День славянской письменности и культуры (начальные классы)

Лариса Храмцова
День славянской письменности и культуры (начальные классы)

(Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев) (Слайд 1)

Возникновению славянской письменности исполняется 1153 года. В 863 году, согласно официальной версии, братья Кирилл и Мефодий создали основу современного кириллического алфавита.

1. Стихотворение (читает ученик)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины,

Забывать мы не должны.

Педагог: Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

1 ведущий: А как появился первый в мире алфавит? Оказывается, он был создан две тысячи лет назад финикийцами, и состоял он из 22-х согласных звуков. В их языке можно было этим обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три буквы, стараясь усовершенствовать письмо. Впоследствии греческий алфавит завоевал почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.

2-й ведущий: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли, сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”.

1 ведущий: Кто является его основателем? Каковы истоки русского алфавита?

Ведущий 2: Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы). И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Слайд (Славянская азбука и греческий алфавит)

Ведущий 2: Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

Ведущий 1: Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?

(Ответы ребят)

- Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Ведущий 2: Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Слайд 8 (Портреты Кирилла и Мефодия)

Ведущий 1: Славяне знают имена двух великих святых - Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки.

Педагог: 24 мая мы отдаём дань памяти и благодарности этим просветителям. Слайд 9

2. По широкой Руси, нашей матушке,

Колокольный звон разливается

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

- Давайте подробнее узнаем, кто такие были Кирилл и Мефодий

Ведущий 2: Братья родились в Солуни – одном из главных городов Византийской империи. В Солуни издавна жило много славян, и, очевидно, ещё в детстве братья познакомились с их обычаями и речью. Это было во второй половине девятого века. Их отец Лев был военачальником среднего ранга в императорских войсках.

Слайд 10

- Старший брат Мефодий, получив хорошее образование, освоил военное дело ещё в молодости был назначен воеводой в одну из славянских областей Византии. Мефодий научился там «всем славянским обычаям». «Познав многие беспорядочные волнения этой жизни», он отказался от карьеры, постригся в монахи около 852 года.

Ведущий 1: Его брат Константин, который позже принял в монашестве имя Кирилл, с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Он получил образование в столице империи - Константинополе у крупнейших учёных своего времени – Льва Грамматика и будущего патриарха Фотия. Современники с почтением называли его Философом. Византийское правительство поручало ему ответственные задания.

Слайд 11. (Глаголица)

- Константин приступил к работе над славянской азбукой и к переводу греческих церковных книг на славянский. Он создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку – глаголицу. Её название происходит от существительного «глагол», что значит слово.

При создании глаголических букв Константин использовал важнейшие христианские символы. Это крест – символ искупления грехов и спасения, треугольник – символ святой Троицы, круг – символ всевидящего божественного ока.

Вскоре после этого Константин Философ тяжело заболел. По словам его жития, почувствовав приближение смерти, он «облёкся в святой иноческий образ» и принял новое имя – Кирилл. Перед кончиной он призвал к себе Мефодия и обратился к нему с последней просьбой – продолжать дело просвещения славян. Мефодий выполнил завещание младшего брата и продолжил борьбу за славянскую книжность. Кириллица была создана позже, предположительно Климентом Охридским на основе греческого алфавита. Он использовал труды великих просветителей, особенно Кирилла, отсюда название алфавита.

Ведущий 2: Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу, Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелёгкой жизни и избавления Руси от диких, жестоких врагов.

Педагог: Славянская азбука – память о нашей славной истории, наша святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно хранить.

3. Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык

Которым с детства радость, муки,

И мысль я выражать привык.

- Но самая большая тайна уникальной славянской азбуки заключается в том, что каждая её буква – это не только звук, но и слово.

Ведущий 1: Обучение в древних славянских школах было индивидуальное. У каждого учителя было не более 6 – 8 учеников. Методы обучения были очень несовершенны. Народные пословицы сохранили воспоминание о трудностях изучения азбуки: «Аз, буки, веди страшат, как медведи», «Азбуку учат, на всю избу кричат». Учили каждую букву по ее названию.

А - аз, З - земля

Б - буки (буква, …

В - веди (знаю, Л - люди

Г - глаголь (говори, М - мыслить

Д - добро, Н - наш,

Е - есть, О - он,

Ж - живот, П - покой и т. д.

- Выучить старославянский алфавит было не простым делом. Произносились не звуки, а названия букв, сложные сами по себе. Вызубрив азбуку, приступали к слогам, сначала из двух букв, потом из трёх. Сложные названия букв не были взяты, что называется, «с потолка». Каждое название несло большой смысл и нравственное содержание.

Инсценировка по повести «Детство» М. Горького.

Бабушка, дедушка, Алеша.

Дедушка. – Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?

Алеша. – Буки.

Дедушка. – Попал! Это?

Алеша.– Веди.

Дедушка. – Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

Алеша. – Добро.

Дедушка. – Попал! Это?

Алеша. – Глаголь.

Дедушка. – Верно! А это!

Алеша. – Аз.

Бабушка. – Лежал бы ты, отец, смирно…

Дедушка. – Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди!

Алеша. – Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивал в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я тоже вспотел и кричал во всё горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, он мял книгу и хрипел:

Дедушка. – Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Алеша.– Это вы кричите…

Дедушка. – Я кричу, потому что нездоровый, а ты чего?

Дедушка (бабушке). – А неверно говорила покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!

Ведущий 2: Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятия о добре и морали.

Педагог: О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. Самая яркая из них - «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

Стихотворение

1. В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

2. Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

3. Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Игра «Назови слово»

Педагог называет старославянское слово, а ученики - русское.

Глад (голод). Здравие (здоровье). Здравый (здоровый). Страж (сторож). Страна (сторона). Драгоценный, драгой (дорогой). Брег (берег). Древо (дерево). Хлад (холод). Врата (ворота). Злато (золото).Власы (волосы).

Ведущий 1: Обучать детишек грамоте, по народной традиции, начинали 14 декабря – в день святого Наума. И хотя о жизни пророка известно немногое, наш народ почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником. Поднимали детишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько,

В Божью церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь –

До всего дойдёте:

Святой Наум наставит на ум.

Слайд 12,13.

Прекрасным материалом для письма была береста. Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заострённой с одного конца («писало»). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживался написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу.

Ведущий 2: Дети богатых родителей учились писать чернилами на пергаменте. Чернила ученики готовили сами, смешивая сажу и клей.

Слайд 14.

Для письма служили гусиные перья, тщательно очищенные; перо заостряли и раздваивали конец. Гусиными перьями пользовались до середины XIX в. Свои великие произведения гусиными перьями писали Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Чинили гусиные перья особенными ножами – перочинными. При письме перо оставляло кляксы. Написанное на пергаменте долго не высыхало. Идя в школу, ученик вешал на шею тесёмку с чернильницей и мешочек для письма.

Слайд

Ведущий 1: Большинство книг было написано на пергаменте – специально обработанной телячьей или бараньей коже. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью.

Слайд 18.

Ведущий 2: Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти прежде всего.

Педагог: И всё же их гибло очень много. Сохранились в земле в очень большом количестве металлические и костяные застёжки и накладки с деревянных переплётов древнейших книг. Находят их не только при раскопках богатых домов, но и на месте домов простых горожан.

На «языке словенском» говорили, писали, создавали литературу все славяне от Балтики до Эгейского моря, от Альп до Волги. Шесть долгих столетий, вплоть до XV в., только три древних языка (славянский, греческий, латинский) были приняты в мире как главные языки межнационального общения. И сейчас дело чести миллионов людей – носителей славянских языков – беречь, сохранять и развивать его.

Слайд 21, 22. (Памятники)

- В благодарность Кириллу и Мефодию поставлены памятники в различных городах России. В центре Москвы есть площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства. Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. Ведь впереди у славянской азбуки ещё долгая-предолгая жизнь. Слайд 23. (24мая - День славянской письменности)

Педагог: В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям. "

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

1. Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины,

Забывать мы не должны.

2. По широкой Руси, нашей матушке,

Колокольный звон разливается

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

3. Родной язык, родные звуки,

Отца и матери язык

Которым с детства радость, муки,

И мысль я выражать привык.

1. В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

2. Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

3. Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке

Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько,

В Божью церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь –

До всего дойдёте:

Святой Наум наставит на ум.

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

Прикреплённые файлы:

den-slavjanskoi-pismenosti_07710.ppt | 1662,5 Кб | Скачан: 9
 
Публикации по теме:

«Праздник славянской письменности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Скоро мы будем отмечать"День Славянской письменности и культуры". Подбирая материал для проведения мероприятия посвященному этой дате нашла.

Сценарий развлечения «День славянской культуры и письменности» для старших групп Сценарий развлечения " День славянской письменности" для старших групп В зал входят дети под музыку парами, присаживаются на стульчики.

Сценарий мероприятия «День славянской письменности» Действующие лица: 1. Дети старшей и подготовительной группы. 2. Ведущий 3. Филиппок 4. Степан 5. Дед (эпизодически) 6. Учитель Номера:.

День славянской письменности и культуры в детском саду-фотоотчетДень славянской письменности и культуры в детском саду-фотоотчет 24 мая - день Славянской письменности и культуры. Этот праздник официально отмечается в России с 1991 года. В детском саду "Дарование" тоже.

День славянской письменности и культуры в подготовительной группеДень славянской письменности и культуры в подготовительной группе Завтра, 24 мая в России будут отмечать День славянской письменности и культуры. Этот праздник принято проводить не только у нас, но и.

Фотоотчёт о празднике с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры»Фотоотчёт о празднике с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры» 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он отмечается в честь просветителей Кирилла и Мефодия, которые создали.

Красавица на ложке. Мастер-класс по изготовлению славянской куклы.Красавица на ложке. Мастер-класс по изготовлению славянской куклы. Появление посудомоечных, стиральных машин, хлебопечек, микроволновых печей, кухонных комбайнов существенно облегчило нам, современным женщинам,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
День славянской письменности и культуры (начальные классы)
Опубликовано: 16 июля 2017 в 16:37
+140Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дерево из пуговиц. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
Трёхлетние дети ещё плохо держат кисть, не у всех детей проявился интерес к изобразительной деятельности. Увлечь малышей художественным творчеством и...
«Порхают птицы меж цветов». Мои впечатления о посещении Музея подносов в Жостово.
Я уже делилась своими впечатлениями о посещении уникального Музея Жостовских расписных подносов. Здесь собраны и представлены уникальные экземпляры,...
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Как мы встречали осень»
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Как мы встречали осень» Длительность- 2 недели. Участники проекта: воспитатели, воспитанники 1 мл. группы и их...
Мастер-класс по изготовлению макета «На лесной полянке»
Для изготовления макета нам понадобятся: - небольшой таз ( это может быть любая коробка) ; - канцелярский нож; - флористическая губка; - флористическая...
Лэпбук «Путь к здоровью»
Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию лэпбук "Путь к здоровью". Долго думала, что и как лучше оформить, и решила обратиться в коллекцию...