Дети и деньги.

Светлана Тюлякова
Дети и деньги.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами? Для родителей, которые то и дело задаются этим вопросом, мы решили узнать, как приучают к деньгам своих детей в других странах. Самыми оригинальными оказались немцы: выдавая энную сумму на карманные расходы, они взимают с нее 20-процентный налог. Так они с самого детства приучают своих детей быть законопослушными налогоплательщиками. Самыми строгими финансовыми воспитателями, на наш взгляд, стали французы. За серьезную провинность они бьют своих детей рублем, пардон, евро: штрафуют, не доплачивая карманные деньги. Ну и самые фанатичные в вопросах денежного воспитания — американцы. Здесь, прививая финансовую дисциплину, родители заставляют своих детей брать кредит на учебу и платят им буквально за все: за помытый пол, хорошую оценку или поведение.

Впрочем, эта американская традиция, похоже, крепко пустила корни в украинскую землю. «В моем санатории трудится вся семья, и даже 6-летний внук, — рассказывает Степан Запорожану, гендирекор санатория «Утес». — Он убирает на небольшом участке парка за 5 грн в день». Платит своей дочери и киевлянка Елена Веренич, экономист ЧП «Рем-Сервис». «Но за работу на дому я даю ей деньги, только если она хочет сделать какую-то серьезную покупку — например, сережки». Иначе, считает Елена, если платить ребенку абсолютно за все, от него бесплатно снега зимой не выпросишь. Согласен с такой позицией и киевлянин Андрей Мазурченко. «Приучая ребенка к деньгам, важно объяснить ему, что ими ни в коем случае нельзя хвастаться: это и неприлично, да и задеть кого-то может», — считает он.

ТУРЦИЯ: ПОЦЕЛУИ ЗА ЛИРЫ

Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за. поцелуи! «В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1—2 лиры ($0,5—1). Дети постарше могут получить 20—50 лир ($11—27). А дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу, — рассказывает турок Али Гюль, учитель английского в международной школе «Меридиан» в Киеве. — Пока ребенок маленький, то подаренные деньги остаются у родителей. Когда он подрастает, то его ведут в магазин, чтобы он за них что-то купил». А свои карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10—30 лир ($5,5—16). Этого хватает на обед и канцелярские безделушки.

Что же до финансового воспитания в целом, то турецкие родители с детства прививают детям серьезное отношение к деньгам. «В особенности в этом плане «достается» мальчикам как будущим кормильцам семьи. Папы частенько водят своих сыновей к себе на работу, чтобы показать, как нелегко достаются деньги, поэтому их нужно ценить», — рассказывает Али. «Даже очень обеспеченные семьи настраивают детей на то, чтобы они старались поступать в бесплатное учебное заведение, — рассказывает Яна Темиз, которая живет и воспитывает в Турции 2-х дочерей, — если же за учебу ребенка надо платить, то родители требуют, чтобы он хорошо учился. В Турции в некоторых школах лучшим ученикам дают скидки в 50% на оплату учебы». Подрабатывать же турецкие школьники начинают, по словам Яны, где-то в 15—16 лет. Но при этом родители все равно продолжают их финансово опекать.

ШВЕЦИЯ: БИЗНЕС — В 15 ЛЕТ Дети и деньги.

Традиция. Сладкое — только по субботам

Детям-шведам деньги на карманные расходы дает. государство! «В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители, — рассказывает мама двоих детей Марина Траттнер, которая живет в Швеции более 6 лет. — Но потом они сами могут получать их до 20 лет. Но при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать». Кстати, некоторые родители из этих денег выплачивают своим чадам «на карман». В среднем маленькие шведы с 6—7 лет получают 20—45 крон ($3—6) в неделю, а старшие — около 100 ($14,5). Что интересно, детям не приходится тратиться в школе. Потому что школьное питание — бесплатное. А в самой школе и возле нее ничего не продается. Поэтому деньги у шведских школьников уходят на то, что им действительно нравится. Например, малыши покупают т. н. субботние сладости. Дело в том, что в этой стране дети едят сладкое только по субботам, чтобы сохранить здоровые зубы.

КОПЯТ И ПРОДАЮТ ОДЕЖДУ. Умение копить деньги шведские родители поощряют и приветствуют. «Например, если ребенок хочет купить компьютерную игру, то они говорят, что к каждым сэкономленным 100 кронам добавят еще столько же», — говорит Марина Траттнер. А когда дети вырастают из своей одежды, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать одежду, игрушки и другие личные вещи. Они понимают, что если сохранят их в хорошем состоянии, то смогут продать тем, кому они нужнее, а сами на эти средства смогут купить что-то другое. Как отмечает женщина, шведы стараются как можно раньше научиться зарабатывать и стать самостоятельными в финансовом смысле. «Подростки часто подрабатывают тем, что устраивают дискотеки. Арендуют недорогую аппаратуру, договариваются об аренде помещения — и вперед. На этом можно хорошо заработать, если людям понравится и не будет беспорядков, — говорит она. — Более того, уже с 15 лет они могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят более «щадящие» налоги. Например, в 2010 году собственные компании были у 19 954 учеников». Еще одна изюминка шведского финансового воспитания: детей с ранних лет приучают жертвовать на благотворительность. «Очень часто на школьных мероприятиях дети, если хотят, жертвуют, например, 10 крон ($1,5) в помощь Красному Кресту или другим благотворительным организациям», — рассказывает Марина Траттнер.

США: КРЕДИТЫ С ПЕЛЕНОК

Мойка. Многие американцы через нее проходят

Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. «Отношения между родителями и детьми в финансовом плане в Америке более практичные, — рассказывает Марина Полякова, которая живет в США уже более 20 лет и вырастила в этой стране 2-х детей. — Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям. Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей. Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями». Так, чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9—10 лет, ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку». По словам Марины, младшим школьникам дают «на карман» $5—10 в неделю, а подросткам — около $15. Этих денег хватает и на школьный обед, и на разные безделушки. Если же на них хочется купить что-то более дорогое, то родители не будут докладывать недостающую сумму, а предложат ребенку ее накопить или заработать.

ФИНАНСОВЫЕ ЛАГЕРЯ. «Мой папа сказал мне, что если я смогу сам себя обеспечивать, то тяжелая ноша упадет с его плеч, — рассказывает 20-летний американец Дэвид. — Поэтому я, как и большинство моих друзей, начал зарабатывать с 13 лет. Занимался бэбиситтингом. За час такой работы в США подростку платят около 10—12$. Еще можно за деньги мыть машины, работать спасателем в бассейне или косить соседские газоны. А в 16—17 уже можно работать в кафе и зарабатывать больше. В общем, некоторым даже удается к 16-летию обзавестись личным авто, правда, подержанным».

Несмотря на все это, отдельных уроков финансовой грамотности в американских школах нет. Зато они есть в специальных детских финансовых лагерях (там дети, например, играют в финансовые игры или имитируют работу банка, а также в финансовых академиях для детей, которые открыты во многих городах США.

«КОРОЧКА» В КРЕДИТ. Так что к моменту поступления в вуз многие американцы финансово подкованы. И для них не кажется чем-то аховым самостоятельно взять кредит в банке на учебу. «Многие родители, конечно, начинают копить деньги на учебу ребенка еще до его рождения. Но в воспитательных целях дают лишь часть «учебных» денег. На оставшуюся часть могут заставить студента взять кредит в банке на его имя, — рассказывает Марина. — Мы так тоже сделали. Это очень полезно для финансовой дисциплины».

ВЕНГРИЯ: ДЕТИ-МОНОПОЛИСТЫ

В венгерских семьях принято учить ребенка обращаться с деньгами, играя в финансовые игры, например, «Монополию». А в школе на уроках по домоводству им рассказывают, как составлять личный бюджет и экономить. Кроме того, здесь разбирают популярные рекламные лозунги, показывая, как компании-производители манипулируют потребительскими привычками. Что касается карманных денег, то их дают немного — до 3000 форинтов ($12) в неделю.

ФРАНЦИЯ: КАРМАННЫЕ ШТРАФЫ

«Что такое деньги?». Продают финкниги для детей

Французы — большие любители годами копить. К этому некоторые из них приучают своих детей уже с 5—6 лет, когда те начинают получать карманные деньги. «Сыну и дочери я купил по кошельку. У каждой секции было свое название (приклеенное на бумажке,

в зависимости от того, что им хотелось купить в будущем. Туда они должны были откладывать деньги, — рассказывает отец двоих детей Паскаль Дюбуа. — Также каждому я вручил по небольшому блокноту, куда они записывали свои расходы, сколько берут в долг друг у друга и сколько сэкономили. В конце каждой недели я пересматривал их записи. Только после такой проверки они получали следующую «порцию» карманных денег».

ЛЮБЯТ ШТРАФОВАТЬ. Еще французы отличаются тем, что любят штрафовать своих детей. К примеру, они отнимают за какую-то провинность 5 евро из общей суммы карманных денег. Или же просто уменьшают или увеличивают их размер в зависимости от поведения чада. «Каждый вечер по будням мы с мужем нашему 7-летнему сыну ставим оценку за день, — рассказывает французская мама Стефани. — За 5 рабочих дней он может набрать максимум 150 баллов. Если набирает от 0 до 50, то не получает ничего, от 51 до 75 — 0,5 евро, от 76 до 100 — 1 евро, от 101 до 125 — 1,5 евро, а от 126 до 150 — 3 евро».

СКОЛЬКО ДАЮТ. В среднем же школьник начальной и средней школы получает 5—12 евро в неделю, а те, кто постарше, — 20—30 евро. «Давая детям карманные деньги, мы не рассчитываем, что им будет на все хватать. Им эти деньги нужны для того, чтобы они просто научились с ними обращаться, — говорит французская домохозяйка Женевьев. — А если хочется купить что-то дорогое, то пусть ищут, где подработать». А подрабатывают французские школьники, как правило, бебиситтингом. К примеру, за 3 часа такой работы можно получить 25—30 евро.

ПОСЛЕ ШКОЛЫ — НА ВЫХОД. А уже на первом курсе университета некоторые родители отпускают своих детей в свободное плавание. Но ничего в этом экстремального нет. Во-первых, вариантов подработать — пруд пруди. Во-вторых, снимать жилье французской молодежи выгодно: каждый студент может получить госсубсидию на проживание. Экономия на расходах на жилье может доходить до 40% от месячной арендной платы.

ГЕРМАНИЯ: НАЛОГИ — ДЕТЯМ

Блошиный рынок. На ненужных журналах, машинках, дисках школьник может неплохо заработать

Немцы начинают знакомить ребенка с деньгами и учить распределять финансы рано. «Моя 5-летняя дочка получает 0,5 евро в неделю, — делится опытом немецкий папа Клаус Майер. — Чтобы она осознала цену денег, мы нарисовали и повесили ей на стену денежную линейку, на которой выделили цены на ее любимые конфеты. Клеящейся стрелкой каждую неделю отмечаем на ней, сколько у осталось денег. Так мы даем ей понять: либо у тебя есть деньги, либо конфеты, но не то и другое сразу».

КАРМАННЫЕ НАЛОГИ. А в среднем немецкий школьник на свои расходы получает 5—20 евро в неделю. «Но, к примеру, мой брат забирает назад 20% от суммы карманных денег, — говорит Клаус. — Так он приучает своего ребенка к налогам».

