Дети и дорога. Формирование навыков безопасного поведения на дороге. Из опыта работы

Светлана Ивановна Колесникова
Дети и дорога. Формирование навыков безопасного поведения на дороге. Из опыта работы

Ежедневно в нашей стране происходят около тысячи ДТП, в которых погибают до ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения и увечья. Почти 40% пострадавших дети, и эта цифра из года в год растет.

Зачастую виновниками ДТП, в которых погибает сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

- организованные формы обучения на занятиях,

- совместную деятельность взрослого ребенка,

- самостоятельную деятельность ребенка,

- воспитания навыков поведения,

- ознакомление с окружающими,

- развитие речи,

- художественную литературу,

- конструирование,

- изобразительное искусство,

- игру.

Каждое направление реализуется в рамках тех воспитательных задач, которые определены в программе работы детского сада; эти задачи конкретизированы целью воспитания безопасного поведения на улице.

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведения на улицах, дорогах, в транспорте.

1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидение опасных ситуаций, умение обходить их, а случае попадания в такие ситуации выйти из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

Для проведения занятий по обучению дошкольникам правилам дорожного движения требуются условия, в частности наглядный материал.

- транспорт функционального различного назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.); светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

- разные картинки, кубики, мозаики

- настольно-печатные игры (лото «На улицах и дорогах», домино «Водители, пешеходы, пассажиры», игры «Гусек», «Час пик», и д. р.);

плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, диафильмы, кинофильмы, видеокассеты;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр и регулировщиках, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и д. р.);

- дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Круговое движение», «Прочие опасности», «Железно дорожный переезд со шлагбаумом», «Железно дорожный переезд без шлагбаума», «Дети», «Пункт питания», «Движение прямо», «Движение направо», «Дикие животные»;

- фланелеграф с набором схематических изображений предметов, которые встречаются на улице; макет с фигурками, которые можно зафиксировать в определенном положение (на магнитной доске);

- уголок «Пост ДПС» (в этом уголке, который я оформила сама, собраны все атрибуты дорожно-постовой службы);

- жезлы, каски, знаки;

- самодельные мягкие игрушки «Москвич» и «Светофорик», которые в дальнейшем использовались во всех играх и занятиях.

Дети очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Замечено, что с самодельными игрушками они играют даже охотнее, чем с готовыми, и бережно относятся к ним. Этот интерес я активно использовала при изготовление атрибутов к играм «Дорожного движения».

Проводя целевые прогулки с детьми по улице в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда акцинтрировала внимание детей на таких важных моментах для безопасности движения, состояния дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорого или спокойно идут по пешеходу).

После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки на темы: «На улице дождь», «Осенний день», «Девочка в капюшоне», «Зима в городе» и т. д.

При рассказе о свое рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге.

Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений я в группе смоделировала и обсудила с детьми опасные ситуации на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняла детей в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.

Дети моей группы - это будущие первоклассники, которым придется в скоре самостоятельно переходить улицу. Чтобы знания полученные на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешными, и успешно применялись будущими школьниками, она должны органически сочетаться с реальным окружением детей.

Но прежде чем приступить к работе по схеме, я решила сформировать у детей правила поведения.

1. Прежде чем куда-то идти – мысленно представь себе маршрут, и отметить на нем наиболее опасные места.

2. Переходить дорогу только тогда когда видишь ее всю. Если есть загораживающий часть дороги движущий транспорт подождать, когда он пройдет. Если стоящая машина, кусты или что-нибудь еще мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара до места, где есть хороший обзор.

3. Из всех маршрутов движения выбрать тот, который наиболее безопасен (рекомендован родителям)

4. Реагировать на все изменения погоды и условий видимости.

5. Улицы и перекрестки некогда не приходить «по диагонали».

6. Требование дорожных знаков, сигналов светофора не обсуждается, а выполняется.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движению это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

В течение года были проведены родительские собрания на темы:

1. Для чего нужны правила дорожного движения, и что они собой представляют.

2. Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода.

3. Статистика и типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения.

Для закрепления программного материала я давала детям задания на дом, которые они выполняли под руководством родителей.

В пропаганде правил дорожного движения я широко использую наглядность. В течения года я сделала папки-передвижки, в них помещала материал правил дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей, образцы книг, задания по закреплению правил поведения на улице.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице через проектный метод Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод Колесникова Светлана Ивановна МБДОУ детский сад.

Всем педагогам посвящается… *** Маленький человечек Ростом и возрастом мал. Тысячи странных словечек Он еще не узнал. Тысячи сложных загадок Он еще не постиг, Тысячи.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Дети и дорога. Формирование навыков безопасного поведения на дороге. Из опыта работы
Опубликовано: 22 марта 2013 в 17:21
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....