Деловая игра для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольника»

Данилова Евгения Васильевна
Деловая игра для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89»

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Деловая игра для воспитателей

Подготовила учитель-логопед

Данилова Евгения васильевна

15 марта 2012 года

Деловая игра для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольника»

Цель: активизировать деятельность педагогов.

Задачи:

• Уточнить знания педагогов по теме «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;

Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;

Воспитание звуковой культуры речи.

Атрибуты игры:

• Куб с цифрами

• Гласные и согласные буквы

• Раздаточный материал (скороговорки, ударение, вопросы)

• Воздушные шары

• Ноты со слогами

• Табло для демонстрации результатов

• Часы

• Бланки-протоколы у жюри

Вступительное слово.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Познавательно - речевое развитие детей в дошкольном возрасте, предполагает:

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

- развитие у детей способности к практическому и умственному экспериментированию, моделированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию;

- формирование у детей предпосылок грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности;

- развитие умения устанавливать при помощи речи личные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

- формирование у детей разных структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики) и использование их в разных ситуациях общения;

- приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, к явлениям других культур в их историческом и географическом аспектах;

- организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную и речевую активность детей;

- предоставление информации из разных областей культуры (речевой, математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Ход игры

У каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве).

Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв.

1. Разминка

Это задание не оценивается.

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

Иглы колкие торчат прямо с детства у (ежат).

В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там(ёрш).

Через горы и леса в край родной летит… (птица).

Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки).

Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый (петух).

Звонко цокают подковы на копытах у (коня).

Кукарекает спросонок Милый, добрый. поросенок? Ответ: петух

Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это. мишка? Белка

Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный. бегемот? Бабочка

Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова

Кружевную паутину Сплел искусно. Буратино? паук

В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два.? петуха

Очень медленно и тихо По листу ползет.? улитка

Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? Соловей

В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -. ? рыба

Меж коряг устроил домик Шар колючий - добрый. гномик? ёж

Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот?цыпленок

Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней,

Что быть может веселей? А поет вам. соловей? лягушка

Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?

Ответ: 3 кг

Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?

Ответ: под мокрым

Как далеко в лес может забежать заяц?

Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.

Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?

Ответ: В январе деревья не цветут

Куда идет цыпленок, переходя дорогу?

Ответ: на другую сторону дороги.

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта.

2. Говорун

Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты.

Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).

- Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки-языколомки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

• Проглотил прогоркшую горчицу - порадуйся горечи, забыв огорчиться.

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Жюри подсчитывает баллы.

3. Ударение

Командам раздаются листы с написанным в них одинаковым набором трудных слов. Необходимо проставить в словах ударение. На это задание дается 4 минуты. Затем команды меняются листами и проверяют, а ведущий зачитывает правильные ответы.

Если все слова написаны правильно, то команда получает 5 баллов. 1 ошибка минус 1 балл.

Иконопись

глАжение,

кваАшение,

краАшение,

упроОчение,

обеспЕчение,

сосредотОчение,

газопрОвод,

мусоропрОвод.

столЯр

звонИт,

договОр.

красИвее,

каталОг,

слИвовый,

пЕтля.

4. Музыкальная пауза

Пока жюри подсчитывает баллы, командам предлагается немного отвлечься. Участники будут исполнять детскую песенку «Я пеку, пеку, пеку» но не словами, а слогами (в начале игры все получают нотки с написанными на них слогами). Песню поют по очереди.

5. Воздушный шар

Команды по очереди берут по одному шару и лопают его. Внутри шара вопрос. Дается 3 минуты на подготовку. За каждый правильный ответ командам начисляется по 2 балла.

Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

Ответ: на первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлечь к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями.

Назовите главные задачи познавательного развития?

Ответ: развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности.

Перечислите функции речи старшего дошкольника?

Ответ: - установление контактов с окружающими, привлечение внимания к себе, своим делам, переживаниям.

- важный источник знаний об окружающем мире, средство их фиксации.

- область объективных отношений, которые познает ребенок.

- область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка.

Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.

Ответ: - развитие общих познавательных способностей, наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы.

- воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.

-воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе (УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЯ)

A. - Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора.

B. - Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям

C. - Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста

D. - Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.

E. -Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.

Ответ:

A. Средняя группа

B. 1-ая младшая группа

C. Старшая группа

D. 2-ая младшая группа

E. Подготовительная к школе группа

Какие методы используются при формировании познавательно-речевого развития?

Ответ:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Что влияет на формирование человеческой личности?

Ответ: воспитание, социальная и природная среда, наследственность.

Придумайте по 3 задания, направленные на развитие речи по темам:

Весна

Овощи

Транспорт

6. Подведение итогов.

7. Объявление результатов

Ведущий: Мы поздравляем команду победителей. Но нужно помнить, что кроме знаний для развития и воспитания детей необходимо хорошее настроение, а поэтому все участники получают небольшие сувениры.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Деловая игра для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольника»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 15:43
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Мастер-класс по изготовлению новогодних гномиков из соленого теста. +проверенный...
Сперва делаем тесто. Тесто для лепки - удивительный материал, который можно легко сделать дома. Создав массу для лепки самостоятельно вы будете на 100%...
Коллективная работа младшей группы «Петушок-золотой гребешок» (фотоотчет)
Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети. Целый год мы в...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Домашние птицы»
Цели: - Закреплять знания о домашних птицах; - Учить использовать в речи слова : цыплята, перышки, крылышки - Побуждать внимательно слушать рассказ....