Детско-родительская игра «Школа понимания»

Алла Низамутдинова
Детско-родительская игра «Школа понимания»

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии.

Описание группы: родители и дети старшего дошкольного возраста специальной коррекционной группы, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Занятие проводят два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Используется колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап.

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

Задачи:

• определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;

• формирование группы как целое;

• формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;

• формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

Ведущий: Здравствуйте дорогие родители и дети. Я рада вас приветствовать на нашем тренинге "Школа понимания". Сегодня нам предстоит узнать много интересно о ваших семьях и о вас самих. Но прежде чем начать, давайте познакомимся друг с другом.

Упражнение 1 «Знакомство»

Цель: сближение участников группы

Ведущий: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого он окажется в руках, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, то сидит справа от меня.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляется и говорит, что он любит делать больше всего. То же самое делают дети, представляя себя, называя свое имя и рассказывая, что они любят делать больше всего.

Ведущий: Ну, вот мы все и познакомились, а сейчас давайте подарим друг другу частичку себя. Просто повернемся и улыбнемся соседу справа.

Упражнение 2 "Подари улыбку"

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

Дети и родители, сидя в кругу, поворачиваются друг другу и улыбаются.

Упражнение 3 "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап.

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

Задачи:

• создание атмосферы доброжелательности и доверия;

• сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;

• снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;

• повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

Упражнение 1 "Найди свой лепесток"

Ведущий: Как стало тепло и уютно у нас в зале от ваших улыбок. Но все же чего - то не хватает, давайте немного украсим наш зал. Чтоб он стал более ярким и красочным.

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика - семицветика". Вы сами должны решить, кто будет собирать лепестки, а кто клеить. Вы можете сделать это вместе, главное, чтоб лепестков у цветочка было ровно семь и все они были разных цветов.

Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

Упражнение 2 "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

• У маленькой Сани санки едут сами

• Дятел дерево долбил стуком деда разбудил

• На крыше у Шуры жил журавль Жура

• До города дорога в гору, от города – с горы

• У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

• На дороге с утра тарахтят трактора.

• На гармони громко заиграл Ерёмка.

• Боря Ире дал ириску. Ира Боре - Барбариску.

• До города дорога в гору, от города - с горы.

• Жутко жуку жить на суку.

• Макара укусил комар. Прихлопнул комара Макар.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

• Цапля с синицей стали за стол садиться. Наелись мясца, напились водицы.

• Цыплята и курица пьют чай на улице.

Упражнение 3 "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее, где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап.

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Задачи:

• актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;

• расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;

• формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;

• обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;

• формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

Упражнение 1 "Эмоции"

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации. Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

Упражнение 2 "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4. Закрепляющий этап.

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи:

• закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;

• формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;

• актуализация позитивного опыта общения с ребенком;

• оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

Этюд-беседа "Самый веселый день с моим ребенком"

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе, и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

Упражнение 1 "Цветик-семицветик"

Цель: формирование умения взаимодействия, умение договаривать и совместно выполнять работу, формирование чувства сопереживания друг за друга.

Ведущий: наши цветочки не простые. Они имеют волшебное свойство -исполнять желания. Каждый человек о чем - то мечтает. Давайте сейчас все напишем на лепестках цветов свои желания. Только как быть, ведь листочков всего 7 и вы должны будете каждый загадать только 3 желания, а что делать с оставшимся 1 лепестком, кто будет писать желание на нем?

Упражнение 2 "Загадай желание"

Цель: формирование умение слушать другого, приблизить к внутренним потребностям и желаниям ребенка и взрослого, развитие сотрудничества, признание права ребенка на выбор. Дети и взрослые загадывают желания: ребенок - 3, родитель - 3, а одно совместное.

Обсуждение желаний.

3) Завершение игры. Участники по кругу передают свечу и отвечают на вопросы:

• чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые, что понравилось (взрослые и дети);

• что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);

• Ваши пожелания.

В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми.

Список литературы:

1. Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.

3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

5. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.

Публикации по теме:

Планирование психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста Работа с детьми. Годовой план на 2013–2014 год ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № Содержание работы Сроки 1 Первичная диагностика вновь поступающих.

Презентация для родителей на тему «Всестороннее воспитание ребенка в игре» Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действия.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Детско-родительская игра «Школа понимания»
Опубликовано: 30 января 2014 в 12:22
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...