День и ночь. Ознакомление с окружающим миром

Анжелика Юрченко
День и ночь. Ознакомление с окружающим миром

Программное содержание:

1. Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

2. Закрепить представления детей о строении Солнечной системы.

3. Закрепить понятия об одушевлённых и неодушевлённых предметах (кто? что).

4. Развивать внимание, наблюдательность, память.

5. Способствовать воспитанию Уважения и доброжелательности друг к другу.

Материал: глобус, на котором в определённом порядке прикрепляется бумажная ёлочка, настольная лампа, карточки 4-х цветов: голубой, жёлтый, серый, чёрный на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Игровое упражнение.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро, звери и птицы!

И каждый становится добрым, доверчивым –

Пусть доброе утро длится до вечера.

Доброе утро! Сядет тот, кто скажет, кто его сегодня разбудил и как?

А кто ещё может разбудить вас? (Сестра, бабушка, кошка, собака.)

А что нас может разбудить утром? (Будильник, радио, телефон, стук в дверь, шум дождя и т. д.)

2. Закрепление временных изменений.

Посмотрите в окно – наступает утро. А как мы можем определить, что сейчас утро? (Небо светлее, становится голубым, солнце восходит.)

Да, раз светает, значит рассвет.

Вы согласны, если я обозначу утро голубым цветом? А что ожидает вас утром? (Подъём, зарядка, дорога в детский сад, завтрак.)

Что приходит на смену утру? (День.)

Какие изменения происходят с приходом дня? Обозначим день жёлтым цветом. Как вы думаете почему? (Солнце светит ярко, заливает вокруг всё своим светом.) Что вы делает днём? (Играем, занимаемся, обедаем, спим, гуляем.)

Но, вот ушло наше солнце и вместе с ним день. Как ещё говорят про солнце, когда оно уходит? (Садится, скрылось, уснуло.) Что же наступает вместе с закатом? (Вечер, небо темнеет, становится серым.) Чем вы занимаетесь в это время? (Уходим из детского сада, ужинаем, готовимся ко сну и т. д.) Обозначим ночь серым цветом.

И вот всё во власти ночи! Догадываюсь, какой экран вы мне сейчас подскажете поставить. Совершенно верно – чёрный, потому что наступает темнота, ночная мгла. Ночью все люди? (Спят, отдыхают от трудового дня.) Так заканчиваются сутки.

Утро, день, вечер, ночь – сутки. Давайте вспомним и повторим пословицу: «День да ночь – сутки прочь».

Дидактическая игра «День – ночь».

На столах лежат карточки тех цветов, которые символизируют времена суток. Я вам загадываю загадку, а вы показываете, ту карточку, в какое время суток происходит это действие. Итак, внимание…

- На завтрак мама сварила кашу.

- В окно заглянула луна.

- Началась программа «Спокойной ночи малыши»

- После обеда дети вышли гулять.

- Серёже приснился хороший сон.

- Юля идёт в детский сад.

3. Изучение нового материала.

Люди часто говорят про солнце: «Просыпается Солнышко»; «Солнышко под гору скатилось». Почему? Как Вы думаете, Солнце двигается? Нет, Солнце никуда не двигается, оно находится на одном месте, это видно на схематическом изображении Солнечной системы. Солнце никогда не отдыхает, Солнце – вечный труженик, всегда светит, всегда греет. Наша планета Земля не стоит на месте, она всё время вертится и по очереди подставляет солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Физминутка.

Демонстрация опыта.

Поставим лампу – это солнце, рядом глобус. На глобусе крепится условный знак, где мы проживаем. Включить лампу и потихоньку вращать глобус. При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется освещенность той территории, которую обозначили. Если свет от лампы направлен в цент ориентира, то в городе день, если на другой стороне – то ночь и т. д.

4. Подведение итога.

Ребята, давайте ещё раз повторим, о чём мы сегодня с вами говорили. А поможет нам всё вспомнить кроссворд.

МЕСЯЦ

УТРО

ЛУНА

НОЧЬ

ДЕНЬ

СОЛНЦЕ

ЗВЁЗДЫ

1. Вдруг стемнеет – он придет:

Тоненький смущённый,

Он на цыпочках придет

Долькою лимонной. (Месяц.)

2. Небо вдруг порозовело,

Тихо, тихо и не смело.

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом. (Утро.)

3. Срок прошёл, плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна. (Луна.)

4. Когда с темнотою Земля вдруг сошлась?

И в небе Луна со звездою сошлась? (Ночь).

5. Солнце ярко осветило,

Землю всю позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День.)

6. Утром так заведено,

Разомкнёшь ресницы, и к тебе идёт оно

Розовой Жар-птицей. (Солнце.)

7. Вдруг рассыпалось зерно

Глянешь утром – ничего.

Что же было ночью? (Звезда.)

Публикации по теме:

Наши «Мухоморы»Наши «Мухоморы» Вот такие мухоморы мы смастерили с детьми 5 лет на комплексном занятии (ознакомление с окружающим миром и аппликация). [cut=Читать далее. ].

Проектная деятельность с детьми средней группы: «Мир насекомых: жуки» (лето)Проектная деятельность с детьми средней группы: «Мир насекомых: жуки» (лето) Автор разработки: Угольникова Елена Александровна. Продолжительность: 2-3 неделя июля Участники проекта: педагог, дети, родители. Актуальность:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сказочные существа
  • Сказочные существа
Автор публикации:
День и ночь. Ознакомление с окружающим миром
Опубликовано: 30 сентября 2012 в 09:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского, группового...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...
Видеофильм в подарок выпускникам «До свиданья, детский сад!»
Вот и пролетело четыре года. Четыре трудных, сумасшедших, интересных, веселых и грустных, четыре года. Чего только не было за эти годы. Будни: ;...
Развивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней...
Уважаемые коллеги! Наверное каждый воспитатель очень любит наблюдать за играющими детьми. И сегодня у меня была такая возможность! Я разложила камешки,...