МААМ-картинки

Детская открытая конференция исследователей «Доки». Исследовательская работа на тему «Чиполлино»

Лариса Цацульникова
Детская открытая конференция исследователей «Доки». Исследовательская работа на тему «Чиполлино»

Доки. Исследовательская работа на тему Чиполлино

Содержание

Введение…3

Основная часть…. 6

Выводы…. 10

Литература…. 12

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок

самостоятельно или в партнёрстве с взрослым - познаёт окружающий его

мир: вещи, предметы, явления находящихся в определённых связях.

Естественность познавательно–исследовательской деятельности проявляется

в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с

предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему?»,

Публикация «Детская открытая конференция исследователей „Доки“, Исследовательская работа на тему „Чиполлино“» размещена в разделах

«зачем?» Работа с ребятами проводится в форме непринуждённой

познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми,

где взрослый является равноправным партнёром, учитывающим детские

интересы и инициативы. В настоящее время проблемы экологии стоят на

одном из первых мест, и главной задачей здесь будет воспитание

экологически грамотного человека.

В воспитании и обучении детей дошкольного возраста

используется много методов и приёмов для решения этой задачи, но

наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

Мы предполагаем, что в процессе реализации проекта дети пополнят

знания о способах и условиях выращивания зелёного лука на подоконнике, о

влиянии солнечного света на окраску листьев. Познакомятся с новыми

понятиями, научатся фиксировать свои наблюдения посредством рисунков,

заполнения дневника наблюдений.

В проекте участвуют как дети, так и родители. Для решения поставленной

цели дети используют знания и навыки, приобретённые в различных видах

деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого

ребёнка, формирует навыки сотрудничества.

Цель: Формировать у детей основы исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц;

2. Расширять знания детей о способах и условиях выращивания зелёного лука на подоконнике, о влиянии солнечного света на окраску зелени лука;

3. Фиксировать представления детей об изменениях роста и развития растения в разных условиях;

4. Активизировать инициативу, внимание, память, обогащать словарный запас;

5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, учить видеть результат своего труда;

6. Воспитывать правильное, бережное отношение в природе.

Формы и методы, используемые в работе :

1 Беседа.

2 Экскурсия к мини- огороду на подоконнике.

3 Подгрупповое и индивидуальное выполнение работ.

4 Досуговое мероприятие «Луковое счастье».

5 Наблюдение за прорастанием лука, фиксация результатов и их совместное обсуждение.

6 Сотрудничество с коллективом родителей воспитанников, с работниками детского сада.

Основная часть

Вся проектная деятельность разделена на 3 этапа:

1 этап. Подготовительный.

Данная работа началась беседой с детьми о важности выращивания лука, о его полезных свойствах «Детям о луке». На беседу мы пригласили педиатра детского сада, которая рассказала детям о пользе лука для человека (наличие витаминов, противомикробного и противовирусного свойства). Также мы уточнили представления детей о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая). Выяснили, есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.

У детей возникло желание нарисовать луковицу, а воспитатели оформили выставку работ.

Одновременно в группе готовилось место для выращивания лука. В очередной беседе закрепились представления детей о луке, особенностях внешнего строения. Воспитатели научили детей находить «донце» с корнями и верхушку у луковицы, правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно землю, полить).

После такой предварительной работы производилась посадка лука в 4 ё мкости:

1- стакан с водой, 2- пустой стакан, 3- стакан с водой, помещённый в пакет из светонепроницаемой бумаги, 4- лоток с землёй.

Детьми рисовалась закладка опыта в его начале. Для удобства наблюдения воспитатель предложил детям вести дневник, в котором были отражены исходные данные по закладке опыта каждой ёмкости.

2 этап Исследовательский.

В беседе «Что мы ещё знаем про лук?» выяснилось, что у детей мало сведений о наблюдаемом объекте. Эти сведения необходимо где-то почерпнуть. Во время общего обсуждения дети вспомнили о способах поиска информации, вот их перечень:

-понаблюдать за растущим луком;

-спросить у другого человека (взрослого или сверстника);

-посмотреть в книгах;

-посмотреть в интернете;

-посмотреть телевизионные передачи.

Далее началась самостоятельная работа детей. Они работали с разной степенью активности и самостоятельности. В поиск информации о луке были вовлечены сотрудники детского сада, родители детей. Все собранные сведения складывались в папку. Это были печатные материалы, вырезки из журналов, газет, фотографии, детские записи печатными буквами из интервью взрослых, пословицы, поговорки, рецепты.

Информация была разной и её было много, поэтому мы предложили детям сделать альбомы с такой обложкой, чтобы было понятно о чём собран материал про лук. На занятиях по рисованию ребята изобразили, выбранные ими обложки, проявив самостоятельность и творческий подход. Дети самостоятельно оформляли обложки к альбомам, а затем размещали информацию в них. Так появились 3 альбома: «Лук в народном творчестве», «Рецепты блюд из лука», «Лук от семи недуг».

На этом этапе работы мы попробовали научить детей составлять загадки методом ТРИЗ. Такая работа развивает у детей умственные и речевые способности. Позволяет работать над различением понятий- признаков предметов: цвет, форма, вкус. Составленные загадки мы оформили в книжке-раскладушке и поместили её в приёмной группы для ознакомления с ней родителей.

Параллельно с поиском информации о луке велось активное наблюдение за его ростом и развитием в разных условиях, детьми устанавливались связи: растение- человек, растение - вода, растение- свет, растение-тепло, растение-почва. Происходил полив по мере необходимости, рыхление почвы. Результаты фиксировались в дневнике наблюдения ежедневно (кроме выходных дней).

Для закрепления знаний о внешнем строении луковицы (цвет, форма, зелёные пёрышки, корешки) мы проводили занятия по созданию детских работ в разных техниках исполнения.

Рисование «Лук», дети изображали характерные детали лука, делающие его выразительным, образным.

Аппликация Луковка в Банке», ребята вырезали силуэт предмета по контуру, продолжали учиться пользоваться ножницами, демонстрировали свои творческие способности.

Лепка «Луковичка» из солёного теста. В процессе лепки у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, познавательные, наблюдательные и творческие способности.

Не менее интересной работой было создание композиций из головок лука-репки «Божьи коровки», «Поварята».

При работе с дневником наблюдения возникла необходимость в научной беседе про образование хлорофилла в листьях растений. Дети, подметив факт разной окраски перьев лука, задавали много вопросов и выдвигали свои версии происходящего. После беседы всё стало на свои места, так в дневнике наблюдения появился зелёный и жёлтый цвет в окраске перьев лука.

В завершении исследовательской работы мы предложили детям организовать досуговое мероприятие «Счастье луковое», на котором ребята загадывали и отгадывали загадки про лук, говорили о его полезных свойствах для человека, познакомились с пословицами про лук, поиграли в дидактические игры «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Узнай на вкус».

3 этап Заключительный.

Обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.

Завершением нашей работы стала экскурсия к мини-огороду на подоконнике в группе. В ходе беседы с детьми были зафиксированы последние данные в дневнике наблюдения:

- цвет пера растущего лука на свету и в темноте, он оказался разным

(воспитатель ещё раз уточнил знания детей о хлорофилле);

- длина пера.

Самым эмоциональным, волнительным моментом в работе стал сбор урожая пера лука. Ребята с нетерпением ждали его, некоторым даже жалко было срезать лук. Но имея знания о его пользе, ребята с гордостью подали его на стол к обеду. Было съедено всё до пёрышка!

Выводы

Лук- растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые. Используют и зелёные «пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями!

Наблюдая за ростом и развитием лука, мы сделали для себя много открытий :

-познакомились с историей культуры лука, его ценностями;

- сделали выводы, что для правильного роста и развития лука необходимы

вода, свет, тепло, земля, в которой находятся все питательные элементы;

-в луке содержатся полезные для человека витамины, которые укрепляют иммунитет человека;

-из лука можно приготовить различные блюда;

-узнали много рецептов из лука против разных болезней.

Все наблюдения за ростом и развитием лука зафиксированы в дневнике.

Использование художественного труда и творчества позволили нам приобщить детей к изобразительному искусству, развить у детей воображение, формировать творческое образное мышление, развить мелкую моторику пальцев рук.

В процессе работы формировались умения детей составлять загадки методом ТРИЗ. Чтение художественной литературы и беседы позволили активизировать и обогатить словарь детей.

Итогом работы в группе стал сбор урожая пера лука, который был подан к обеду детям. Были изготовлены три альбома с разными темами

про лук и книжка- раскладушка с собственно сочинёнными загадками. Эти альбомы и книгу ребята решили подарить детям, которые придут на следующий год в их группу. Дети надеются, что их подарок сослужит малышам добрую службу: они узнают о луке интересные факты, а может быть захотят дополнить их.

Литература

1. Багрова Л. Я. Я познаю мир. Растения. – Москва, ТКО «АСТ», 1996г.

2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей.

-Академия развития, 2006г.

3. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас», учебник для 3 класса, Москва, «Просвещение», 2008г.

4. Рогожкин А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Педагогика, 1981г.

5. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2004г.

6. Сиволап И. К. «Книга о вкусной и здоровой пище», Пищепромиздат, Москва, 1999г.

7. Images. yandex. Ru> лук.

8. ru. Wikipedia. Org> wiki Лук репчатый.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интересное о кошках В этом году впервые в нашем детском саду проводилась научно-исследовательская конференция "Мы познаём мир" среди детей подготовительных.

Наш веселый зоопаркНаш веселый зоопарк Работая с детьми, я всегда стремлюсь, чтобы каждый день у моих дошколят проходил интересно и познавательно. Для этого я использую разные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская открытая конференция исследователей «Доки». Исследовательская работа на тему «Чиполлино»
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 14:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД