Папки-передвижки

Детско-родительские отношения в семье

Наталья Еремеева
Детско-родительские отношения в семье

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Публикация «Детско-родительские отношения в семье» размещена в разделах

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.

Семейная среда-это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи - создание условий для воспитания здоровой личности. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Ещё одним фактором, влияющим на развитие ребенка является отсутствие заботы о ребенке и социально-педагогическая запущенность. Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т. п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием.

В противном случае дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.

Чаще всего воспитание заключается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не обращают никакого внимания на ребенка, либо отстраняются от него фразами типа «отстань», «не мешай», «иди погуляй».

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком, в частности, многими авторами она квалифицируется как neglect — пренебрежение нуждами ребенка, не предоставление ему возможностей развиваться, получать образование. При этом, если дети, пострадавшие от других видов насилия (физического, сексуального, вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т. п., что способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.

Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности.

Еще хотелось бы затронуть такую проблему неправильного воспитания в семье, как «ребенок – кумир семьи», где все только ради ребенка. В этих семьях выполняются все прихоти ребенка, любая малейшая проблема решается родителями, он воспитывается в «тепличных условиях». В этой ситуации ребенок не учится самостоятельности, не умеет принимать решения без помощи взрослых. А отсюда следует, что ему очень сложно адаптироваться к условиям детского сада, сложно найти место в детском коллективе, неумение общаться со сверстниками. Любые сложности будут вызывать у него слезы, протест. Такой ребенок может стать изгоем в группе детей. Конечно, этот ребенок может привлечь к себе внимание новой игрушкой, принесенной из дома. Но это только на время, это «фальшивый» авторитет. Эти дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму.

Помощь таким детям должна начинаться, прежде всего, с родителей. А такому ребенку надо предоставлять больше самостоятельности, давать как можно больше поручений, помощь взрослого стараться сводить до минимума. Повышать его самооценку, тем, что чаще хвалить, но только, если он это заслужил. Также обращать внимание других детей на успехи такого ребенка. Здесь нужен очень гибкий подход к этому ребенку в зависимости от ситуации.

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать

родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка.

Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их

отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы

впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку

прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т. е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности.

В результате разумного применения поощрений, развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания, по возможности, должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Взаимоотношения в семье должны быть построены на основе сотрудничества и взаимопомощи всех ее членов. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Этот тип семьи на данный момент является наиболее эффективным.

Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Необходима тесная связь семьи и дошкольного учреждения. Следует довести до сознания родителей, что семья играет главную роль в становлении ребенка, как личности, а образовательные учреждения лишь призваны направить и оказать помощь в этом сложном процессе. Вот тогда наше общество будет развиваться по правильному пути.

Публикации по теме:

ПоздравляюПоздравляю 27 сентября мы будем отмечать праздник ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный.

Значение игры в формировании личности ребенка Дошкольный возраст является предметом пристального внимания, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детско-родительские отношения в семье
Опубликовано: 30 марта 2015 в 18:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД