МААМ-картинки

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры»

Ирина Ковалева
Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМОВНИКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ БАБАЕВСКОГО П. А.»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ:

«Русский язык как форма существования национальной культуры»

Октябрь, 2016 г

Тема: Русский язык как форма существования национальной культуры

Публикация «Открытый урок для учащихся 10 класса „Русский язык как форма существования национальной культуры“» размещена в разделах

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений.

Вид урока : беседа с выполнением практической части.

Метод обучения: рассказ, чтение текста, эвристическая беседа, выполнение практического, частично-поисковый метод, синквейн, анализ текста.

Межпредметные связи: литература, культура речи, эстетика

Цели урока :

1. Обобщить и систематизировать материал русского языка за курс основной школы.

2. Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.

3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к русскому языку, к культуре речи.

Задачи урока :

Обучающие:

1. Определить уровень сформированности у студентов умений и навыков по русскому языку за курс основной школы.

2. Обобщить знания, полученные в 5-9 классах.

3. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие:

1. Развивать мышление, память, обогащать словарный запас обучающихся, работать над дикцией.

2. Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами.

3. Развивать связную монологическую речь обучающихся.

4. Развивать навыки поиска и отбора нужной информации по известным адресам.

5. Развивать умения выделять главное, анализ и синтез материала, рассуж-дать на заданную тему, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

2. Воспитывать речевую культуру обучающихся.

3. Воспитание коллективизма на основе групповой самоорганизации.

4. Содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собст-венную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль.

Оборудование:

1) учебник; 2) словари русского языка; 3) карточки; 4) презентация;

5) компьютер и мультимедийный проектор, экран.

План занятия:

1. Организационный момент. 0,5 мин

2. Сообщение темы и целей занятия. 1 мин

3. Краткое вступительное слово учителя о содержании работы 1 мин

4. «Смотр знаний». Повторение изученного в 5-9 классах. 6 мин

5. Работа по карточкам с использованием алгоритмов. 10 мин

6. Итоги занятия. Рефлексия. 1 мин

7. Домашнее задание. 0,5 мин

Эпиграф

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, на-слажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

Н. В. Гоголь

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Преподаватель)

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

- Я рада вас видеть на моем уроке. Сегодня у нас необычный урок. Он по-требует от вас большей мобильности. Надеюсь, что мы справимся.

2. Сообщение темы и целей занятия. (Преподаватель)

Тема нашего урока : «Русский язык как форма существования национальной культуры»

Цель занятия: повторение и обобщений ранее изученного материала.

В ходе урока мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей (создание собственного маленького французского стиха - синквейна) и навыков культуры речи. Все это вы отразите в листах - заданиях, где я подведу итоги вашей работы.

3. Краткое вступительное слово преподавателя.

Уважаемые студенты, наше государство имеет много национальных ценностей. Это и памятники архитектуры, предметы живописи, музыка и к этим достижениям мы относим русский язык. Приведу слова Н. В. Гоголя, которые стали эпиграфом нашего урока :

Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его

и изловить чудные законы его…

4. «Смотр знаний». Повторение изученного.

4.1.

Преподаватель: Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Н. М. Карамзин

Как понимаете смысл высказывания, согласны ли с ним?

Найдите грамматическую основу предложения и подчеркните её.

Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой, в которой слова автора разрывали бы прямую речь.

«П, – а, – п.»

4.2. Преподаватель:

Выберите афоризмы, развивающие тему урока и запишите № предложения. А что такое афоризм, приведите примеры?

1. Цени слово. Каждое может быть твоим последним. (С. Е. Лец)

2. Нет магии сильней, чем магия слов. (А. Франс)

3. Самым важным из всех слов мне представляется – последнее слово. Слова имеют свою собственную душу. (Б. Брехт)

4. Не умея держать в руке топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (М. Горький)

5. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л. Н. Толстой)

6. Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М. М. Пришвин)

7. Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, не определён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И. Готфрид)

4.3. Преподаватель

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г, написал стихотворение:

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

1915

Ребята, почему поэт называет речь (язык) «бессмертным даром» и утвер-ждает, что «нет у нас иного достоянья?»

4.4. Преподаватель:

Ребята, дайте определение, что такое язык как речь? А теперь по памяти постарайтесь записать данное определение:

Язык – это важный элемент национальной культуры, национальное достояние и необходимое средство общения людей

Язык – знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом.

- Какое место он занимает в ряду других языков?

- Назовите форму существования современного русского языка?

(Обучающиеся зачитывают отобранный материал на слайдах)

4.5 Преподаватель.

Поскольку мы заговорили о нормах литературного языка, полезно вспом-нить и наших помощников. (Слайд)

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.

(Ф. Вольтер)

Прочитаем стихотворение и выполним задание.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер

Задание: анализ текста

1) Тема, стиль речи

2) Средства выразительности (метафора, олицетворение, сравнение)

4.6. Преподаватель:

Многие великие люди отзывались о величии русского языка. Вы, наверное, помните знаменитое стихотворение в прозе И. С. Тургенева о русском языке.

Если нет, я вам его напомню:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882 г.

Преподаватель: Я предлагаю вам в завершении нашего занятия составить свой синквейн, который подведет итог нашему занятию.

(Ребята по желанию зачитывают свои стихи).

Преподаватель: Итак, вернемся к теме нашего урока. Согласны ли вы, с утверждением, что русский язык – это наше национальная гордость и достояние? Докажите, что владение языком – принцип национальной культуры? (Ответы студентов).

5. Итоги занятия. Преподаватель.

Спасибо всем за урок. Любите и берегите наш язык. Я думаю, что постав-ленные задачи выполнены. Оценки за участие на уроке. ___

Ваши творческие работы будут оценены позже. До свидания!

Информационное обеспечение урока :

Литература :

1. Воителева Т. М. учебник: Русский язык : 10- 11 класс,-М., Издательский центр «Академия», 2012г

2. Воителева Т. М. Русский язык и культура речи : дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Словари:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л. И. Скворцова. – М., 2006.

2. Шанский Н. М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка : значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Интернет – ресурсы:

1. https://gramota.ruсправочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

2. https://slovari.gramota.ru - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота. ру

Лист заданий к уроку (эталон ответов)

Заполните таблицу___(ф. и. студента)

№ ЗАДАНИЯ

1. Грамматическая основа предложения

(1 балл) – 0,5 мин Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучить-ся всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учить-ся своему природному. Н. М. Карамзин

2. Оформить прямую речь

(1 балл) – 2 мин «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, - ска-зал справедливо Вольтер,- но во всю жизнь надобно учиться своему природному.»

3. № предложения, содержа-щие афоризм

(1балл) – 2,5 мин 4,5

4. Запись по памяти

(3 балла) – 3мин Язык – это важный элемент национальной культуры, нацио-нальное достояние и необходимое средство общения людей.

Язык – знаковая система, которая состоит из языковых еди-ниц, находящихся во взаимосвязи друг с другом.

5. Анализ текста

(4 балла) – 4 мин Речь- людское чудо. Художественный стиль.

Людское чудо

Голос потерав, дремлют в словарях.

Как птицы в клетках.

6. Синквейн

(2 балла) – 2 мин Русский язык.

Живой, удивительный.

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Норма оценивания: «5» - 12-11; «4» - 10-9; «3» -8-6; «2» менее 6 баллов

Проверил преподаватель___ Оценка___

Публикации по теме:

Конспект и презентация урока русского языка в 5 кл (Е. А. Быстрова) «Переходные глаголы» Тема:Глаголы переходные 5кл. Учитель русского языка и литературы: Малыгина Антонида Юрьевна Оборудование: учебник русс. яз. 5кл. Е. А. Быстровой;.

Конспект ОД по развитию музыкального восприятия в подготовительной к школе группе с учетом требований ФГОС «Знакомство со струнными инструментами» Составила: Земскова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель МБУ детский сад № 200 «Волшебный.

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс) РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Конспект урока русского языка «Повторение глагола» «Средняя школа№2» отдела образования акимата Федоровского района Учитель русского языка и литературы Нысанбаева Забира Кумшукбаевна Класс:5.

Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Вступление. (1-2 предложения) (Я смотрю на картину… .Передо мной картина.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС .

Урок русского языка 3 класс Тема: Словосочетание Цель: познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”; начать формировать умение отличать словосочетание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры»
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 11:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД