МААМ-картинки

Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации

Нина Струева
Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации

Все формы методической работы в дошкольной образовательной организации можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д. (К. Ю. Белова) [2;75].

Публикация «Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Деловая игра нашла широкое применение в работе детского сада[4; 79-80].

Бабкин В. Ф. считает, что деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях [1; 108].

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики, т. е. для развития, воспитания и обучения детей и организации взаимодействия с их родителями в случае, если речь идет об использовании деловых игр в работе педагогов ДОО. К. Ю. Белая отличает проведение деловой игры от метода игрового моделирования.

Проведение деловой игры предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов-участников в рамках имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно-образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников. Бывают также игры, связанные с имитацией взаимодействия и взаимоотношений членов педагогического коллектива между собой и с руководством ДОО, с членами аттестационной комиссии и др. Так или иначе, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается и каковы цели участников, различаются учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры [3; 48-49].

Деловые игры связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации становится речевое развитие детей.

Приведем пример деловой игры

«Речевое развитие дошкольников»

Цель: совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в Организации.

Задачи:

• Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.

Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.

Развивать творческую активность участников.

1 задание. Разминка

Ведущий предлагает ответить командам на следующие вопросы

1. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?

2. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

4. Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.

2 задание «Черный ящик»

Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.

В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора [5; 84 – 92].

3 задание. Инсценировка

Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.

Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

4 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

5 задание. Игра

Капитанам команд предлагается провести словесную игру, пальчиковую гимнастику.

6 задание. Работа с пословицами, поговорками

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.

Карточка № 1.

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает.

2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.

3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.

Карточка № 2.

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу:

1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

«Переведите» пословицы на русский язык.

1. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото.

2. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет

3. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

7 задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Подведение итогов деловой игры.

Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.

Таким образом, деловая игра связана с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия. Изучение проблем образовательной деятельности через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и других форм работы с детьми. Эта форма имеет ценное значение, потому что способствует практическому освоению профессиональных навыков.

Список литературы

1. Бабкин В. Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении [Текст] : учебное пособие. Воронеж: ВГАСУ, 2009. 207

2. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. М: АСТ, 2011. 392 с.

3. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис – пресс, 2009. – 192с.

4. Кочеткова Н. А., Комардина Т. В., Шапошникова С. В. Справочник старшего воспитателя. Соответствует ФГОС ДО. Волгоград: Учитель, 2015. 301 с.

5. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образов. учреждений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.

Публикации по теме:

Игра как важнейшая форма организации деятельности детей раннего дошкольного возрастаИгра как важнейшая форма организации деятельности детей раннего дошкольного возраста гра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый.

Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями Аннотация: в статье затрагивается проблема неблагополучных семей. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время появляется все больше.

Варианты циклограмм проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации Трофимова О. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №90 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Тема выступления «Варианты циклограмм проектов в.

Деловая игра для педагогов «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности» Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Задачи:.

Формирование образовательных навыков как цель дошкольной образовательной организации УТЕШЕВА М. М. Воспитатель МБДОУ п. ХОХЛОВО детский сад №12 Формирование образовательных навыков как цель дошкольной образовательной организации.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» как инновационная форма работы с родителямиИнтеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» как инновационная форма работы с родителями Цель: В нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче.

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации В последнее время в психолого-педагогической литературе.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит.

Экскурсия как форма организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности. В этом периоде развиваются представления об обществе, человеке, культуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 15 января 2018 в 09:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД