Игры с мячом в практике логопедической работы

Марина Терновская
Игры с мячом в практике логопедической работы

Детям нравится играть с мячом, шарами, клубками. Почему? Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Игры с мячом известны с древних времен. Каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира. В жизни игровые действия с мячом, бусинами, шариками всегда были любимым средством организации детей и надежными помощниками в коррекционной работе. Игра с предметом круглой формы посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливает эффект занятий.

Игры с мячом в практике логопедической работы

В своей работе я часто использую мячи, шары, бусины. При обследовании ребенка я стараюсь использовать игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет устанавливать контакт даже с самым застенчивым или упрямым ребенком. В «непринужденной» игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения становятся с обследуемыми детьми более доверительными.

Далее можно перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных условиях (игре) выяснить, насколько ребенок координирован, ловок, сообразителен; умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила игры, как взаимодействует с партнерами по игре. Эти игры ценны доступностью атрибутов и места их проведения (в кабинете, в группе, в зале, на веранде, во время прогулки).

На следующем этапе в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий данные игры можно использовать в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности, активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития зрительно-пространственных представлений и повышения эмоционального статуса.

На всех этапах по автоматизации поставленных звуков надежными помощниками в формировании правильного звукопроизношения послужат адаптированные для логопедических заданий игровые действия с мячом, шариками, бусами. («мяч кидай, правильно называй»,прокатываем маленький мячик по столу и проговаривает ребенок чистоговорку, наматывает ребенок нитки на клубок и одновременно рассказывает стишок, нанизывает бусы на нитку и составляет из набора слов предложения и тд.).Можно использовать воздушные шары для работы с детьми над эмоциями (наклеиваю разные эмоции на каждый шар: радость, злость, удивление, грусть и тд.).

Безусловно, педагогической удачей и залогом успеха практического применения логопедических игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включаться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей. У ребенка во время участия в таких играх повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Подчинение движений тела определенному темпу определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний мир детей часто или ускорен, или замедлен. У них изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми- логопатами.

Несомненная ценность интегрированных логопедических игр состоит в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, даже когда игра уже сыграна. Будучи однажды сыгранной, она сохраняется в памяти как некое духовное творение, передается далее, как традиция, и может быть повторена в любое время. Дети воспроизводят игровые действия с мячом, шариками, самостоятельно дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками.

Публикации по теме:

Презентация «Игры с мячом» Игр с мячом великое множество … Являясь одной из самых древних и простых игрушек, мяч позволяет ребенку максимально проявлять свою фантазию.

Советы родителям «Тренируем руки — развиваем речь» Мы с мячом играем, Пальцы укрепляем, Руки тренируем, Речь мы формируем. Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Игры с мячом в практике логопедической работы
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 18:23
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...