Детский дизайн.

ЛЮБОВЬ МАРКИНА
Детский дизайн.

Искусство детского дизайна активно входит в жизнь. «Детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-развивающей среды.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. В дизайнерской деятельности у ребенка развиваются чувство материала и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления.

В основу этой программы лежит методика эстетического воспитания Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной. Особое внимание было уделено принципам народности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным. На занятиях использовались народные песни, потешки, пословицы, музыкальные произведения русских композиторов. Жизнь детей должна быть наполнена эстетическими впечатлениями и широко включать разнообразную художественную деятельность. Искусство детского дизайна активно входит в жизнь. «Детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-развивающей среды.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. В дизайнерской деятельности у ребенка развиваются чувство материала и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления.

В основу этой программы лежит методика эстетического воспитания Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной. Особое внимание было уделено принципам народности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным. На занятиях использовались народные песни, потешки, пословицы, музыкальные произведения русских композиторов. Жизнь детей должна быть наполнена эстетическими впечатлениями и широко включать разнообразную художественную деятельность.

У детей дошкольного возраста начинается пробуждаться любовь к прекрасному, развивается фантазия. Огромное значение в творчестве детей имеет игрушка сделанная своими руками. Это первый творческий труд ребенка в этой области. Он всегда выражает его способности и творческие конструктивные способности. Игрушки прошедшие через руки ребенка как его собственное произведение становится особенно привлекательным. Поэтому эти игрушки дороги ему.

Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение знакомят детей с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способами изображения. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащение содержание поделок создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер.

Преимуществом методики является то, что дети изображают различные предметы используя одну и туже методику, но с небольшим усложнением от занятия к занятию. В этом случае дети прочно усваивают способы изображения.

Занятия познавательного характера, дидактические игры, кроме того, что обогащают ребенка знаниями и представлениями, служат подготовкой детей к дальнейшему развитию дизайнерских способностей. Они включают в себя отдельные программные задачи, которые дошкольник будет решать в дальнейшем.

Методика направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют анализ, синтез, сравнение и обогащение. На занятиях используются игровые приемы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры. В конце некоторых занятий используются приемы обыгрывания выполненного изображения. Занятия построены так, чтобы вызывать у детей желание рассказывать о своей работе и обучать друзей. Дети используют при изготовлении поделок необычные предметы: песок, крупы, ткани, деревянные заготовки, которые обладают не меньшей выразительной силой, чем краски, карандаши, цветная бумага, пластилин.

Этот курс дает ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир ткани, ниток, песка и т. д., превратить их то в море, птицу, цветы, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных материалов.

Даже при незначительном усилии со стороны детей работа привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает детей и вызывает желание создать что-то красивое.

Этот курс позволяет организовать увлекательные занятия, создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей, даже если они не обладают ярко выраженными художественными способностями к творческой и мыслительной деятельности. Большую роль отводится коллективным работам.

Предлагаю несколько конспектов занятий.

Тема занятия: «Волшебный мир моря» (2 занятия)

Цель: формировать умение передавать выразительные особенности моря и его обитателей. Учить передавать характерные особенности морского дна. Побуждать детей обогащать содержание поделки, внося в него дополнения. Развивать чувство композиции.

Материалы и оборудование:

Ракушки

Цветные камушки

Морская звезда

Цветной песок

Клей ПВА

Цветная бумага для оригами

Плотный картон

Кисть

Подставка для кисти

Методика проведения:

1 занятие

Загадать загадку:

Шириною широко

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна-

И горька, и солона

(море)

Ребята, мы сейчас с вами будем делать аквариум с рыбками, но в начале нам нужно рассмотреть аквариум.

На дне аквариума лежит грунт, камни, коряги, ракушки. Растения в аквариуме прикрепляются к камням и они необходимы рыбам, так как они вырабатывают кислород, который растворяется в воде, ведь рыба необходимо дышать. Для этого они имеют жабры. Растениями рыбы питаются. Для настоящего аквариума нельзя использовать искусственные растения. Вода в аквариуме должна быть прозрачной, но мы будем делать воду голубой, т. к. вода приобретает цвет неба.

Ребята, вспомним как мы на предыдущем занятии делали цыпленка. Только при помощи «кормления цыплят» мы сделали таких замечательных птенцов. Сейчас мы таким же способом будем делать аквариум. В начале нужно наметить при помощи карандаша грунт аквариума (дно). Затем нанести на «дно» аквариума клей ПВА и положить камушки, ракушки, морские звезды в хаотичном порядке и посыпать песок (серый и коричневый). После этого нанести клей на другую половину. И посыпать голубым или синим песком.

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я.

Кто я такая?

(вода)

2 занятие.

Воспитатель читает.

Рыбка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Корку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

(Е. Серова)

-Ребята, посмотрите какой у нас получился красивый аквариум. Но что-то в нем не хватает.

-Рыб.

-Правильно. Рыб. Нам нужно сделать из бумаги рыбок.

В воде мы живем,

Без воды пропадем

(рыбы)

-Ребята, как называется искусство складывания из бумаги?

-Оригами.

-Правильно. Откуда пришло это искусство?

-Из Японии.

-А вы знаете, что у берегов Японии водятся очень много красивых рыб. И мы с вами их сейчас сделаем. Каких рыб вы знает?

Дети называют рыб.

-Молодцы, а теперь попробуем сложить рыбок.

(Примечание: при изготовлении рыб используется методика складывания бумаги в зависимости от возрастных особенностей детей.)

Тема занятия: «Осенний пейзаж»

Цель:

Формировать у детей представление о пейзаже, учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходства и различия в манере исполнения, в использовании выразительных средств, упражнять в подборе эпитетов, сравнении, умение выделять цвет и его оттенки, закреплять умение сопоставлять свои поделки с изображением на картине, воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзаж.

Материалы и оборудование:

Клей ПВА

Цветной песок

Сухоцветы

Камешки

Простой карандаш

Кисточка

Подставка для кисточки

Плотный картон

Цветная бумага.

Методика проведения:

Предложить детям рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень»

-Как вы думаете: какой период осени изобразил художник?

-Можно ли сказать, в каком месяце написана эта картина и почему?

-А теперь послушаем, что написал АС. Пушкин об «Осени».

Даем прослушать детям отрывок из произведения П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»

-Все эти произведения:картина, музыка, стихотворение отображают осень во всей своей красе.

-А теперь мы с вами изобразим свою осень. Изображать можно не только при помощи кистей и красок, но и при помощи песка и сухоцветов.

План.

1. При помощи карандаша отчертить линию горизонта и нанести линии реки и леса.

2. Нанести клей на поверхность картона

3. Приклеить сухоцветы

4. Нанести коричнево-серый песок

5. Нанести голубой песок на «небо», реку

6. Вырезать солнышко.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят!

В золотой карете, Что с конем игривым, Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница,

Все переиначила,

Ярко-красным цветом,

Землю разукрасила.

Можно провести игру «Краски» или «адовник». Во время занятия можно включить музыку Шумана «Первая утрата»

Тема занятия: «Лето»

Цель:

Учить детей отображать свои впечатления о лете. Учить подбирать оттенки цветов для точного отображения летних впечатлений. Закреплять приемы работы с кистью клеем, умение составлять из ниток задуманный рисунок, который отображал бы замысел ребенка. Учить рассказывать о том, что изобразили.

Материалы и оборудование:

Цветные нити, нарезанные на кусочки, разложенные по цветовой гамме

Клей ПВА

Простой карандаш

Кисточка

Подставка для кисточки

Салфетки

Бабочки-заколки

Репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали»

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: беседа о том, как дети провели лето. Что интересного они узнали. Беседа о труде взрослых и детей летом. Разучивание и чтение стихотворений о лете, пение песен.

Методика проведения:

Загадываем загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем

(лес)

Дети вспоминают летние впечатления. Какого цвета лето? Какого запаха лето? Мы впервые с вами начинаем работать с нитями. Это очень интересный материал. Какой он?Мягкий, теплый, разноцветный. Нам необходимо с вами нанести контур будущей поделки при помощи карандаша. Вспомним, что крона деревьев летом кажется большой. Что солнце находится высоко. И очень много разноцветных цветов на поляне, которыми любуются бабочки.

Колокольчики!

Ромашки!

Незабудки!

Васильки!

Босиком и без рубашки

Ходим мы, плетем венки

(В. Берестов)

Наносим клей на рисунок, а затем распределяем нити по цветовой гамме на картину. Клей наносится толстым слоем. Нити не прижимаем. После высыхания, приклеить бабочек.

В конце занятия вспоминаем пословицы и стихотворения о лете.

