«Давайте познакомимся!»   Нетрадиционные техники рисования

Мария Корж
«Давайте познакомимся!»   Нетрадиционные техники рисования

Мориц ю.:
В каждой кляксе что-то есть, если в кляксу пальцем влезть!

Дошкольный возраст является периодом активного познания окружающего мира предметов, ребенок учится точно и расчлененно их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений - о цвете, форме, величине. Уже с раннего возраста у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности. Наблюдение за деятельностью детей и анализ специальной литературы по проблеме обучения детей нетрадиционным техникам рисования позволили делать вывод: рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка не является искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен". Рисование - самое первое и доступное средство выражения своего настроения, чувств, эмоций. Рисуя, ребенок каждый раз по-новому видит окружающий мир - он ИЗОбретает! Он интуитивно ищет и находит свои методы, способы и приемы рисования и хдесь малыш в своем творческом развитии проходит путь от простоо созерцания до создания собственного шедевра. Следовательно, необходимо создать основу для самореализации творческого потенциала ребенка. В этом непростом, но очень увлекательном процессе на помощь приходит нетрадиционное рисование. Нетрадиционно - это значит своеобразно, оригинально, неповторимо, нестандартно. Нетрадиционное рисование - это не та область, где нужно следовать определенным правилам и указаниям. Именно здесь малышу можно дать простор для самовыражения: рисуй КАК хочешь, ЧЕМ хочешь и ГДЕ хочешь! Применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию фантазии, творческих способностей; помогает преодолевать многие детские страхи и неуверенность в себе ("Я не умею рисовать", "Я капнул краску на лист", "Я вылез за черту".); учит детей использовать многообразные материалы и подручные средства в работе; развивает мелкую моторику рук (в том числе рисование самой ладошкой, пальчиками, кулачком, ребром ладони); помогает быстрее достичь желаемого результата (пальчиком действительно быстрее, чем кистью).

Апробируя некоторые нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила заинтересованоость сос стороны родителей. "Как замечательно!", "Это оригинально", "А как это получается?", "Что для этого нужно делать" - все чаще и больше родителей спрашивали о "необычном" рисовании. Я пришла к выводу, что "лепить" маленького ХУДОЖНИКА необходимо в паре с родителем, а в идеале со всей семьей. Ведь большую часть дня дети проводят в дошкольных учреждениях и лишь вечерами уставшие родители попутно спрашивают детей о прошедшем дне: "Что ты сегодня кушал в садике?", "Кто тебя обижал" и т. д. А ребенок хочет рассказать о том, что он сегодня "рисовал" ладошкой и ему понравилось, он хочет повторить дома. И ведь немногие родители отваживаются на этот подвиг в силу того, что устали, нет желания отмывать все вокруг после творчества, но чаще всего из-за незнания основ такого "неправильного" рисования.

Для родителей своих воспитанников я организовала семинар-практику, на котором познакомила с теми основными техниками нетрадиционного рисования, которые применяю на занятиях с детьми соответствующего возраста. Не зря говорят, что взрослые - это дети, но только большие. Воторга и неподдельного интереса было не меньше, чем у их ребятишек. Полезно и просто необходимо взрослым возращаться в детство и ВМЕСТЕ с ребенком творить чудеса, пусть и на бумаге. Такое "волшебное" рисование - совершенное средство от усталости, повседневных бытовых проблем, стрессов, а самое главное - уникальная возможность побыть со своим ребенком вместе, наедине с ним, узнать его способности, зарялиться позитивом, энергией, бодростью. А сколько интересных вещичек и предметов дома, которые можно использовать в ИЗОтворениях (зубная щетка, пробки, поролон, свечки, расчески).

Позже ролители подходили за советами, рекомендациями и просто поделиться впечатлением. Я и в дальнейшем собираюсь работать вместе с родителями, усложняя технологии и расширяя возможности использования "нетрадиции".

Приведу несколько техник рисования, с которых я начинала со своими детками.

Кляксография

Сущность заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы и уже даже маленький ребенок может видеть какой-то образ. Это очень развивает мышление и воображение. Впоследствии, подсказывая ребенку, можно перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: точка, пятно, короткая линия, цвет.

Материалы: емкость с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки. Способ получения изображения: опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки, различные линии. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цыет, необычный силуэт.

Материалы: большие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета (листы большого формата, салфетки.

Способ получения: ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге, при этом пальцы модно держать вместе или растопырив их. Можно рисовать правой и левой руками и использовать при этом различные цвета. Затем обвести силуэт простым карандашом и дорисовать необходимые детали закрашивая рисунок красками. Затем гуашь легко смывается.

Монотипия

Материал: краска, кисточка, бумага различного цвета и размера.

Способ получения: складываем лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, наносим несколько ярких разноцветных пятен. Затем складываем лист по тому же сгибу и проглаживаем его ладонью. Открываем и смотрим, что получилось. Ребенок называет тот образ, колторый ему видится.

Восковые мелки плюс акварель

Средства выразительности: цвет, пятно, линия, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Спосою получения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге (например, цветы, затем закрашивает лист акварелью (например, зеленой). Рисунок мелками остается незакрашенным (в нашем примере на лугу распускаются цветы).

Набрызг

Средсвта выразительости: точа, фактура, кусочек плотного картона.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу

Существуют более сложные техники рисования, подходящеи детям старшего дошкольного возраста: рисование цветной мыльной пеной, свечой, мятой бумагой, природными материалами, пластилином, поролоном, нитками и т. д.

Разнообразие материалов ставит перед нами новые цели и заставляет все время что-нибудь придумывать, сочетать. Дети меньше утомляются, у них сохраняется активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания. Поэтому, дорогие родители, не бойтесь экспериментрировать со своими детьми, а живите в свои будни - творите.

Использованная литература:

1. Быкова О. А., Кайзер Ю. А. "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушение речевого развития" //"Дошкольная педагогика" №5, 2011г.

2. Казакова Т. Г. "Изобразительная деятельность младших дошкольников" Пособие для воспитателей детского сада - М.: Просвещение, 1980г.

3. Казакова Т. Г. "Занятие по рисованию с дошкольниками" - М.: ТЦ Сфера, 2008г.

4. Леонова Н. Н. "Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению" //"Управление ДОУ" №5, 2012г.

5. Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации". Ранний возраст - М.: Карапуз - Дидактика, 2007г.

6. Шипкова В. Н. "Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности" // "Дошкольная педагогика" №1, 2012г.

Публикации по теме:
Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Рисование
Автор публикации:
«Давайте познакомимся!»   Нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 18:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....