Получи документы

Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования

Оксана Нефедова
Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования

Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени

Героя Советского Союза М. И. Буркина» городского округа Самара

(дошкольные группы)

«Детский костюм в ДОУ : классификация, варианты использования»

Выступление на районном семинаре в рамках образовательного проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном воспитании дошкольников» музыкальных руководителей ДОУ Куйбышевского района г. о. Самара.

Выполнила:

Публикация «Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования» размещена в разделах

Музыкальный руководитель

Нефедова О. А

Самара, 2016

Уважаемые коллеги! Сегодня мы будем беседовать о детских костюмах, их значении и применении.

Современный детский сад стремится раскрыть творческий потенциал дошкольника, педагоги разрабатывают новые технологии развития и воспитания детей, используя деятельностный подход как один из приоритетных в раскрытии способностей ребенка.

И театрализованная деятельность считается одним из самых доступных для ребенка видов деятельности. Это эффективная форма развития интегративных качеств личности дошкольника, которая позволяет реализовывать принципы деятельностного подхода, природосообразности и культуросообразности воспитания ребенка.

Известно, что по своей природе каждый ребенок восприимчив и чувствителен. Познавать себя и окружающий мир ему помогает буквально каждая мелочь. То, что взрослому человек кажется обычным пустяком, для ребенка – важное событие! И костюм – отличный способ не просто доставить ему радость, но и развить его.

Все дети любят переодеваться и перевоплощаться. И глубже входят в роль, как только надевает на себя хотя бы небольшой элемент костюма. А уж, если это настоящий костюм и «полный», тогда все для ребенка становится еще более ярким, сказочным и незабываемым.

Но прежде чем переходить к классификации детского костюма, поговорим немного об истории костюма в целом.

История костюма - это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, чего могло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло своё отражение в одежде. Уже не одно столетие костюм играет в искусстве роль универсальной культурной метафоры.

Костюм - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий.

В отечественной науке существует несколько различных подходов к анализу костюма и его функций : культурологический, этнографический, искусствоведческий, дизайнерский и специально-технический.

Специально-технический подход связан в первую очередь с практическими потребностями человека в моделировании и художественном оформлении одежды. Если дизайн костюма сосредоточивается на художественном проектировании, то специально-технический подход можно связать с конкретным решением определенной проектной задачи.

Дизайнерский подход: одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна, как мебель, интерьер, техника. Цель дизайна -- создание утилитарной вещи, и все остальные функции данной вещи (эстетические, социальные и др.) учитываются в той мере, в какой они способствуют максимальной полезности.

В рамках искусствоведения костюм рассматривается как эстетический, художественно - значимый феномен. Объектом становятся не современные, а исторические формы костюма.

Этнографический подход- логическое продолжение искусствоведческого, так как в этнографии речь идет прежде всего об исторических формах костюма, имеющих отношение к культуре и быту так называемых «примитивных» народов.

Что касается культурологического подхода, то он основывается на исследовании костюма как целостного феномена культуры, т. е. в единстве его утилитарных и символических функций.

Универсальная функция костюма в культуре -- приспосабливать, вписывать человека в тот или иной жизненный контекст для обеспечения продуктивной коммуникации, успешной деятельности. Костюм одновременно подстраивается под среду и трансформирует ее в необходимом направлении.

Исторически первая и основополагающая обобщенная функция костюма-инструментально-практическая. Функция защиты тела от различных воздействий окружающей среды.

Социальные функции костюма образуют две основные ветви: функции информирования, функции формирования. Информирование связано с тем, что костюм несет сведения о его носителе как индивиде, и как о представителе определенной социальной группы. Основные функции информирования:

• функция указания возраста (различия между детским и взрослым костюмами). Вот некоторые примеры: бантик или слюнявчик всегда для нас являются символами детскости, повязанный на голове женщины платок обычно ассоциируется со старостью, костюм с явными элементами эротизма -- с молодостью.

• Функция, указания на половую принадлежность -- одна из рано сложившихся. Ее выполняют все элементы костюма : есть мужская и женская одежда, обувь, аксессуары, украшения. Существуют также специальные мужские женские материалы и цвета.

• Функция, выражения бытовых различий в сфере семейных отношений. Например, у славянских народов в национальном костюме всегда существовала масса различий костюма девушки и замужней женщины. Одна коса -- была признаком девичества.

• Функция указания на вид занятий. Чтобы приспособиться к различным условиям среды люди изобрели соответствующие костюмы. Так появится костюм для занятий спортом, костюм для с/х работ, купальный костюм, костюм для танцев, похода в лес и т. п.

Основные функции формирования: формирование внешнего и внутреннего облика человека. Функция формирования фигуры направлена на коррекцию внешности, подчеркивание определенных свойств тела в соответствии с общественными и личными идеалами. Наиболее ярким примером здесь, пожалуй, является применение каблука. Второй такой пример-это костюм. Он создает определенное настроения, моделирует социальную ситуацию. Один из ярких примеров -- свадебный наряд. Подобные костюмы обычно служат для уникальных, единичных ситуаций в жизни человека. По форме они традиционны.

Функция отражения национальной принадлежности возникла очень рано. Об этом говорят различия в костюмах первых этносов. Данная функция ярчайшим образом проявляется в таком явлении как народный, национальный костюм. Он традиционен и практически не подвержен изменения.

Функция указания на вероисповедание бывает обычно тесно связана с предыдущей функцией, поскольку исторически сложилась и закрепилась связь определенных наций с теми или иными религиями. Каждая религия устанавливает и обуславливает определенные формы костюма, особенные цвета, аксессуары и детали. В зависимости от степени влияния религии, эта функция воздействует на все формы и виды костюма.

Функция указания на профессиональную принадлежность развилась при переходе от натурального хозяйства к рыночному укладу, с разделением труда. В каждом деле появились свои профессионалы, и однотипный костюм. Его форма во многом зависела от специфики деятельности и содержала общие для всех элементы, объединяющие людей одной профессии в некую корпорацию.

Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически. Во все периоды костюм был средством выражения социальной принадлежности. Каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим свое выражение в искусстве костюма.

Ну, а сейчас поговорим подробнее о детском костюме.

Детский костюм несет в себе несколько функций:

• функция назначения - обеспечивает выполнение процессов, для которых она

предназначена (для работы, занятий, танцев и т. п.).

• морально-этическая функция, обусловленная этническим социумом, в котором находится ребенок;

• информативная функция - несет информацию об окружающей среде, окружающем мире;

• воспитательная функция – воспитание и развитие эстетических вкусов у ребенка.

Он разделяется по половому (гендерному) признаку. Так при приобритении костюмов для мальчиков мы выбираем сдержанные цвета, преобладание черного, фактуры жесткие, ткани плотные, непрозрачные, рисунки и фактуры геометрические, технические. Для девочек же постельные тона, яркие; легкие и мягкие фактуры, легко драпирующиеся, прозрачные с блестками, вышивками; цветочные, растительные мотивы, горошек и мягкие линии в фактуре и рисунке.

Немалую роль играет качество материалов, из которых изготовляются детские костюмы. Помимо насыщенного цвета и удачного внешнего оформления, они обязательно должны быть комфортными для ребенка. Не должны стеснять движения, раздражать и травмировать кожу, в то же время костюм не должен быть очень большой по размеру, т. к. ребенок может зацепиться за что-либо и причинить себе травму.

На какие же виды классифицируется детский костюм в ДОУ?

Он разделяется на:

• спортивный;

• сюжетно-ролевой;

• национальный;

костюм для танцев;

• карнавальный;

костюм для драматизации.

Итак, спортивный. Физкультурные занятия осуществляются полноценно, если для этих целей у ребенка имеется спортивный костюм. Чистота и удобство-основное гигиеническое требование к нему. Он не должен стеснять движения, мешать свободному дыханию, раздражать и травмировать кожу. Костюм должен соответствовать погоде, возрасту и полу, подбираться по росту и пропорциям тела.

Спортивный костюм дисциплинирует детей, вызывает желание подражать ловким, умелым спортсменам. И самое главное дает оздоровительный эффект.

Сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры детей занимают ключевое место в воспитательном процессе. Ребенок, как правило, с большим желанием участвует в воспроизведении той или иной деятельности взрослых в условно заданных обстоятельствах, а следовательно, прочно усваивает значимые социальные функции и эффективно развивает коммуникативные умения.

Получив определенную роль и действуя в воображаемой обстановке, малыши:

• Закрепляют знания об окружающем мире;

• Отрабатывают навыки общения в различных ситуациях;

• Приобретают опыт социализации в детском коллективе;

• Стимулируют творческие способности;

• Учатся реализовать игровой замысел самостоятельно.

Важно отметить, что подобный вид активности позволяет педагогам успешно корректировать поведение своих воспитанников. К примеру, имитация лечения у врача помогает крохам избавиться от страха перед посещением больницы.

Существуют костюмы для разыгрывания ситуаций на разные темы: «Профессии», «Времена года», «Правила дорожного движения», «Транспорт и путешествие», «Больница» и т. д. и каждый костюм играет свою роль в формировании и воспитании ребенка. Так, костюм бойца спецназа позволяет мальчику почувствовать себя величественным, отважным, непобедимым. Костюм стюардессы познакомит детей с интересной профессией, а также с важными для неё качествами: ответственность, актуальность, внимание и желание помогать людям. Костюмы «Тыква», «Вишня», «Виноград», «Перчик» позволят ребенку представить оригинальный образ на празднике урожая, для моделирования различных ситуаций на тему «Польза овощей и фруктов», «Времена года» и т. п. Можно использовать по ознакомлению с окружающим миром узнавая о своих свойствах.

Костюмы для сюжетно-ролевых игр можно использовать в театральной постановке. Так, костюм ветеринара подойдет для сказки «Доктор Айболит».

Актуальные наряды и прилагаемые к ним реквизиты можно использовать при подготовке к утренникам, в театральных постановках, на учебных занятиях, в повседневных играх. Ролевые костюмы обычно представляют облегченный вариант костюма, чаще всего это накидка или жилет и к ним характерные аксессуары.

Национальный. К ним относятся национальные костюмы и костюмы русских героев – Богатыри, Иванушки, Аленушки, Русский солдат и т. п. Они помогут создать нужную атмосферу и безукоризненные образы русских – и не только- национальных героев. К ним относятся «Русская красавица», «Матрешка», «Богатырь», «Гусар» и т. п. Наряды народов мира: «Испанка», «Ковбой», «Восточная красавица» и т. п. Эти костюмы могут использоваться на учебных занятиях, в театральных постановках, карнавалах, утренниках, тем самым знакомим детей с культурой разных народов, с яркими историческими событиями, воспитываем чувство патриотизма.

Костюмы для танца. Танцы входят в обязательную программу эстетического и физического развития малышей дошкольного возраста.

Пробудить в ребенке неподдельный интерес к этому виду искусства, передать ощущение красоты каждого выполненного па помогут волшебные наряды для детских выступлений.

Они представлены в разных стилях:

• Для русских народных танцев мы подготовили сарафаны и кокошники, рубахи и фуражки.

• На воплощение традиционных танцев других народов мира вдохновит колоритное национальное убранство.

• Для эстрадных выступлений подойдут оригинальные модели юбок-пачек, матросская форма и т. д.

Костюмы могут использоваться педагогами не только для подготовки утренников или участия в конкурсах, но также как интересный демонстрационный материал на занятиях по художественному развитию.

Карнавальный. Ни один детский праздник не обойдется без яркого и нарядного карнавального костюма. Они поражают своим разнообразием и великолепием: яркие наряды героев народных сказок и популярных комиксов, национальной и новогодней тематики, для представлений о временах года и сюжетно-ролевых игр и т. д. Костюм делает праздник ребенка более ярким, запаминающим, расщиряя эмоциональную сферу дошкольника. Как и предыдущие костюмы карнавальные могутиспользоваться во всех областях педагогического процесса.

Костюм для драматизации. Детский театр – это уникальная развивающая среда, позволяющая трансформировать учебный процесс в волшебную сказку.

Воспитанники детских садов с большим желанием принимают участие в увлекательных постановках в качестве зрителей и артистов. Необыкновенная форма организации занятий дает педагогам возможность при помощи художественной аллегории, рассказать о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В результате ребенок получает личностный опыт, важные ценностные представления. Кроме того, в ходе театральной работы дети активно развивают навыки общения, творческие способности, эстетический вкус.

Театральный костюм – обозначает предметы, используемые для характеристики образа. Это стиль одежды, головной убор, обувь, украшения. Костюм позволяет ребенку проявить эмоциональную экспрессию, ярко выполнить действия с помощью интонации, мимики, голоса. особой дикцией. И при принятии образа важно, чтобы костюм помогал дошкольнику выразить свое отношение к герою.

Театральный костюм лучше подготовить с детьми, тогда получиться яркий, запоминающийся театр. У детей развивается умение создавать образ героя на основе данного произведения, дополняя художественными деталями. Усваивается текст как первооснова театрализованной игры. Углубляется знание об окружающей действительности, развивается чувство формы, ритма, цвета, композиции.

Детский костюм требует особой тщательной подготовки, учитывая принцип безопасности и комфортности. Подбор детского костюма – это увлекательное, интересное и интеллектуальное занятие. Взрослых оно побуждает к размышлению, погружению в мир искусств. А у детей формирует коммуникативные навыки, развивает социально-личностные качества и творческие способности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении выпускного утренника в виде фильма. Варианты изготовления кадров для сценарияФотоотчет о проведении выпускного утренника в виде фильма. Варианты изготовления кадров для сценария Фотоотчет. Кинешемова Евгения. Выпускной в детском саду- очень важное событие, как для ребенка, так и для его родителей. Чтобы сделать этот.

Классификация дизартрии В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация.

Конспект занятия «Классификация средств измерений. Метрологические характеристики СИ» Цель: Освоить метрологические характеристики СИ. Средства измерения - это техническое средство или их комплекс, используемое при измерениях.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Классификация посуды» Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи Тема : «Классификация посуды» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Костюм «Цыганка»Костюм «Цыганка» Приходит ребенок из детского сада на кануне нового года и говорит. - Мама, я буду цыганкой, делай мне костюм. Мы с ней обошли все магазины,.

Костюм «Репка»Костюм «Репка» Вот и закончился Муниципальный этап конкурса "Воспитатель года - 2016" в нашем городе. Как всегда большая часть коллектива оказывала помощь.

Мастер-класс «Поздравительные открытки ветеранам Великой Отечественной войны» (варианты нестандартного оформления)Мастер-класс «Поздравительные открытки ветеранам Великой Отечественной войны» (варианты нестандартного оформления) С наступающим праздником Великой Победы всех -всех-всех маамовцев! С праздником, который встречаем со слезами на глазах и с комом в горле. С.

Новая классификация детских игр Изучение проблем игровой деятельности в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а затем в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца позволило.

Варианты физминуток к теме «Цветы» Предлагаю вашему вниманию простейшие физминутки на тему "Цветы". В данный момент мы занимаемся проектом "Садовые цветы" и я использую и.

Варианты украшения группы к Новому годуВарианты украшения группы к Новому году Все работы выполнены из различных материалов:альбомные листы, картон, цветная бумага, салфетки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования
Опубликовано: 16 июня 2016 в 04:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД