Детско-родительский образовательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Галина Татаринова
Детско-родительский образовательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо – информационный.

Продолжительность проекта: недельный.

Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы

Образовательная область: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыкально-художественная», «Продуктивная».

Актуальность: данным проектом мы хотим приблизить детей к русской народной культуре, направить на активное приобретение культурного богатства русского народа.

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта.

Задачи:

-Проявлять интерес к произведениям русского декоративно-прикладного искусства: игрушками из дерева, предметами быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда,расписная посуда и т. д).

-Использовать радость от их яркости и нарядности.

-Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок».

-Активизировать речевые высказывания. Помочь детям запомнить песенку Колобка, уточнить и закрепить правильность произношения звуков в песенке Колобка.

-Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков.

-Провести к практическому освоению понятия «Часть целое».

Активизировать словарь: детушки, хозяюшка, лоскутное одеяло, матрешка.

Продукт: аппликация, фото, изготовление костюмов.

Презентация: Развлечение «Веселые посиделки».

Содержание проекта

1. Развитие речи:

а) Знакомство детей с народной песней «Баю- баюшки- баю, баю Машеньку мою».

б) Игра-инсценировка по мотивам народной сказки «Колобок».

в) Аппликация из фантиков (коллективная композиция) «Лоскутное одеяло».

2. Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Матрешкины подружки».

3. Подвижная игра.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Утренняя гимнастика.

6. Художественное слово.

7. Домашнее задание для родителей.

1. Знакомство детей с народной песней

«Баю- баюшки- баю, баю Машеньку мою».

Цели:

-Проявлять интерес к произведениям русского декоративно-прикладного искусства: игрушкам из дерева, предметам быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда и т. д.).Испытывать радость от их яркости и нарядности.

Воспитатель с детьми приходят в «избу». Их встречает хозяюшка.

Хозяюшка: День добрый, детушки-касатушки!

Проходите не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу-ка я вам сказку.

Жила – была девочка Машенька (воспитатель приноси куклу).

Воспитатель: вот она Машенька наша,

Девочка-клубничка,

Румяное личико.

Щечки что яблочки,

Губки, что ягодки

Носик-курносик, пуговкой, глазки серенькие, зубки беленькие.

Хозяюшка: Какая красавица! Да вот беда! Капризна Машенька. Ее укладывают, укладывают спать, а она никак не ложится, все капризничает, гулять хочет.

Воспитатель: ой, Машенька, не реви,

Куплю тебе сухари.

Ой, Машенька не плачь,

Куплю тебе калач.

Хозяюшка: ничего Машенька не хочет, только плачет и плачет. Давайте, ребятки, попробуем Машу укачатьспоем ей колыбельную песенку, может она и поспит. Ложись,Машенька, в кроватку. Подушечка мягонька, периночка пухова, одеяльце тепленько. Вот какая хорошая кроватка! Спи, Машенька, засыпай.

Баю – баю - баюшок! Баю – баю - баюшок!

Ложись, Маша, на бочок, В огороде - петушок.

На пуховую кровать. Петя громко поет,

Будет Маша крепко спать. Маше спать не дает

Входит Петушок (ребенок из старшей группы)

Петушок: Кукаре - ку!

Хозяюшка: Ах ты, Петя-петушок, золотой гребешок, как ты громко поешь, нашей Маше спать не даешь.

Петушок: Я - петушок голосистый, всегда громко пою, детям спать не даю.

Хозяюшка: Петя - петушок, ты лучше зернышко поклюй и не пой так громко. Нам нужно Машеньку спать уложить.

Воспитатель: мы споем петушку песенку. Машенька, послушай (Дети поют песенку о Петушке).

Петушок: Уважили меня, спасибо.

Хозяюшка: Угощайся, Петя. (Подает ему на блюдце зернышки). Петушок их клюет.

Хозяюшка: Лерочка, спой колыбельную песенку Машеньке, да покачай ее.

Девочка: Баю – баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок.

К нам волчок не ходи,

Нашу Машу не буди.

Слышится мяуканье. Появляется кот (ребенок из старшей группы).

Хозяюшка: Ой, да это кот Васька к нам бежит. Васька, ты пришел Машеньку покачать?

Кот: Нет, я пришел поиграть.

