День и ночь. Ознакомление с окружающим миром

Анжелика Юрченко
День и ночь. Ознакомление с окружающим миром

Программное содержание:

1. Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

2. Закрепить представления детей о строении Солнечной системы.

3. Закрепить понятия об одушевлённых и неодушевлённых предметах (кто? что).

4. Развивать внимание, наблюдательность, память.

5. Способствовать воспитанию Уважения и доброжелательности друг к другу.

Материал: глобус, на котором в определённом порядке прикрепляется бумажная ёлочка, настольная лампа, карточки 4-х цветов: голубой, жёлтый, серый, чёрный на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Игровое упражнение.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро, звери и птицы!

И каждый становится добрым, доверчивым –

Пусть доброе утро длится до вечера.

Доброе утро! Сядет тот, кто скажет, кто его сегодня разбудил и как?

А кто ещё может разбудить вас? (Сестра, бабушка, кошка, собака.)

А что нас может разбудить утром? (Будильник, радио, телефон, стук в дверь, шум дождя и т. д.)

2. Закрепление временных изменений.

Посмотрите в окно – наступает утро. А как мы можем определить, что сейчас утро? (Небо светлее, становится голубым, солнце восходит.)

Да, раз светает, значит рассвет.

Вы согласны, если я обозначу утро голубым цветом? А что ожидает вас утром? (Подъём, зарядка, дорога в детский сад, завтрак.)

Что приходит на смену утру? (День.)

Какие изменения происходят с приходом дня? Обозначим день жёлтым цветом. Как вы думаете почему? (Солнце светит ярко, заливает вокруг всё своим светом.) Что вы делает днём? (Играем, занимаемся, обедаем, спим, гуляем.)

Но, вот ушло наше солнце и вместе с ним день. Как ещё говорят про солнце, когда оно уходит? (Садится, скрылось, уснуло.) Что же наступает вместе с закатом? (Вечер, небо темнеет, становится серым.) Чем вы занимаетесь в это время? (Уходим из детского сада, ужинаем, готовимся ко сну и т. д.) Обозначим ночь серым цветом.

И вот всё во власти ночи! Догадываюсь, какой экран вы мне сейчас подскажете поставить. Совершенно верно – чёрный, потому что наступает темнота, ночная мгла. Ночью все люди? (Спят, отдыхают от трудового дня.) Так заканчиваются сутки.

Утро, день, вечер, ночь – сутки. Давайте вспомним и повторим пословицу: «День да ночь – сутки прочь».

Дидактическая игра «День – ночь».

На столах лежат карточки тех цветов, которые символизируют времена суток. Я вам загадываю загадку, а вы показываете, ту карточку, в какое время суток происходит это действие. Итак, внимание…

- На завтрак мама сварила кашу.

- В окно заглянула луна.

- Началась программа «Спокойной ночи малыши»

- После обеда дети вышли гулять.

- Серёже приснился хороший сон.

- Юля идёт в детский сад.

3. Изучение нового материала.

Люди часто говорят про солнце: «Просыпается Солнышко»; «Солнышко под гору скатилось». Почему? Как Вы думаете, Солнце двигается? Нет, Солнце никуда не двигается, оно находится на одном месте, это видно на схематическом изображении Солнечной системы. Солнце никогда не отдыхает, Солнце – вечный труженик, всегда светит, всегда греет. Наша планета Земля не стоит на месте, она всё время вертится и по очереди подставляет солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Физминутка.

Демонстрация опыта.

Поставим лампу – это солнце, рядом глобус. На глобусе крепится условный знак, где мы проживаем. Включить лампу и потихоньку вращать глобус. При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется освещенность той территории, которую обозначили. Если свет от лампы направлен в цент ориентира, то в городе день, если на другой стороне – то ночь и т. д.

4. Подведение итога.

Ребята, давайте ещё раз повторим, о чём мы сегодня с вами говорили. А поможет нам всё вспомнить кроссворд.

МЕСЯЦ

УТРО

ЛУНА

НОЧЬ

ДЕНЬ

СОЛНЦЕ

ЗВЁЗДЫ

1. Вдруг стемнеет – он придет:

Тоненький смущённый,

Он на цыпочках придет

Долькою лимонной. (Месяц.)

2. Небо вдруг порозовело,

Тихо, тихо и не смело.

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом. (Утро.)

3. Срок прошёл, плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна. (Луна.)

4. Когда с темнотою Земля вдруг сошлась?

И в небе Луна со звездою сошлась? (Ночь).

5. Солнце ярко осветило,

Землю всю позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День.)

6. Утром так заведено,

Разомкнёшь ресницы, и к тебе идёт оно

Розовой Жар-птицей. (Солнце.)

7. Вдруг рассыпалось зерно

Глянешь утром – ничего.

Что же было ночью? (Звезда.)

Публикации по теме:

Наши «Мухоморы»Наши «Мухоморы» Вот такие мухоморы мы смастерили с детьми 5 лет на комплексном занятии (ознакомление с окружающим миром и аппликация). [cut=Читать далее. ].

Проектная деятельность с детьми средней группы: «Мир насекомых: жуки» (лето)Проектная деятельность с детьми средней группы: «Мир насекомых: жуки» (лето) Автор разработки: Угольникова Елена Александровна. Продолжительность: 2-3 неделя июля Участники проекта: педагог, дети, родители. Актуальность:.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Сказочные существа
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
День и ночь. Ознакомление с окружающим миром
Опубликовано: 30 сентября 2012 в 09:12
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...