БЛОШИНАЯ ПРИБЫЛЬ. Как и многие дети в Европе, маленькие немцы подрабатывают. Для этого в Германии даже устраивают во дворах, на улицах, при церквях детские блошиные рынки. На них дети продают свои игрушки, прочитанные книги и т. п. А вырученные деньги откладывают (так делает большинство) на «крупную покупку», например, компьютерную игру.

АНГЛИЯ: 10% — РОДИТЕЛЯМ

Британские родители не спешат учить детей обращению с деньгами — чтобы не лишать их детства. Но все равно дарят копилки и предлагают откладывать туда фунты, например, из карманных денег. Кстати, в среднем дают 5—10 ($8—15,5) в неделю, а подростку — 20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им подзработать у них. «Если мой сын выполняет какую-то работу по дому, то я удваиваю сумму его карманных денег в 10», — рассказывает папа двоих детей Роберт Фишер. А с 14 многие британцы начинают подрабатывать бебиситтерами и получают за это 3,5—5 ($5,5—8) в час. А их родители, в свою очередь, перестают давать им «на карман».

РОДИТЕЛЬСКИЙ СБОР. Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить т. н родительский сбор — 10% от своей зарплаты. «Так мы помогаем им осознать: не все заработанное они могут тратить на себя. Ведь еще придется оплачивать счет за коммуналку, покупать продукты и т. д. Чем раньше они привыкнут к этому, тем лучше для них», — объясняет мама двоих детей Элис Джонсон.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Колесник, детский и семейный психолог Психологического центра ALTERA:

«Европейские родители (например, французские и немецкие) допускают одну и ту же ошибку: слишком рано начинают давать своим детям карманные деньги. И при этом пытаются научить разумно их тратить. Толку от этого будет мало. Ведь маленькие дети еще не умеют хорошо планировать свои действия, не говоря уже о расходах. У них еще нет силы воли, чтобы ограничить себя в чем-то, и они будут просто спускать все. Поэтому выдачу денег лучше «отложить» хотя бы до 6—7 лет, как это делают шведы, а лучше всего — до 8-ми. В этом возрасте уже начинает формироваться абстрактное мышление, и дети понимают, что такое «дорого» и «дешево». Поэтому им уже легче контролировать свой бюджет. К слову, карманные деньги чадо должно получать просто так, а не за помощь по дому, как у американцев. Для них это нормально, потому что так делают все. А вот нам такой метод не подойдет: в украинских семьях все же принято помогать безвозмездно. Более того, родители рискуют воспитать отъявленного материалиста, который однажды может отказаться выгулять собаку или посидеть с младшим братом, если не получит ни копейки за свои «услуги». Если уж и платить ребенку за помощь, то так, как делают это британцы, — только для дополнительного заработка.

Кстати, детей хорошо учить обращаться с деньгами с помощью финансовых игр, как принято в Венгрии. Благодаря им ребенок поймет, как это, когда есть много денег, и что если тратить их не думая, то можно остаться без копейки. Приучать копить деньги, как в европейских и американских семьях, — тоже полезно для финансовой дисциплины. Но не стоит стимулировать ребенка собирать средства на какую-то далекую цель, например, на учебу в вузе. Это слишком большой срок для него, ведь дети по-другому воспринимают время.

Американская идея с кредитами на учебу весьма хороша. Ведь когда ребенок сам платит за что-то, то больше это ценит. Но для Украины этот вариант не подходит из-за сложившейся экономической ситуации. Также взрослых детей, которые работают и живут с родителями, стоит приучать вносить лепту в семейный бюджет, отдавая часть своих заработков, как делают в Британии. Это полезно для поднятия самооценки — ребенок понимает, что он уже взрослый и может помочь семье».

Людмила Колб

___

источник

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Сердечное спасибо!!!Сердечное спасибо!!! Друзья!Сердечное  Вам спасибо!Елене СмирновойИрине Андрунь (Глаголевой)Татьяне Вячеславовне КузьминойОльге МарченкоСветлане.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Этикет
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дети и деньги.
Опубликовано: 17 января 2012 в 21:43
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...