Деловая игра для воспитателей «Ребенок на пороге школы»

Минсиря Ахмерова
Деловая игра для воспитателей «Ребенок на пороге школы»

Деловая игра «Что?Когда?Почему?»

Тема: «Ребенок на пороге к школе»

Цели игры:

Определить наиболее важные психологические характеристики готовности ребенка к школе;

Повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе;

Формирование навыков позитивного общения воспитателей,умение работать в коллективе.

Ход игры:

Ведущий. Добрый день,уважаемые коллеги и гости!Сегодня я предлагаю вашему вниманию деловую игру «Что?Когда?Почему?»

Ведущий. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения,а еще лучше-до поступления в школу?Что же такое «готовность к школе»?Для чего это нужно знать?Попробуем разобраться.

Педагоги делятся на группы. Перед вами игровое поле и волчок,который вы раскручиваете и выбираете вопрос.

Задание№1

Итак,первый вопрос. Какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители?

Второй вопрос. Какими качествами должен обладать,на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?

Третий вопрос. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента,как он,вооружившись ранцем и букетом цветов,отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить,что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр,т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения «ученик-учитель».Они требуют от первоклассника принятия роли ученика,т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.

3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок,чего достигнет,пребывая в ее стенах,-во многом зависит от нас,взрослых.

Четвертый вопрос. Раскройте важность физической готовности

ребенка к обучению в школе.

Пятый вопрос. Что произойдет,если ребенок в момент поступления в

школу не будет психологически готов к такому серьезному и ответственному моменту?

Ведущий. Неуспеваемость,школьные неврозы,повышенная тревожность-это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя»психологическая готовность к школе?Прежде чем ответить на вопрос,познакомьтесь с информацией на плакате.

На доске можно повесить плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

*интеллектуальную готовность;

*мотивационную (социально-личностная)готовность;

*волевую готовность;

*коммуникативную готовность.

Задание№2

Педагогические ситуации.

Ведущий. Давайте на примерах посмотрим как мы в реальной жизни готовим детей к школе.

*Пятилетнего Гришу «зачитывают»все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:

-Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Как вы считаете,оправдано ли стремление Гришиных родителей как можно больше прочитать ребенку книг?

Важно подчеркнуть:

Поспешность сделать из ребенка «начитанного всезнайку» неоправданна. Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд,не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению,неусидчивости,неумению сосредотачиваться,проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.

Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги;встречаясь с ними,как со старыми знакомыми,они стараются «подсказать» рассказчику,что будет дальше,поправляют,если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.

*Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений,много читают и рассказывают,учат считать,читать,заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят: «Ксения знает много стихов,на память знает чуть ли не всю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»,с интересом слушает книги,предназначенные для школьников. Уже читает, считает до ста…Развита не по годам. Думаем,что ей легко будет учиться».

Проанализируйте приведенное высказывание родителей и дайте им оценку. Как вы полагаете, в чем заключается подготовка ребенка к школе?

*Родители Игоря говорят: «Мы хотим,чтобы сын хорошо учился,но не знаем,как подготовить его к школе. Ведь дать Игорю знания в системе мы не умеем. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие,усидчивость,следим,чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Следим,чтобы он постоянно был занят чем-то полезным,помогал нам,взрослым, и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе,стараемся внушить,что учение-это труд,и,для того чтобы стать хорошим учеником,нужно быть прилежным во всех делах».

Проанализируйте высказывание родителей и дайте им оценку. Каково ваше мнение в вопросе подготовки детей к обучению в школе?

* Родители четырехлетней Оли боятся перезагрузки детского ума: «мала еще-не поймет»-и потому не считают нужным объяснять или говорить о том,что ребенок видел или слышал,но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить,отвечают ей:-Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь-узнаешь. Они считают: «Еще до школы далеко. Да и вообще,стоит ли ребенка готовить к учению?Вот пойдет в школу,там его будут учить учителя».

Проанализируйте высказывание родителей. Если вы считаете нужным готовить ребенка к школе заранее,то когда,по вашему мнению,следует начинать такую подготовку?

*Илюша(5лет)предпочитает шумные игры,а занятия,требующие сосредаточенности,не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок,не приложив усилий:видно,что может рисовать лучше,но не старался. Но мама,посмотрев его работу,говорит:

-Хорошо,молодец!Для нее главное,чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр»и создает новый,ничуть не лучше прежнего.

-А это хорошо?-спрашивает он,заранее уверенный,что его похвалят.

-И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!

Мать считает: «Подумаешь-не дорисовал!Подумаешь,неправильно держит карандаш!Пойдет в школу-научится. Не беда,что принимается сразу за несколько дел-лишь бы занят был. Вот пойдет в школу,тогда…»

Проанализируйте прочитанное и сделайте предложение,как может сказаться захваливание ребенка на его готовности к обучению в школе. В каких случаях можно похвалить ребенка?Почему в подготовке к школе так важно умение ребенка доводить начатое дело до конца?

Важно подчеркнуть:

Если ребенок постоянно слышит похвалу,то постепенно привыкает к тому,что все дается ему легко и просто,усилия и старания не нужны. И тогда может произойти,что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятиям,что у него образовался неправильный навык держать ручку,что у него нет усидчивости,терпения,настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: «неспособный»А оказывается,дело в другом:вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности.

Важно следить,чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение,ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит,что вы серьезно относитесь к его делам,то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания,за приложенные усилия,за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия,вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.

*Моя дочь посещает подготовительную группу детского сада. В июне ей исполняется 6 лет. Она не умеет писать и читать,знает только буквы,совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже бегло читают. Я бы хотела отдать дочь в школу,но опасаюсь,что она не готова к обучению. Что должен знать и уметь ребенок,поступающий в школу?Может быть,нам еще на один год остаться в детском саду?Посоветуйте,-говорит родитель.

Для ребенка,поступающего в школу,наиболее важны определенный кругозор,миропонимание,опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка,поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу,подумайте,а стоит ли?Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает,что и в 7 лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.

*«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу».

Внимание! Вопросы.

1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?

Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.

*«Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

Внимание! Вопросы:

1. Что послужило причиной неуспехов в школе?

2. Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

*Говорит одна мама: «Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует и не лепит, как все дети в д/саду, да он и не стремится к этому, да и мы не поощряем. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!»

Внимание! Вопросы:

1. Оцените семейное воспитание Павлика?

2. Можно ли предвидеть результаты учения Павлика?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. У детей, со слабой мелкой моторикой будут трудности с письмом. Необходимо упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.

Ведущий. Уважаемые педагоги!Вы отлично справились с заданиями,надеюсь,что предложенная тема была интересной. Информация,которую вы получили,станет для вас полезной.

Публикации по теме:

Детско-родительская студия в подготовительной группе Тема: Психологическая готовность детей к школе с применением мультимедийных презентаций. Раскрытие основных показателей готовности ребенка.

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Деловая игра для воспитателей «Ребенок на пороге школы»
Опубликовано: 7 января 2014 в 19:58
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...