Детско-родительский образовательный проект «Былинные богатыри — защитники земли русской»

Татьяна Червякова
Детско-родительский образовательный проект «Былинные богатыри — защитники земли русской»

«Гордиться славою предков не только можно, но и должно».

А. С. Пушкин

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область: патриотическое воспитание, развитие речи.

Актуальность темы:

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

Педагоги нашего детского сада серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Цель проекта:

1. Создать условия для формирования у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли Русской.

Задачи:

1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

2. Разработать и провести цикл занятий по ознакомлению детей с былинными героями – защитниками земли русской.

3. Подобрать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.

4. Обогатить словарь детей существительными: ратник, богатырь, былина, сказитель, оротай, пахарь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о выдающихся личностях отечественной истории;

Знать несколько былин;

Уметь пересказывать былину с помощью опорных картинок;

Иметь простейшие представления о знаках, обрядах, поклонении, родовом дереве;

Различать понятия «соперничество» и «драчливость»;

Уметь с помощью природно-бросового и строительного материалов выполнять задания продуктивного характера (конструирование заставы из строительного материала; изготовление богатырей из пластилина, из картона на основе цилиндров с использованием бросового материала; украшение щитов, используя нетрадиционные методы и приемы).

Предварительная работа.

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище».

3. Чтение русских былин «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Святогор», «На богатырской заставе».

4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.

5. Разучивание стихотворения Н. Морозова «Богатырь».

6. Использование игр:

Дидактические: «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Откуда хлеб пришел».

Подвижные: «Петушиные бои», «Сдвинь противника с места», состязание «Будь отважным, не теряйся, сзади всех не оставайся!»

7. Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская сила».

Роль родителей в реализации проекта:

1. Участие в выставке «Не перевелись богатыри на земле русской»: изготовление поделок русских богатырей из соленого теста, пластилина, пенопласта, ткани.

2. Изготовление богатырских костюмов на кукол и на детей.

3. Подбор иллюстративного материала по теме.

4. Приобретение богатырских доспехов (щит и меч).

5. Изготовление дидактических игр.

Продукт проектной деятельности:

1. Оформление выставки «Не перевелись богатыри на земле русской».

2. Развлечение «Богатырская наша сила».

3. Модели занятий, рисунки детей, наглядный материал по теме «Былинные богатыри».

4. Открытое занятие на РМО по теме «Былинные богатыри – защитники земли русской».

Для реализации проекта был разработан план, состоящий из трех этапов.

1 этап – подготовительный, цель которого – пополнить предметно-развивающую среду групповой комнаты наглядными материалами по изучаемой теме.

На данном этапе мы активно сотрудничали с районной детской библиотекой. По просьбе педагогов, работники библиотеки создали каталог литературы, включающей пословицы и поговорки о силе, смелости и отваге русских богатырей. А также подобрали русские былины доступные детям старшего дошкольного возраста.

Понимая, что дети легче представят события древней Руси, рассматривая картинки, иллюстрации, мы начали поисковую работу по подбору наглядного материала. С помощью родителей создали картотеку иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих исторические факты и события из жизни древней Руси. Родители принимали активное участие в изготовлении поделок для выставки, а также приобрели богатырские доспехи : щит и меч.

Педагоги детского сада разработали перспективное планирование по патриотическому воспитанию по каждой возрастной группе. Приобрели аудио записи для слушания музыкальных произведений о Родной земле, о подвигах русских богатырей.

Собрав необходимую информацию по теме, приступили к реализации основного этапа проекта – творческо – информационному. С целью разработать и провести цикл занятий по ознакомлению с историей древней Руси.

В построении занятий применяли единую сюжетную линию:

«введение» в проблему (вызвать желание детей решить ее, отправиться в путешествие в Древнюю Русь);

непосредственно путешествие (дети получают конкретные знания);

возвращение и детские открытия.

Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы необходимо превратить детей из зрителей в активных эмоциональных участников. Поэтому полученные на занятиях знания мы закрепляли в продуктивных видах деятельности.

На занятиях по конструированию дети учились с помощью природно-бросового и строительного материалов создавать богатырские заставы и укрепительные сооружения.

На занятиях по лепке и рисованию украшали богатырские доспехи, используя нетрадиционные методы и приемы рисования.

На занятиях по ручному труду мастерили богатырей из картона на основе цилиндров с использованием бросового материала.

Выстраивая обучающий процесс, уделяли большое внимание игре как методу радостного ненапряженного познания, научения и развития.

Провели ряд дидактических игр «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Помоги воину найти меч-кладенец, цель которых закрепить знания детей о доспехах русского воина, уточнить представления о знаках, оберёгах, поклонении.

Подвижные игры «Петушиные бои», «Защити крепость», «Стрелок», «Вытолкни из круга» и другие развивают силу, поощряют дух здорового соперничества. Участвуя в таких состязаниях дети учились различать понятия «соперничество» и «драчливость».

Большое внимание уделяли чтению былин. Дети познакомились с такими былинами как «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Святогор», «Никита Кожемяка», «На богатырской заставе».

3 этап. Итогом проведенной работы стало:

оформление выставки «Не перевелись богатыри на земле русской», где приняли активное участие родители и дети

развлечение для старших дошкольников «Богатырская наша сила»

открытое занятие «Былинные богатыри – защитники земли русской».

Публикации по теме:

Проект «Ах да русский валенок!» (видео) Тип проекта: творческо-исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Детско-родительский образовательный проект «Былинные богатыри — защитники земли русской»
Опубликовано: 29 октября 2013 в 19:54
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....