В августе полно покоя,

И щедростью, и добротою,

Природы сердце золотое

Овладевает нынче мною.

(В. Петров)

На занятии использовалась музыка П. И. Чайковского «Времена года»

Маркина Л. С., воспитатель высшей

категории, Москва, детский сад № 1898,

заведующая д. с. Гнатюк Н. В.

У детей дошкольного возраста начинается пробуждаться любовь к прекрасному, развивается фантазия. Огромное значение в творчестве детей имеет игрушка сделанная своими руками. Это первый творческий труд ребенка в этой области. Он всегда выражает его способности и творческие конструктивные способности. Игрушки прошедшие через руки ребенка как его собственное произведение становится особенно привлекательным. Поэтому эти игрушки дороги ему.

Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение знакомят детей с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способами изображения. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащение содержание поделок создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер.

Преимуществом методики является то, что дети изображают различные предметы используя одну и туже методику, но с небольшим усложнением от занятия к занятию. В этом случае дети прочно усваивают способы изображения.

Занятия познавательного характера, дидактические игры, кроме того, что обогащают ребенка знаниями и представлениями, служат подготовкой детей к дальнейшему развитию дизайнерских способностей. Они включают в себя отдельные программные задачи, которые дошкольник будет решать в дальнейшем.

Методика направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют анализ, синтез, сравнение и обогащение. На занятиях используются игровые приемы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры. В конце некоторых занятий используются приемы обыгрывания выполненного изображения. Занятия построены так, чтобы вызывать у детей желание рассказывать о своей работе и обучать друзей. Дети используют при изготовлении поделок необычные предметы: песок, крупы, ткани, деревянные заготовки, которые обладают не меньшей выразительной силой, чем краски, карандаши, цветная бумага, пластилин.

Этот курс дает ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир ткани, ниток, песка и т. д., превратить их то в море, птицу, цветы, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных материалов.

Даже при незначительном усилии со стороны детей работа привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает детей и вызывает желание создать что-то красивое.

Этот курс позволяет организовать увлекательные занятия, создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей, даже если они не обладают ярко выраженными художественными способностями к творческой и мыслительной деятельности. Большую роль отводится коллективным работам.

Предлагаю несколько конспектов занятий.

Тема занятия: «Волшебный мир моря» (2 занятия)

Цель: формировать умение передавать выразительные особенности моря и его обитателей. Учить передавать характерные особенности морского дна. Побуждать детей обогащать содержание поделки, внося в него дополнения. Развивать чувство композиции.

Материалы и оборудование:

Ракушки

Цветные камушки

Морская звезда

Цветной песок

Клей ПВА

Цветная бумага для оригами

Плотный картон

Кисть

Подставка для кисти

Методика проведения:

1 занятие

Загадать загадку:

Шириною широко

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна-

И горька, и солона

(море)

Ребята, мы сейчас с вами будем делать аквариум с рыбками, но в начале нам нужно рассмотреть аквариум.

На дне аквариума лежит грунт, камни, коряги, ракушки. Растения в аквариуме прикрепляются к камням и они необходимы рыбам, так как они вырабатывают кислород, который растворяется в воде, ведь рыба необходимо дышать. Для этого они имеют жабры. Растениями рыбы питаются. Для настоящего аквариума нельзя использовать искусственные растения. Вода в аквариуме должна быть прозрачной, но мы будем делать воду голубой, т. к. вода приобретает цвет неба.

Ребята, вспомним как мы на предыдущем занятии делали цыпленка. Только при помощи «кормления цыплят» мы сделали таких замечательных птенцов. Сейчас мы таким же способом будем делать аквариум. В начале нужно наметить при помощи карандаша грунт аквариума (дно). Затем нанести на «дно» аквариума клей ПВА и положить камушки, ракушки, морские звезды в хаотичном порядке и посыпать песок (серый и коричневый). После этого нанести клей на другую половину. И посыпать голубым или синим песком.

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я.

Кто я такая?

(вода)

2 занятие.

Воспитатель читает.

Рыбка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Корку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

(Е. Серова)

-Ребята, посмотрите какой у нас получился красивый аквариум. Но что-то в нем не хватает.

-Рыб.

-Правильно. Рыб. Нам нужно сделать из бумаги рыбок.

В воде мы живем,

Без воды пропадем

(рыбы)

-Ребята, как называется искусство складывания из бумаги?

-Оригами.

-Правильно. Откуда пришло это искусство?

