МААМ-картинки

Деловая игра для педагогов ДОУ «На пороге школьной жизни»

Людмила Ежова
Деловая игра для педагогов ДОУ «На пороге школьной жизни»

В данном материале разработана деловая игра для педагогов ДОУ. От того, как ребенок будет подготовлен к школе, будет зависеть успешность адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Использование нетрадиционных приемов и методов работы способствует развитию интереса к изучению психологической готовности детей к школе, снимает психологические трудности, создает хорошее настроение и эффект успеха. А это так необходимо нашим педагогам в их продвижении вперед по пути изучения успешной подготовки детей к школьному обучению.

Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „На пороге школьной жизни“» размещена в разделах

Цель:обеспечить качественную подготовку детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в современной начальной школе, объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества образовательного процесса по подготовке детей к школе.

Задачи:

1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

2. Скорректировать работу по формированию учебной деятельности у дошкольников по подготовке к школе.

Предварительная работа:

• Отбор и изучение литературы по подготовке детей к школе.

• Повторение о видах готовности детей к школе, интегративные качества выпускника.

Материал: клей-карандаш, клей – момент, ножницы, цветная бумага, картон, веревочки, ленточки, шило, фломастеры, пуговицы; черный ящик и яблоко; песочные часы на 1 минуту; листочки для каждого участника.

Участники: две команды педагогов.

Ход деловой игры:

Задание 1. «Разминка» (в основе — метод разрешения противоречий).

Ведущий оглашает ситуации, которые одна команда характеризует с позиции «хорошо», а другая — с позиции «плохо».

Оценивается лёгкость и неординарность ответов.

Примерные ситуации:

1. Обучение детей в школе с 6-ти лет.

2. В подготовительную группу зачислен шестилетний новичок, не посещавший ранее детский сад.

Задание 2. Ведущий предлагает педагогам вопрос :

2.1. Назовите, что такое «готовность ребенка к школе»? Или охарактеризуйте психологическую (интеллектуальную) готовность ребенка к обучению в школе.

• умение ребенка писать, считать.

• желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых.

• способность сосредотачиваться на определенном деле.

• простое желание ребенка идти в школу

• желание узнать новое;

• любознательность;

• развитие образных представлений;

• умение ориентироваться в окружающем мире;

• сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);

• развитие психических процессов;

• особое развитие сенсорики, речи, мышления;

• знания, усвоенные в системе.

2.2. Назовите компоненты школьной готовности?

• Умственная готовность (интеллектуальная) – обогащённая познавательная сфера, высокий уровень развития связной речи на данном возрастном этапе, владение аппаратом обследовательских действий, мыслительными операциями (умение классифицировать, сравнивать анализировать, делать выводы по результатам, развитие произвольной памяти и ассоциативного мышления.

• Мотивационная – стремление получать знания, делиться ими с окружающими.

• Эмоционально-волевая – владение нравственными нормами поведения, самоконтроль при выполнении заданий, практических действий.

• Коммуникативная (готовность к общению) – умение слушать и слышать, формулировать вопросы к окружающим, стремление общаться со сверстниками и взрослыми для получения новых знаний.

• Психологическая – стремление самовыражаться, реализовывать свои возможности, проявление инициативы, самостоятельности.

Одним из составляющих компонентов психологической готовности к школе можно выделить физическую готовность.

2. Задание для воспитателей подготовительных групп:

Составьте ПОРТРЕТ выпускника детского сада по интегративным качествам (Фамилия Имя ребенка).

• физически развитый

Ребёнок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

• любознательный, активный

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

• эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

• способный управлять своим поведением и планировать свои действия

Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Ребёнок владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

• овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Задание 3. «Нам нравится ход ваших мыслей, нам нравится жест ваших рук».

Ведущий раздаёт участникам команд тексты известных пословиц. Через 1 минуту представители команд по очереди изображают их суть посредством мимики и пантомимики.

Пословицы:

• Учился читать да писать, а выучился петь да писать.

• Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

• Сколько голов, столько и умов.

• По одежке встречают, по уму провожают.

• Разговором сыт не будешь.

• Семеро одного не ждут

• От теплого слова и лед тает.

• Как две капли воды.

• Одна голова - хорошо, а две - лучше.

• Двое пашут, а семеро руками машут.

Задание 4.

Практическая работа «Качественные ресурсы некачественных предметов».

Ведущий предлагает изготовить, как можно больше вариантов использования в работе с детьми следующих материалов:

• Старые газеты;

• Пластиковой бутылки.

• Всевозможные коробочки (от сока, молока, большие, маленькие).

• Пластиковые яйца от киндер-сюрпризов.

Задание 5. Педагогические ситуации :

1. Ситуация. Петя ходит в подготовительную группу детского сада. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать, а также писать в тетради, заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит : «Я не умею, у меня не получается», «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

• Назовите причины, которые вызывают у Пети нежелание учиться.

• Какие ошибки часто допускают взрослые?

Решение. Ребенок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети «обобщают» как удачи, так и неудачи. Взрослым надо спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребенка читать или писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». По требованию взрослых дошкольник перестанет играть, но совсем не откажется от игры, будет продолжать играть тайком.

Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение — таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу

2. Ситуация. Мама Сережи (6 лет) услышала от сына, что он не хочет идти в школу. Маму это очень встревожило, и она решила провести свое домашнее исследование, чтобы выявить причины такого положения.

• Какое исследование должна провести мама? Что ей предпринять для изменения установки сына?

Решение. Мама должна в беседе выявить те причины, которые привели сына к негативным установкам в отношении школы. Целевые вопросы надо поставить в косвенной форме:

«А кто еще из вашей группы не хочет идти в школу;

«А почему они не хотят идти в школу.

Если ребенок отвечает, что дети говорят, будто программа в школе трудная и играть будет некогда, то тем самым сын выскажет от имени ребят свое мнение. Если ребенок сожалеет только о том, что некогда будет играть, значит, ребенку достаточно игры, он вполне ей удовлетворен. Ребенок даже субъективно может согласиться пойти в школу учиться, но объективной предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности у него еще не сформировано. Если в таком состоянии ребенок пойдет в школу, то первые дисциплинарные замечания приведут к переживаниям, неудовлетворенности своим общественным положением. Могут появиться негативные реакции, направленные на родителей и учителя. Кризис может быть сглажен, если ребенку, наравне с учебной деятельностью, дать возможность заниматься игрой. Мама должна посоветоваться с воспитательницей детского сада, почитать художественную литературу о школе, сводить сына в школу. Беседы и все действия мамы должны быть направлены на создание правильного отношения сына к школе.

3. Ситуация. Молодые родители, так представили своего сына Ваню, учительнице 1 класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».

Такая рекомендация насторожила опытного педагога, и не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

• Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?

Решение. Родители Вани считали, что их сын хорошо подготовлен к школе. Но у Вани не было сформировано умение вступать в контакт с новыми людьми — учителем и детьми, а также отсутствовала волевая и социально-личностная готовность. Учительница должна была в классе создать такие условия, которые помогли бы мальчику проявить свои способности и заслужить признание коллектива. Родителям необходимо было развивать общительность у своего сына.

4. Ситуация. Мама 6-летней девочки рассказывает: «У меня растет Оксана, скоро она пойдет в школу. В детском саду о ней хорошо отзываются: активная, развитая, послушная. Но мы с мужем заметили: Оксана старается всегда быть первой и этой цели добивается не лучшими средствами. Мы объясняем ей, что первой хорошо быть, если достигаешь этого честно. Как помочь дочери научиться считаться с другими? Думаем, в школьном коллективе ей будет нелегко».

• Права ли мама, высказывая такие опасения? Что можно посоветовать?

Решение. В группе детей обычно бывают лидеры. Они всегда активны, у них все получается, им нравится демонстрировать свои способности. Но нередко у таких детей проявляется упрямство, нежелание слушать других, особенно если взрослые не отмечают их достоинств. Правы те родители, которых тревожит такое поведение детей. Излишняя самоуверенность ребенка, нежелание считаться с другими может превратиться в зазнайство. Такого ребенка необходимо обучать в совместных играх взрослых и детей. Ребенку лучше увидеть, как надо поступать, чем услышать. Маме Оксаны можно посоветовать обсудить с дочерью и другими детьми предстоящую игру, распределить роли. Это поможет девочке наладить отношения со сверстниками.

Задание 6. «Обучение грамоте».

Ведущий предлагает представить фрагменты НОД по образовательной области «Коммуникация» (подготовка к обучению детей грамоте) в подготовительной группе, где в помещении предполагается наличие только педагога, детей, столов, стульев и никаких других пособий.

Программное содержание задания:

Для первой команды:

• Познакомить детей с новым звуком (и буквой) ;

• Учить составлять звуковой анализ трёхзвукового слова (мир, мак, дом, лес);

• Формировать умение делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за);

Для второй команды:

• Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложении из двух, трех, четырех слов;

• Закрепить умение называть слова с заданным звуком.

• Подготовка руки к письму.

В роли воспитателя представитель одной команды; «дети» — вся другая команда, и наоборот. Как вариант можно предложить реализацию первых трёх задач программного содержания одной команде, а последних — другой.

Задание 7. «Телеграмма».

Ведущий предлагает назвать любое слово, в котором отсутствуют буквы «й», «ы», «ч», «ь». Нужно быстро составить текст телеграммы, каждое слово которой начинается с одной из букв названного слова и обязательно в том же порядке, например, слово «внучка». (в-Выезжаю. н-Новгород. у-Утренним. ч-Чайник. к-Купила. а-Анна».

Телеграмма может звучать так: «Выезжаю. Новгород. Утренним. Чайник. Купила. Анна».

Задание 8. Задания для всех педагогов :

Спасибо всем участникам за игру. Надеемся, что она не прошла для вас даром. Каждому участнику на отдельном листке прошу записать свои впечатления от данного мероприятия.

Желаю всем здоровья, удачи, творческих успехов в работе.

Публикации по теме:

Беседа о школьной библиотеке Цель: закрепить знания детей о школьной библиотеке, о работе библиотекаря; воспитывать интерес к школьной жизни; воспитывать бережное отношение.

Деловая игра для педагогов «Профессиональная компетентность» Девиз моей презентации: "Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для педагогов ДОУ «На пороге школьной жизни»
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 18:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД