Деловая игра для учителей-логопедов «Логопедическая мозаика»

Ирина Артамонова
Деловая игра для учителей-логопедов «Логопедическая мозаика»

Деловая игра «Логопедическая мозаика»

«Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Н. Аксаков

Кропотливый труд логопеда помогает многим людям начать говорить правильно и чувствовать себя уверенно в обществе. Слово «логопед» можно перевести с греческого как «Слово детям». Вся наша работа связана со словом. Слово, также как и слог, словосочетание, предложение - это естественно и закономерно вычленяющаяся из речевого потока единица речи. Каждое слово имеет свой звуковой состав и своё значение.

Предлагаю вам поиграть в игру. Наша игра будет проходить как конкурс. За каждое выполненное задание или правильный ответ вы получите фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, будут награждены памятными подарками.

Задание № 1.

Подберите к каждой букве слова «логопед» слова- ассоциации, связанные с педагогической деятельностью.

Л - лексика, лингвистика, логика, ламбдацизм, леворукость, логопедия.

О - обучение, образование, общение, общее (недоразвитие речи).

Г - грамматика, гаммацизм, гласные, голос, гимнастика, гнозис, графема.

О - односложный, омонимы, органы (речи, отражённая (речь, особенность, отчёт, оборудование, организация, оформление.

П - педагог, помощь, прогресс, партнёрство.

Е - единица (речи, ежедневный, ежегодный, единство.

Д - дети, детство, деятельность, диагностика, динамика, диаграмма,

документация, демонстрационный (материал, дефект, диалог, дизартрия, дикция, динамический (стереотип, дисграфия, дислексия, дислалия, дифференциация, дыхание.

Задание № 2.

На карточках- шифровках спрятались слова, связанные с нашей работой. Найдите их. Участники МО находят и выделяют маркером слова.

Слова: анализ, план, коррекция, обследование, фонетика, лексика, грамматика. Слова напечатаны вертикально и горизонтально среди других букв в таблице.

Задание № 3.

Слова состоят из звуков. Звук является смысловой единицей- фонемой лишь в слове. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо учителю- логопеду для правильной организации работы по исправлению звукопроизношения. У каждого согласного звука есть характеристика, которая отражает 5 основных признаков: наличие или отсутствие вибрации голосовых складок, способ артикуляции, место артикуляции, наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу, место резонирования.

Соотнесите звуки и их характеристики:

а) согласный, ротовой, переднеязычный, 1)[Ф`]

щелевой, твёрдый, глухой;

б) согласный, ротовой, губно- зубной, 2)[Ц]

щелевой, мягкий, глухой;

в) согласный, ротовой, переднеязычный, 3)[Ш]

смычно-щелевой, твёрдый, глухой;

г) согласный, носовой, губно- губной, 4)[М`]

смычно-проходной, мягкий, звонкий.

Задание № 4.

Каждое слово имеет значение. Многие родители хотят знать подробности недостатков речи своих детей. Они имеют на это право. Учитель- логопед должен уметь грамотно и аргументировано объяснить воспитателям и родителям смысл различных терминов, используемых в педагогической литературе. Выберите правильный вариант ответа.

Спастичность - это…

1)повышение мышечного тонуса;

2)нарушение просодики;

3)меняющийся характер мышечного тонуса;

4)снижение тонуса мышц.

Каппацизм - это…

1) расстройство произношения шипящих или свистящих звуков;

2) недостатки произношения заднеязычных звуков;

3) замена мягких согласных твёрдыми или их смешение;

4) недостатки произношения сонорных звуков.

Алалия- это…

1) нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное

судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

2) нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

недостаточностью иннервации речевого аппарата;

3) нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими

дефектами органов артикуляции;

4) отсутствие или недоразвитие речи у детей вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Задание № 5.

Речь учителя- логопеда должна быть образцом для детей, родителей и педагогов. Проверьте себя и поставьте ударение в словах:

без умолку, баловать, блокирование, валовой, вероисповедание, втридорога, газопровод, досыта, донельзя, досуг, задолго, звонит, созвонимся, закупоривать, каталог, украинский, квартал, красивее, кухонный, начать, начала, оптовый, шарфы, поверху, понизу, принудить, пуловер, свекла, собрались, умно, страховщик, сливовый, грушевый.

Задание № 6. «Рассказать скороговорку - тяжелей, чем влезть на горку…»

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Скороговорки традиционно используются учителями- логопедами при автоматизации поставленных звуков у детей. Дикция логопедов тоже должна быть чёткой. Предлагаю вам потренировать свой артикуляционный аппарат и произнести скороговорку. Выберите контейнер, в котором указана эмоция, с которой вы будете рассказывать скороговорку. Предлагаю вам специфические логопедические скороговорки.

•У Лоры - роллы, а у Лолы - Моторола.

•Целлюлит Рита зрит, целлюлит Риту злит.

•Накупила злая Рая в Л'Этуале Л'Ореаля.

•Трепало евро Лерины нервы.

•Протратилась в Анталии нотариус Наталия.

Задание № 7.

Все используемые в дошкольных учреждениях программы предусматривают развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, умения анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Попробуйте и вы их решить.

Может ли петух назвать себя птицей? (Петух не умеет говорить)

Что кидают в кастрюлю перед тем, как начать готовить? (Взгляд. Проверяют, чистая ли она.)

Какое яблоко не является фруктом? (глазное)

На чём любит спать лежебока? (На боку).

Какая звезда видна невооружённым глазом даже днём? (солнце)

Папу Саши зовут Михаил Степанович, а дедушку Иван Семёнович. Назовите отчество мамы Саши. (Ивановна)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

Задание № 8.

Логопедическое ассорти. Логопедам нужно выбрать предметы, рассказать и показать, как можно использовать их в работе с детьми. Предметы: шишки, каштаны, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 9.

В логопедические занятия целесообразно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду. Включая разные виды деятельности в логопедические занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов.

Интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.

Предлагаю вам решить весёлые задачки в стихотворной форме. Их можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков.

Ёжик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два - под березой.

Один - у осины.

Сколько их будет

в плетеной корзине?

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте».

Сколько всех,пересчитайте!

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек.

"Приходите все на чай!"

Сколько чаек, отвечай!

Задание № 10.

Одним из этапов работы при коррекции звукопроизношения является автоматизация поставленных звуков в стихотворениях. Этот конкурс называется "Кто первый выучит стихотворение". Стихотворение это очень весёлое и легко учится.

Жили-были три японца:

Як,

Як це драк,

и Як це драк це драк це дрони.

Жили-были три японки:

Ципи,

Ципи Дрипи,

и Ципи Дрипи лимпомпони.

Поженились Як на Ципе,

Як це драк на Ципе Дрипе,

Як це драк це драк це дрони

на Ципе Дрипе лимпомпони.

И у них родились дети:

У Яка с Ципой-Шах,

У Яка це драка с Ципой Дрипой-Шах Шарах,

У Як це драк це драк це дрони

с Ципой Дрипой лимпомпони-

Шах-Шарах-Шарони!

Подведение итогов деловой игры и вручение участникам, набравшим наибольшее количество фишек, памятных подарков.

Деловая игра для учителей-логопедов «Логопедическая мозаика»
Публикации по теме:

14 правил красивой речи 14 правил красивой речи. 1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются.

Игра-презентация «Отгадай слово» (обучение грамоте) Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (3 -5, развивать фонематический слух.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Деловая игра для учителей-логопедов «Логопедическая мозаика»
Опубликовано: 6 января 2014 в 20:32
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Детский мастер класс. Рисование зимующих птиц.
Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый зимний гость!...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....