Алена Кошутина
Консультация для родителей «Детский дизайн в семье»
Консультация "Детский дизайн в семье"
ТЕМА: «ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН В СЕМЬЕ».
При ознакомлении ребёнка с искусством декоративного дизайна в семье, необходимо соблюдать последовательность в обучении, которое предусматривает усложнение материала: от знакомства с образцами фольклора (народные игрушки) к произведениям современного декоративно-прикладного искусства, а затем и к приобщению к музейным сокровищам: проведение экскурсий на выставку, в картинные галереи, музеи изобразительных искусств.
Публикация «Консультация для родителей „Детский дизайн в семье“» размещена в разделах
В хорошей семье к детям проявляют внимание и ласку. Дома малышу всегда комфортно, он чувствует себя защищенным любовью родителей.
Вместе с тем, во многих семьях дети излишне опекаются взрослыми. При опросе родителей, проявляют ли их дети желание участвовать в подготовке домашних праздников, выясняется, что некоторые ведут себя потребительски, ожидая развлечений и угощения от взрослых. И виноваты в этом не дети, а взрослые. Круг общения в семье шире, чем в детском саду : дети ходят в гости, посещают музеи и выставки, кино, театры, у них есть друзья-соседи разного возраста; дети менее ограничены в выборе занятий.
Культура дизайна в семье сегодня интенсивно развивается, потребляя продукцию дизайн-индустрии. Вместе с тем, родители должны понимать, что изобилие и богатство обстановки, в которой растёт иной ребёнок, не всегда способствует его нравственному и художественно-творческому развитию. С одной стороны, многое в дорогом интерьере может воспитывать у малыша чувство прекрасного и бережное отношение к вещам, с другой — сковывать его активность и потребность в творчестве.
Сегодня индустрия детских игрушек и пособий для использования в семье разнообразна и богата (игрушки, художественно-дидактические игры и материалы, печатные и электронные пособия, книжки и др.). Родители выбирают для своих детей, в основном, готовые игрушки.
Однако важно предоставлять малышу игровой и обучающий материал в виде «полуфабриката», чтобы он сам дома мог собрать игрушку, дооформить её. А чтобы сделать это хорошо, он должен сам подумать, поискать решение, чтобы достичь результата.
Ребёнок уже с 3-4 лет охотно выполняет вместе со взрослыми несложные поделки из разных материалов для игр и украшения быта, а старшие дети готовы к самостоятельным рукоделиям.
Занимаясь дизайн-рукоделиями с детьми, взрослые вместе с ними придумывают и создают игрушки и изделия из разных материалов, пробуждая своим примером у ребёнка воображение и потребность в самостоятельном творчестве. Например, делают настенный «коврик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку и т. п. Для коврика, к примеру, «Зайчик» («Белочка», «Медвежонок» и т. п.) используется лоскут (искусственный мех, ворсистая ткань). Покажите ребёнку, как вырезается силуэт (мордочка) зверька. Подберите вместе декоративную отделку (кожа, ткань, пряжа, пуговицы, вырежьте детали, приклейте или пришейте уши, нос, глаза, усы, лапы, не забудьте пришить блестящие пуговицы - глазки. С бабушкой и мамой девочки по выкройкам шьют одежду для кукол, мягкие игрушки, изготавливают салфетки для сервировки стола и другие изделия-сувениры из текстиля, а мальчиков отцы учат работе с деревом, пониманию красоты текстуры и цвета древесины, умению пользоваться инструментами, аккуратно склеивать и зачищать бруски, забивать гвозди ровно и прочно. На заготовках (фанера, бруски) дети выполняют росписи, выжигают узоры по своим рисункам (тарелки, досочки, подставки, полочки, игрушки-сувениры и др., работая с пластическими массами, они лепят фигурки людей и животных, декоративные панно, плакетки, кулоны, бусы, посуду для кукол.
И обязательно перед началом работы показать малышу важность её выполнения для близких (подарок, украшение костюма, комнаты, праздника и т. п.). Полезно достижения ребёнка показать его друзьям и соседям по дому.
В работе по дизайну быта семьи участвуют все её члены: кто-то окантовывает и развешивает семейные фотографии, кто-то ухаживает и красиво расставляет комнатные растения, кто-то вырезает и склеивает шутливые маски, цветные шапочки, костюмы к празднику, а кто-то готовит угощения и сервирует стол, украшает комнату.
Совершая прогулки по лесу, дети рассматривают растения, сверкающие, словно бриллианты, капельки росы на траве. Малыш подбирает шишку, корень или ветку, похожие на персонажей сказок, угадывает «зверька» в гибком силуэте корня или ветки; придумывает, что нужно добавить к шишке, чтобы получился ёжик или зайчик, из каких растений составить красивый букет и т. п., он учится отбирать «дары природы» для оригинальных поделок, учится образному видению. Дети любят с близкими составлять аранжировки из цветов и растений для комнаты и праздничного стола. Детские рисунки говорят об их любви к своему дому.
Следует оборудовать постоянное место для занятий ребёнка с хорошим естественным и искусственным освещением, удобным столом с ящиками для материалов, корзиной для мусора. Родители должны интересоваться, какие художественные материалы хотел бы иметь ребёнок, познакомить его с новыми материалами для дизайн-рукоделий. Чем больший ассортимент средств для художественной деятельности у него под руками, тем активнее и разнообразнее он экспериментирует с красками, фломастерами, карандашами, пастелью, сепией, сангиной, соусом, древесным углём, всевозможными декоративными пастами и пластикатами, природными и искусственными материалами. Следует поощрять использование безопасных для малыша отходов промышленности, упаковок - так называемых «бросовых» материалов. Это относится и к старым журналам, и к другой цветной макулатуре.
Воспитатель Кошутина А. Л.