Игры с мячом в практике логопедической работы

Марина Терновская
Игры с мячом в практике логопедической работы

Детям нравится играть с мячом, шарами, клубками. Почему? Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Игры с мячом известны с древних времен. Каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира. В жизни игровые действия с мячом, бусинами, шариками всегда были любимым средством организации детей и надежными помощниками в коррекционной работе. Игра с предметом круглой формы посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливает эффект занятий.

Игры с мячом в практике логопедической работы

В своей работе я часто использую мячи, шары, бусины. При обследовании ребенка я стараюсь использовать игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет устанавливать контакт даже с самым застенчивым или упрямым ребенком. В «непринужденной» игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения становятся с обследуемыми детьми более доверительными.

Далее можно перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных условиях (игре) выяснить, насколько ребенок координирован, ловок, сообразителен; умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила игры, как взаимодействует с партнерами по игре. Эти игры ценны доступностью атрибутов и места их проведения (в кабинете, в группе, в зале, на веранде, во время прогулки).

На следующем этапе в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий данные игры можно использовать в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности, активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития зрительно-пространственных представлений и повышения эмоционального статуса.

На всех этапах по автоматизации поставленных звуков надежными помощниками в формировании правильного звукопроизношения послужат адаптированные для логопедических заданий игровые действия с мячом, шариками, бусами. («мяч кидай, правильно называй»,прокатываем маленький мячик по столу и проговаривает ребенок чистоговорку, наматывает ребенок нитки на клубок и одновременно рассказывает стишок, нанизывает бусы на нитку и составляет из набора слов предложения и тд.).Можно использовать воздушные шары для работы с детьми над эмоциями (наклеиваю разные эмоции на каждый шар: радость, злость, удивление, грусть и тд.).

Безусловно, педагогической удачей и залогом успеха практического применения логопедических игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включаться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей. У ребенка во время участия в таких играх повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Подчинение движений тела определенному темпу определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний мир детей часто или ускорен, или замедлен. У них изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми- логопатами.

Несомненная ценность интегрированных логопедических игр состоит в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, даже когда игра уже сыграна. Будучи однажды сыгранной, она сохраняется в памяти как некое духовное творение, передается далее, как традиция, и может быть повторена в любое время. Дети воспроизводят игровые действия с мячом, шариками, самостоятельно дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками.

Публикации по теме:

Презентация «Игры с мячом» Игр с мячом великое множество … Являясь одной из самых древних и простых игрушек, мяч позволяет ребенку максимально проявлять свою фантазию.

Советы родителям «Тренируем руки — развиваем речь» Мы с мячом играем, Пальцы укрепляем, Руки тренируем, Речь мы формируем. Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Игры с мячом в практике логопедической работы
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 18:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Торжественная линейка 1 сентября.
Ведущий1: Сегодня в детском саду праздник! И слово предоставляется заместителю заведующего нашего садика Иванкиной Марии Анатольевне. Слово Марии...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...