-Из Японии.

-А вы знаете, что у берегов Японии водятся очень много красивых рыб. И мы с вами их сейчас сделаем. Каких рыб вы знает?

Дети называют рыб.

-Молодцы, а теперь попробуем сложить рыбок.

(Примечание: при изготовлении рыб используется методика складывания бумаги в зависимости от возрастных особенностей детей.)

Тема занятия: «Осенний пейзаж»

Цель:

Формировать у детей представление о пейзаже, учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходства и различия в манере исполнения, в использовании выразительных средств, упражнять в подборе эпитетов, сравнении, умение выделять цвет и его оттенки, закреплять умение сопоставлять свои поделки с изображением на картине, воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзаж.

Материалы и оборудование:

Клей ПВА

Цветной песок

Сухоцветы

Камешки

Простой карандаш

Кисточка

Подставка для кисточки

Плотный картон

Цветная бумага.

Методика проведения:

Предложить детям рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень»

-Как вы думаете: какой период осени изобразил художник?

-Можно ли сказать, в каком месяце написана эта картина и почему?

-А теперь послушаем, что написал АС. Пушкин об «Осени».

Даем прослушать детям отрывок из произведения П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»

-Все эти произведения:картина, музыка, стихотворение отображают осень во всей своей красе.

-А теперь мы с вами изобразим свою осень. Изображать можно не только при помощи кистей и красок, но и при помощи песка и сухоцветов.

План.

1. При помощи карандаша отчертить линию горизонта и нанести линии реки и леса.

2. Нанести клей на поверхность картона

3. Приклеить сухоцветы

4. Нанести коричнево-серый песок

5. Нанести голубой песок на «небо», реку

6. Вырезать солнышко.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И. Бунин)

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят!

В золотой карете, Что с конем игривым, Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница,

Все переиначила,

Ярко-красным цветом,

Землю разукрасила.

Можно провести игру «Краски» или «адовник». Во время занятия можно включить музыку Шумана «Первая утрата»

Тема занятия: «Лето»

Цель:

Учить детей отображать свои впечатления о лете. Учить подбирать оттенки цветов для точного отображения летних впечатлений. Закреплять приемы работы с кистью клеем, умение составлять из ниток задуманный рисунок, который отображал бы замысел ребенка. Учить рассказывать о том, что изобразили.

Материалы и оборудование:

Цветные нити, нарезанные на кусочки, разложенные по цветовой гамме

Клей ПВА

Простой карандаш

Кисточка

Подставка для кисточки

Салфетки

Бабочки-заколки

Репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали»

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: беседа о том, как дети провели лето. Что интересного они узнали. Беседа о труде взрослых и детей летом. Разучивание и чтение стихотворений о лете, пение песен.

Методика проведения:

Загадываем загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем

(лес)

Дети вспоминают летние впечатления. Какого цвета лето? Какого запаха лето? Мы впервые с вами начинаем работать с нитями. Это очень интересный материал. Какой он?Мягкий, теплый, разноцветный. Нам необходимо с вами нанести контур будущей поделки при помощи карандаша. Вспомним, что крона деревьев летом кажется большой. Что солнце находится высоко. И очень много разноцветных цветов на поляне, которыми любуются бабочки.

Колокольчики!

Ромашки!

Незабудки!

Васильки!

Босиком и без рубашки

Ходим мы, плетем венки

(В. Берестов)

Наносим клей на рисунок, а затем распределяем нити по цветовой гамме на картину. Клей наносится толстым слоем. Нити не прижимаем. После высыхания, приклеить бабочек.

В конце занятия вспоминаем пословицы и стихотворения о лете.

В августе полно покоя,

И щедростью, и добротою,

Природы сердце золотое

Овладевает нынче мною.

(В. Петров)

На занятии использовалась музыка П. И. Чайковского «Времена года»

Маркина Л. С.,

воспитатель высшей

категории

Москва, детский сад № 1898,

заведующая д. с. Гнатюк Н. В.

Публикации по теме:

Мастер-класс на тему: «Изготовление объемной аппликации «Радужные рыбки»Мастер-класс на тему: «Изготовление объемной аппликации «Радужные рыбки» Представляю вашему вниманию объемную аппликацию «Радужные рыбки» Выполненная техникой «торцевания» с элементами рисования конструирования.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Автор публикации:
Детский дизайн.
Опубликовано: 25 января 2013 в 20:16
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...