воспитания в семье.

Литература

1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей детского сада/ Р. С. Буре, А. Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1985. – 143с.

2. Вульфсон, Б. Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания/Б. Л. Вульфсон// Педагогика – 2003.-№5. – С 3-15

3. Дошкольная педагогика [Текст]/В. И. Ядэшко, Ф. А. [и др. ]; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415с.

4. Дошкольная педагогика: методика и организация ком. вос. в дет. саду. [Текст]/Под ред. В. И. Логиновой, П. Р. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288с.

5. Зорин, К. В. Что такое наследственная порча/Зорин К. В. – М.: Русскiй хронографъ 1991, 2007. – 384с.

6. Киркос, Р. Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста/ Р. Ю Киркос. – С-П.: изд-во «Статис», 2005.-221с.

7. Наш православный дом. – М.: Даниловский благовестник, 2000. – 320с.

8. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей/В. Г. Нечаева [и др].; Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М. Просвещение, 1984. – 272с.

9. Семенова, Л. А. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью/ Л. А. Семенова//Дошкольное воспитание. – 2008. - №9. – С 43-47

10. Семына Е. Музыка: воспитание души/Е. Семина//Дошкольное воспитание. – 2007-№1. – С 33-39

11. Скокова, Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания/Г. В. Скокова // Начальная школа. – 2006- №4. – С 45-49

12. Теплюк, С. Формирование основ нравственности [советы молодым родителям]/С. Теплюк //Дошкольное воспитание. – 1990. – №10. – С 79 -83

13. Фромм, Э. Душа человека. / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 430с.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 21:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....