Хозяюшка: Мы с тобой поиграем, если ты поможешь Машу укачать.

Кот: Согласен. Тогда я ей песенку спою:

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок, нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать.

Баю – баю - баю-бай!

Спи, Машенька, скоренько!

Встань, Машенька, с зорькой!

А теперь поиграйте со мной. Догоните меня. (Дети догоняют кота, он присаживается, они его гладят и рассказывают потешки).

Дети: Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Хозяйка подходит к кроватке.

Хозяюшка: Нет! Не спит Машенька!

Входит мальчик школьного возраста в русском костюме.

Мальчик: Здравствуйте!

Хозяюшка: Дети, вы узнали кто это? Да, это Игорек. Он умеет плести из лозы.

Мальчик: Ко мне прибегал Петушок, он сказал, что у вас Машенька не спит. Я сплел для нее люлечку. Может она в ней уснет.

Хозяюшка: Посмотрите, какая красивая люлька. Маше в ней, наверно, будет удобно. Давайте поблагодарим Игорька за подарок (Дети говорят «спасибо»). Мальчик подвешивает люльку и уходит.

Хозяюшка: Давайте постелем в нее перинку, простынку, положим подушку и, положим, Машу. Кто покачает Машеньку?

Андрей: Ой, люли, люли, люли!

Прилетели журавли!

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите нашу Машу,

У нас Маша спит, спит.

Петя: Баю – баю - баю-бай!

Ты собаченька не лай!

Петушок не кричи

Нашу Машу не буди.

Владик: Люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать-

Нужно Маше крепко спать.

Воспитатель: Уснула наша Маша, крепко спит капризница. Мы тихонько пойдем, посмотрим. Теперь детушки - малолетушки, Машенька пусть поспит, а мы пойдем, погуляем. Дети уходят.

Игра-инсценировка

по мотивам народной сказки «Колобок».

Цели: 1) Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок». Подвести детей к игровой деятельности, к импровизации русской народной сказки «Колобок».

2) Активизировать речевые высказывания. Помочь детям запомнить песенку Колобка, уточнить и закрепить правильность произношения звуков и песенке Колобка. Следить за интонационной выразительностью речи детей во время инсценировки сказки и повторения слов ее персонажей.

Развивающая среда: настольный театр по сказке «Колобок»: избушка, бабушка, дедушка, Колобок, медведь, волк, заяц, лиса.

Ход:

1. Воспитатель выставляет перед детьми фигурки настольного театра: избушку, бабушку и дедушку и предлагает детям послушать сказку:

«Жили-были дед и баба. Вот однажды и просит дед бабу: «Испеки-ка ты, старуха, колобок».

- Из чего ж испечь-то, старый,- муки-то в доме нету!

- А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, авось и наскребешь муки на колобок.

Старуха так и сделала. По амбару помела, по сусекам поскребла и наскребла муки на колобок. Замесила тесто, испекла колобок румяный да сдобный, и поставила его на окошко остывать.

Колобок лежал-лежал на окошке, надоело ему. Спрыгнул он на лавку, с лавки на дорожку, и покатился. Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц-серый бок: «Колобок, Колобок, я тебя съем».

- Не ешь меня, серый, я тебе песенку спою! И запел:

Я Колобок, Колобок!

Румяный бок,

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен!

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

И покатился Колобок дальше по дорожке, только Заяц его и видел. Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь косолапый: «Колобок, Колобок, я тебя съем!».

- Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою! И запел:

Я Колобок, Колобок!

Румяный бок,

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен!

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

А от тебя, Медведь, и подавно уйду!

И покатился Колобок дальше, только Медведь его и видел. Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Волк-зубами щелк: «Колобок, Колобок, я тебя съем!».

- Не ешь меня, зубастый, я тебе песенку спою! И запел:

Я Колобок, Колобок!

Румяный бок,

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен!

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от медведя ушел,

А от тебя, Волк, и подавно уйду!

И покатился Колобок дальше, только Волк его и видел.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Лиса-рыжая краса. Увидала рыжая Колобка и так ей захотелось его съесть. Да Лиса была хитрющая, тБорит она Колобку:

- Да кто же это такой кругленький! Да кто же это такой румянены ий! Да кто же это такой ароматненький! А Колобок ей в ответ:

Я Колобок, Колобок,

Румяный бок,

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен!

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от медведя ушел,

Я от волка ушел,

А от тебя, Лиса.

- Ой, какая у тебя хорошая песенка! Жаль, стара я стала. Да плохо ее слышу, ты сядь ко мне на носок, да пропой еще разок!

Колобок, недолго думая, уселся прямо лисе на нос и начал было свою песенку:

Я Колобок, Колобок.

Румяный бок.

А Лиса его ам. и съела.»

2. Воспитатель беседует с детьми по содержанию сказки:

- Кто испек Колобок?

- Из чего его испекли?

- Откуда Колобок убежал?

- Кого он встретил первым, вторым, третьим?

- Какую песенку он пел всем зверятам?

- Как лиса перехитрила Колобка?

Воспитатель добивается от детей полных ответов, повторений реплик персонажей, выразительного повторения песенки Колобка с изменением интонации голоса, тембра голоса.

Затем воспитатель передает в руки детям фигурки настольного театра и просит инсценировать эту сказку. Таким образом, дети делятся на артистов и зрителей, затем меняются местами. Воспитатель может сам быть артистом, а может быть благодарным зрителем, а может превратиться в доброго волшебника и принести детям угощение после инсценирования сказки.

Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло».

Задачи. Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2x2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».

Предварительная работа. Знакомство с техникой печворка (лоскутной апп-ликации из ткани). Рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (одеяло, салфетка, сумка, юбка и пр.). Дидактическая игра «Мозаика». Составление коллекции фантиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Баю-баюшки-баю»:

Баю-баю-баюшки!

Крепко спят Натальюшки,

Спят в кроватках Танечки,

Леночки и Анечки,

Сашеньки и Колюшки,

Славики и Толюшки.

Баю-баюшки-баю!

Я ещё разок спою!

Баю-баю-баюшки!

Крепко спят все Дарьюшки,

Спят в кроватках Ванечки,

Оленьки и Манечки,

Димочки и Галочки,

Светочки и Аллочки,

Баю-баюшки-баю!

Я ещё разок спою!

Материалы, инструменты, оборудование. Фантики (по 5 разных для каждого ребёнка); клей, клеевые кисточки; квадратные листы для наклеивания фантиков встык; основа для коллективной композиции; салфетки, клеёнка; кусочки пластилина для лепки конфет.

Содержание:

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой:

Бьют часы: «Динь-дон, динь-дон».

По квартире бродит сон.

Бродит сон на мягких лапках.

Куклы спят в своих кроватках.

Клоун спит и спит жираф,

Покатился мяч под шкаф.

Сон прокрался на подушку,

Шепчет песенку на ушко:

- Спи, дружочек, не зевай,

Поскорее засыпай.

Пусть тебе приснится сон,

Где большой и добрый слон

Увезёт тебя в страну,

Где не спится никому.

Пусть приснится капитан

И подарит океан.

Пусть тебе приснится лес.

Полный сказок и чудес.

Спи, дружочек, не зевай,

Поскорее засыпай.

Спи, малыш мой, баю-бай.

Воспитатель предлагает детям смастерить одеяло - красивое, большое, уютное, тёплое. Предлагает рассмотреть фантики, которые приготовлены на столах, сосчи-тать их (должно быть по пять у каждого ребёнка, сравнить с количеством паль-чиков на руке (столько же, поровну) и один фантик отложить в сторону. Педагог показывает, как нужно наклеить на квадратный лист4 фантика, чтобы получилось квадратное одеяло (2x2). Дети выполняют задание. По мере готовности переносят маленькие одеяла на коллективную основу и помогают педагогу красиво раз-местить, чтобы получилось большое красивое одеяло. Если позволяет время, дети берут лишний фантик, лепят из кусочка пластилина конфету и заворачивают в «конфетную одёжку».

После занятия. Оформление большого одеяла из маленьких «лоскутков»

Рисунок «Лоскутное одеяло».

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2x2 или 3x3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое».

2. Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Матрешкины подружки»

Цели:

— научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы;

— формировать умение взаимодействовать со сверстниками.

Игровая задача: подобрать матрешке подружку.

Оборудование: комплект трехместных матрешек-вкладышей для демонстрации. Комплекты трехместных матрешек из плотной бумаги (картона) для всех детей. В комплекте два набора, состоящие из трех матрешек: в одном наборе — толстые, в другом — тонкие. В каждом наборе матрешки трех размеров и разного цвета. Для каждого комплекта матрешек три миски, три кувшина, три блюда (разных размеров).

* * *

Необходимо разобрать матрешку на три вкладыша. Загадать загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка. (Матрешка.)

Предложите детям рассмотреть своих матрешек и выстроить их по росту. Того, кто справился с этим заданием, матрешки «просят» подобрать им подружек по росту. Примеряя матрешек друг к другу, дети составляют пары одинакового роста. Потом матрешки «захотят» есть и пить, побуждая детей выбрать необхо-димую для этого посуду, соответствующую их размеру. Если дети ошибаются, матрешки «протестуют», «просят» еще подумать.

В конце игры можно прочитать стихотворение.

Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать;

То стоит одна матрешка,

То матрешек целых пять!

Г. Лагздынь.

3. Подвижная игра «Обыкновенные жмурки».

Жмурке завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

4. Пальчиковая гимнастика «Петушок, петушок».

- Петушок, петушок, (1)

Золотой гребешок, (2)

Масляна головушка, (3)

Шёлкова бородушка, (4)

Что ты рано встаёшь,

Что ты звонко поёшь,

Деткам спать не даёшь? (5)

5. Утренняя гимнастики «Матрешки».

Воспитатель наряжен в пестрый сарафан и платок, у девочек — на головах платочки, у мальчиков — фуражки. Музыкальный; работник играет и поет песенку, дети выполняют упражнения.

Мы матрешки, Ходьба друг за другом

Все мы крошки,

Погуляем по дорожке.

Поиграем мы немножко. Русская народная игра

Ну, скорей поймай матрешку. «Догонялки»

А теперь, матрешки, с вами Русская народная игра

В «Кошки-мышки» поиграем. «Кошки-мышки»

С вами в мячик я сыграю. Русская народная игра

Ну, лови, лови, лови «Лавишки с мячиком»

Да смотри не урони

Мячик-попрыгун устал,

Положу его в карман.

А матрешки-малыши

В группу все к себе пошли.

Мы матрешки, Уходят в группу

Все мы крошки.

Погуляли по дорожке.

6. Художественное слово:

1. Колыбельные песенки:

1. Ой,люли, люди, люли!

Прилетели журавли.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите нашу Машу,

У нас Маша спит, спит.

2. Баю, баю, баю, бай!

Ты, собаченька, не лай.

Петушок, не кричи.

Нашу Машу не буди.

3. Люли, люли, люленьки!

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать

— Нужно Маше крепко спать.

2. Загадывание загадок:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка. (Матрешка.)

3. Чтение стихотворений:

Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать;

То стоит одна матрешка,

То матрешек целых пять!

Г. Лагздынь

7. Домашнее задание для родителей.

Посетить краеведческий музей с детьми.

Развлечение «Веселые посиделки».

Это развлечение было проведено для того, чтобы дети могли познакомиться с традицией русского народа - посиделки. Для этого мы оформили уголок в стиле русской избы: русская печь, столы с домашней утварью, самовар, и лавка с веретеном.

Детей нарядили в русские народные костюмы. Они с интересом разглядывали себя и друг друга. Так как не были знакомы со славянской культурой.

Дети с радостью поиграли на русских народных инструментах. Их это очень заинтересовало. Все с интересом разглядывали самовар, веретено и печь. Развлечение закончилось традиционным чаепитием с конфетами и печеньем. Надеемся что впечатление у детей останется надолго!

Обобщение работы:

Данным проектом мы приблизили детей к русской народной культуре. Дали новые знания о быте, традициях, его связи с народным творчеством.

Литература:

1.0. А. Князева, И. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

2. А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском

саду».»

3. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в 2 младшей группе».

4. Н. Г. Комратова, А. Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание

детей 3-4 лет».

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Публикации по теме:

Проект «Ах да русский валенок!» (видео) Тип проекта: творческо-исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,.

Проект «Моя семья» Детско – родительский проект «День семьи» в младшей группе №3 Подготовила и провела воспитатель: Прянишникова Ю. А. Москва, 2011.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Детско-родительский образовательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Опубликовано: 11 мая 2013 в 19:54
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...