Детский совместный проект в контексте развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками

Галина Алексеева
Детский совместный проект в контексте развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками

Проектирование становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. Проектная деятельность является инновационной деятельностью работы дошкольного учреждения, поэтому она считается актуальной в режиме развития ДОУ. В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ.

В психолого-педагогической литературе личность рассматривается как продукт общественно-исторических условий. Определяющее значение в развитии личности человека имеет деятельность, которую он выполняет совместно с другими людьми (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец). Имеется ряд исследований, подтверждающих существование этой зависимости и у детей дошкольного возраста (Д. В. Менджерицкая, Р. С. Буре, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Т. И Бабаева, Т. А. Березина и др.).

Анализ исследований Гарифуллиной И. В. показал, что метод проектов очень актуален и эффективен, так как позволяет современному дошкольнику жить наполненной интересными событиями жизнью в пространстве детского сада и превратить педагогический процесс в радостную, интересную, полную открытий совместную жизнь детско - взрослого коллектива.

В проектной деятельности дети вступают в различные отношения между собой.

В работе А. Н. Леонтьева были выделены разные типы эмоциональных отношений детей при организации совместной деятельности: дружеская взаимопомощь, партнерство и сосуществование. В основе этих отношений лежат разные по своей направленности эмоциональные переживания, порождаемые процессом взаимодействия.

Для отношений дружеской взаимопомощи характерно проявление теплоты, внимания, доброжелательности к соучастнику деятельности, переживание за успехи сверстника и общий результат. Отношения партнерства характеризуются переживанием и озабоченностью по поводу процесса и результата деятельности при индеферрентном отношении к сверстнику и его переживаниям. И наконец, отношения сосуществования возникают при черезмерной заботе о собственном достижении, отсутствии интереса к общему результату и индефферентном или конкурентном отношении к соучастнику деятельности. При этом типе отношений возможны ярко выраженные негативные и ревностные проявления к партнеру по деятельности.

Как отмечает Т. И. Бабаева, детский проект предусматривает объединение дошкольников на основе общей интересной проблемы, решение которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного с воспитателем планирования, поиска необходимой инфомации, сотрудничества, взаимопомощи и презентации продукта.

В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапнно движется к цели. Цель проекта принимается и осваивается детьми. Продуктом совместной деятельности может любой творчекий результат: спектакль, детская книга, игра, коллаж, эксперимент и т. д.

Работа над проектом осуществляется поэтапно:

Основные этапы проекта

Этап Работа педагога Деятельность детей

I этап 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

III этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 6. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 7. Продукт деятельности готовят к презентации.

8. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

По составу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. По срокам реализации проект может быть краткосрочным, среднесрочным (от недели до месяца, долгосрочным (в течении нескольких месяцев).

Типы проектов:

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты офрмляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);

3. Информационно - практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. Творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Масленица»).

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели, средней продолжительности и долгосрочные (несколько месяцев).

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты типа «Любимые игрушки», «Уроки Айболита» (Т. А. Данилина, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

В возрасте от 3,5-4 до 5 лет проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально- творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении – активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми.

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт, прежде всего это опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний. Это также опыт разнообразной совместной деятельности, требующей от детей умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.

К концу шестого и на седьмом году жизни начинается творческий этап развития проектной деятельности. Он характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию, детерминированным их познавательным и личностным развитием. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели, содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. В совместной проектной деятельности у дошкольников происходит:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, для решения поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие отношений сотрудничества и партнерства при решении общих задач.

Анализ литературы позволяет представить воспитателя по подготовке проекта:

1. На основе анализа актуальных интересов детей определить цель проекта.

2. Разработать план движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта (музыкальный работник, физорг).

4. Составление поэтапного плана-схемы проекта.

5. Включение в план-схему проекта различных игр, интегрированных занятий, образовательных ситуаций и других видов совместной детской деятельности, направленных на реализацию проекта.

6. Организация и координация совместной деятельности всех участников проекта.

7. Разработка домашних заданий для самостоятельного и совместного выполнения их в условиях семьи (для родителей и детей).

8. Презентация проекта в детском саду.

Процесс организации совместной проектной деятельности строится на основе учета возрастных возможностей детей и их индивидуальных особенностей.

Поэтапная разработка и стимулирование педагогом проектной деятельности, позволяет формировать личностные качества ребенка: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой характер и время интересам общего дела; умение оказывать помощь участникам проекта, делиться собственным опытом со сверстниками; обсуждать результаты деятельности и совместно готовиться к их презентации.

Цель проекта и способы ее достижения определяются с позиции самих детей, на основе их интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.

Следует подчеркнуть, что проектный метод ориентирован на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на со-участии в деятельности. Соучастие в деятельности - это общение на равных. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству (Л. С. Римашевская).

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных позициях: педагог-ребенок, ребенок-ребенок. Ребенок легко вступает во взаимодействие с другим человеком при условии «абсолютного партнерства», то есть «на равных», когда чувствует искреннее уважение к себе партнера по взаимодействию, ему необходимо участие в общем для коллектива группы важном деле.

Именно осмысление и применение метода проектов в новой социально-культурной ситуации в свете Федеральных государственных требований к образованию, на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о проекте, как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи развития межличностных отношений подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Детский совместный проект в контексте развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками
Опубликовано: 30 июля 2013 в 19:40
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...