МААМ-картинки

Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой

Надежда Лебедева
Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой

Чтение должно стать для ребенка очень тонким

инструментом овладения знаниями и

вместе с тем источником богатой духовной жизни

В. А. Сухомлинский

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Публикация «Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой» размещена в разделах

В настоящее время в Российской Федерации отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ в структуре дефекта наблюдается несформированность базовых психических функций (дети с интеллектуальной недостаточностью) и недостаточное развитие базовых психических функций (дети с ЗПР) в связи с этим необходима организация специальной коррекционной работы по ознакомлению с отечественной литературой. Проблема социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии. Проблема детского чтения еще одна из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям стали меньше читать, а значит страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогом. В наше время актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.

Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопонимания. Она развивает мышление и воображение ребенка. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Дошкольники с ОВЗ- это дети с особыми образовательными потребностями

Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм. Вместе с тем в практике ДОУ в решении проблемы в формировании первичных представлений у дошкольников об отечественной литературе можно выявить ряд недостатков:

Недостатки в результатах:

- Незнание авторов и названий произведений;

-Не различают отечественную и зарубежную литературы;

-Труднее сформирован интерес к литературе;

Недостатки в основном процессе:

-Недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественной литературе;

-Недостаток условий организующих условия проведения мероприятий по данной тематике;

Недостатки в условиях профессиональной деятельности :

-недостаточное обеспечение наглядными пособиями

-в группах не организованы уголки для детей с использованием отечественной литературы;

-недостаточно организованно предметно-развивающее пространство

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем.

Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.

Таким образом, выявлены противоречия:

Формирование ознакомления с отечественной литературой детей с ОВЗ требует использования при ознакомлении с отечественной литературы аудиозаписей, книг, но недостаточно сформирована предметно-пространственная среда.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Обеспечить деятельность педагога по ознакомлению с отечественной литературой детей с ОВЗ.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и с темой работы Пример проявления в действии и в речи ребенка

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Формирование первичных представлений об отечественной литературе

Активно участвует в театрализованной деятельности по сценариям, в основе которых отечественная литература. Высказывает мнение о понравившихся отечественных произведений.

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,

стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается

на различные произведения культуры и искусства;

Увлечение самим процессом чтения

Знает наизусть:

-стихотворные произведения,

-названия отечественных произведений,

-Называет авторов отечественной литературы : А. С. Пушкин, А. Л. Барто

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; Владение речью как средством общения и культуры, стимулирование сопереживания персонажей народных произведений; развитие речевого творчества Составляет предложения.

Составляет пересказ с помощью наглядности и без нее.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Ознакомление ведется с учетом интеллектуальной недоразвитости детей, это и определяет содержание и деятельность педагога.

Ознакомление с отечественной литературой с детьми с ОВЗ ведется в доступной форме для дошкольного возраста. Учитываются возрастные особенности дошкольников с ОВЗ; объем умений и навыков, которым овладевают дети.

Перед началом ознакомления желательно подготовить наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Детей необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого нужно провести различные предварительные беседы, в которых нужно обращаться к личному опыту каждого слушателя, вызывать в его памяти соответствующие ассоциации.

Например, сказке К. Чуковского «Айболит» можно посвятить три разных занятия: первое — рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражнения для совершенствования грамматической правильности речи детей). Второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки «Айболит»). Третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам «Айболит»).

Для того чтобы увидеть, что ребенок с ОВЗ научился называть авторов отечественной литературы (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак и др, отличать отечественные произведения от зарубежных можно провести несколько дидактических игр «Путешествие по сказкам», «Сбежавшие герои сказок», «Угадай что за сказка», походы в библиотеку на тематический вечер, посвященный отечественным сказкам.

Театрализованное представление по мотивам отечественных произведений поможет понять педагогу, что дети не только знают произведения отечественных авторов, но и смогут применить это в своей деятельности. Например, «Путешествие по Лукоморью» (по мотивам сказки Пушкина А. С, «Муха-Цокотуха» (К. И. Чуковский, «Кошкин дом» (С. Я. Маршак).

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа была успешной и плодотворной, в работе должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

Повышение компетентности педагогических работников через самообразование

Семинары, педсоветы,круглые столы

Повышение квалификации через посещение курсов в СИПКРО, ЦРО

Научно-методические:

Приобрести в методический кабинет новинки по нравственному воспитанию дошкольников.

Апробировать новые методики программ по художественно-эстетическому воспитанию.

Материально-технические:

Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию первичных представлений об отечественной литературе.

Обеспечение разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей для формирования первичных представлений об отечественной литературе.

Компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией об отечественной литературе.

Приобрести различные костюмы для проведения театрализованной деятельности и праздников.

Нормативно-правовые:h

Письменные разрешения родителей для посещения музеев, экскурсий.

Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.

ФГОС, конвенция о правах ребенка, закон об образовании 2009 г.

Публикации по теме:

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольника с детской литературой Актуальность данного опыта заключается в том, что педагог решает в нем проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста. За последние.

Деловая игра с педагогами «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой» Цель: формировать педагогическую компетентность педагогов в вопросе ознакомления детей с художественной литературой. Задачи: 1. Систематизировать.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок»Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой «Герои сказок» Цели: Закрепить умение детей отгадывать название.

Конспект ОД по ознакомлению детей старшей группы со стихами кубанских поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне Тема:Знакомство со стихами кубанских поэтов- фронтовиков о Великой Отечественной войне. Программные задачи: - Дать представление о разнообразии.

Занятие по ознакомлению детей 4–5 лет с художественной литературой в рамках регионального компонента «Саамская сказка» Конспект занятия по ознакомлению детей 4-5 лет с художественной литературой "Саамская сказка"Цель: дать детям представления о быте и культуре.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет?» Непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим в средней группе «.

НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой «В гостях у дедушки Чуковского» Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать приучать.

Проект по ознакомлению детей второй младшей группы с детской художественной литературой «Там, на неведомых дорожках» по теме «Ознакомление детей с детской художественной литературой как средством познавательного развития» Тип: творческо-информационный Вид:.

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению старших дошкольников с детской литературой Возрастная группа: Старший дошкольный возраст. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Знакомство дошкольника с детской литературой во взаимодействии с родителями Художественная литература сопровождает человек с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность педагога по ознакомлению детей с ОВЗ с детской отечественной литературой
Опубликовано: 25 октября 2015 в 10:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД