Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №8, №9, №10

Нина Васильевна Шмакова
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №8, №9, №10

Н. Шмакова, педагог-психолог.

В этой статье представлены конспекты трех занятий (№8, №9, №10) игрового детско-родительского тренинга, направленного на коррекцию детских страхов и коррекцию детско-родительских взаимодействий. В приложении дается описание целей и содержания игр. Программа тренинга «Школа бесстрашия» разработана на основе авторской методики А. И. Захарова.

Структура и содержание занятия № 8

1. Приветствие и продолжение предложения «Моя мама радуется, когда…»; «Мой ребенок рад, когда…»

2. Упражнение «Шалтай-Болтай»: способность регулировать своим телом (целенаправленное напряжение-расслабление)

Шалтай-Болтай висел на стене,

Шатлай-Болтай свалился во сне.

3. Игра «Кочки». Цель: Снятие страха воды, глубины, психологическая очистка от родительского недоверия. Упражнение в равновесии (приложение 1)

4. Игра «Змея». Цель: нейтрализация страха змей. Содержание: на поляне (ограниченное пространство, где множество пеньков и кочек (взрослые сидят на корточках, гуляют дети. Вдруг появляется змея (взрослые, держась за руки, но сидя на корточках, которая сжимает детей, не выпускает из своего кольца. Дети стараются проскользнуть, выскочить «из плена» змеи. По окончании игры взрослые восхищаются ловкостью, сноровкой и смелостью детей.

5. Игра «Восхождение». Цель: Цель: Устраняет страх высоты, страх (ожидания) землетрясения. Упражнение в равновесии. (Приложение 2)

6. Награждение медалями за восхождение, покорение вершины.

7. Игра «Лодочка и шторм». Цель: развитие чувства безопасности, доверия взрослым в игре, снятие физического напряжения.

Содержание: ребенка раскачивать на одеяле (плывет в лодке). Качка усиливается – начинается шторм. Эмоциональная поддержка репликами: «Какой смелый!», «Лежит, будто отдыхает – весь расслабленный», «Ни капельки не боится!».

8. Релаксация «Полет птиц». Дети и родители лежат с закрытыми глазами. Звучит музыка. Психолог говорит текст на заданную тему, участники представляют себя птицами, парящими в небе.

Цель: расслабление, развитие воображения.

Структура и содержание занятия № 9

1. Приветствие. Разговор об имени-отчестве детей и их родителей.

2. Игра "Детский сад". Цель: развитие инициативы и самостоятельности через взятие детьми на себя ролей воспитателей детского сада. Содержание: взрослые играют роли детей, отражая поведение дошкольников, в том числе, и обыгрывают и нарушение правил. Дети в роли воспитателей оказывают воспитательное воздействие на «малышей», проявляют смекалку в организации своих «воспитанников».

3. Упражнение "Злые – добрые кошки" (по М. А. Панфиловой). Цель: обучение физической саморегуляции через напряжение-расслабление.

4. Релаксация "Тряпичная кукла»" (в парах: ребенок – родитель). Дети лежат с закрытыми глазами очень расслабленными, «спят». Мама (папа) мягко касается ребенка и тихо, чтоб слышал только ребенок, «размышляет, проговаривая»: «Спит… Да как крепко… Поднимаю ручку, а она как тряпочная – такая расслабленная. И каждый пальчик…Как тряпичная кукла.» и т. п.

5. Прощальный круг.

Структура и содержание занятия № 10

1. Приветствие и торжественное объявление об экзамене.

"Дорогие дети и взрослые, наступил самый ответственный момент. Целый месяц мы встречались и проходили самые сложные испытания. Какие? Я буду перечислять, а вы, если согласны, будете говорить хором - "ДА!"

- Мы учились дружно играть?

- Мы учились не плакать, когда в играх сталкивались друг с другом, ударялись, падали?

- Мы учились не обижаться, а играть?

- Мы учились смело со всеми здороваться и смело про себя рассказывать?

- А еще мы играли во много разных игр, в которых надо было проявить смелость. Верно?

Трудно было или страшно – наши дети справились со всеми заданиями.

А сегодня каждый выполнит еще по одному трудному заданию на экзамене.

А вы знаете, что такое экзамен? Для этого надо избрать строгую комиссию! Комиссия придумает, какие сложные задания на смелость надо будет нашим детям выполнить. Потом члены комиссии будут вызывать детей. Дети по очереди будут подходить к столу и тянуть карточку – это называется экзаменационный билет. Комиссия прочитает, какое задание ребенок должен выполнить. И если это задание будет смело ребенком выполнено, то ему будет вручен диплом об окончании «Школы Бесстрашия». Все понятно?»

1. Выбор комиссии, председателя комиссии из числа родителей (сделать это нарочито торжественно)

2. Ход экзамена:

• Ребенок тянет цифру

• Член комиссии зачитывает задание. Примечание: заранее продумывается, какое задание дать ребенку на экзамене. («Под цифрой 4 дается следующее задание…»)

• Ребенок выполняет задание, ему активно аплодируют, кричат приветственные слова

• Ребенку вручается диплом: 1. зачитать текст диплома, 2. члены комиссии расписываются, в диплом ставится печать, 3. вручить диплом

3. Подбросить ребенка к "небу" – "Звездный полет" (это самое последнее испытание на смелость)

4. Заключительное поздравительное слово.

5. Праздничное чаепитие в честь выпуска «Школы Бесстрашия».

Примечание: Содержание дипломов может быть оформлено прозой или в стихотворной форме и отражать его достижения по «Школе Бесстрашия». Все достижения желательно родителям обговорить с ребенком дома до занятия-экзамена, чтобы ребенок осознал свои успехи, проговорил их, поверил в свою смелость. Хорошо, если ребенок примет участие в оформлении диплома, а, может быть и в сочинительстве текста диплома. В приложении 3 даны примеры содержания дипломов (из опыта ведения игрового тренинга).

Приложение 1

Игра «Кочки»

(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997;

http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)

Цель: 1. Снятие страха воды, глубины, чудовищ, живущих в болоте, водяных змей, крокодилов. 2. Психологическая очистка от родительского недоверия.

Расставляются на расстоянии одного шага (для ребенка) стулья, повернутые разными сторонами. Все они образуют одну прямую или изгибающуюся змейкой линию. Сами стулья - это как бы камни, выступающие из воды. Тот, кто оступается, неизбежно попадает в воду, но должен подняться и продолжать путь, чтобы достигнуть цели - перейти на другой берег. Взрослые и остальные дети стоят по обе стороны стульев и всячески драматизируют ситуацию, нагнетают обстановку: запугивают, издают угрожающие звуки, машут руками, но не дотрагиваются до идущего по стульям - «кочкам».

«Это страшное и жуткое болото. И в этом болоте живут. кто?. да. лягушки, пиявки, крокодилы, кикиморы, леший (совместно с детьми и взрослыми перечисляются все возможные варианты). А кочки в болоте качаются, под воду уходят. Страшно. Можно утонуть. Мамы и папы детей к болоту не пускают, стерегут. А мальчишки и девчонки не слушают родителей, прыгают по кочкам. Маша, не ходи по болоту, там страшно. (голосу ведущего вторят голоса других взрослых, там пиявки липучие, крокодилы кусачие, не ходи, Маша, ты упадешь, утонешь в гнилом болоте, в воде вонючей. Зря, Маша, не слушаешься, все равно у тебя ничего не получится, обязательно свалишься, лучше вернись, пока не поздно» и т. п.

Таким образом, выражается родительское недоверие, которое в данном случае как раз стимулирует активность, особенно упрямых, с точки зрения родителей, детей.

Для более старших детей расстояние между «кочками» можно увеличить, чтобы ребенок прыгал со стула на стул.

Усложнением задания может служить преодоление болота в сумерках, почти в темноте (т. е. лишь при небольшом светильнике). Чем младше ребенок, тем менее трудным должно быть задание.

Шумный восторг следует выражать по поводу завершения пути каждым ребенком, громко хвалить, аплодировать, можно вручить приз.

Третий раз путь становится еще более труднопреодолимым, поскольку нужно идти не только по стульям, но и там, где они отсутствуют, по спинам взрослых.

Четвертая попытка осуществляется вообще без стульев, только по спинам. Детей 3-4 лет можно придерживать слегка рукой, если они вначале затрудняются идти подобным образом, или могут не идти, а ползти. И, наконец, самый сложный маршрут нужно преодолеть по слегка качающимся спинам взрослых. Это, собственно, и есть «кочки» на болоте, по которым прыгают, пока они «не ушли под воду».

Приложение 2

Игра «Восхождение»

(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997;

http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)

Цель: Устраняет страх высоты, страх (ожидание) землетрясения.

Самый высокий взрослый встает впереди, остальные, прислонившись и, крепко обхватив друг друга руками, стоят за ним, наклонив голову вбок, как при игре «чехарда». Получаются как бы ступеньки, по которым карабкается ребенок, все выше и выше, пока не очутится на «вершине» - плечах взрослого, стоящего в начале. Можно еще встать в полный рост (при поддержке за ноги) и, подняв руки, дотронуться до «неба» - потолка. Все кричат «ура», и ребенок спрыгивает вниз на руки страхующего взрослого. А далее его качают как героя, подбрасывая вверх, что окончательно устраняет страх высоты, если он и был вначале.

В конце восхождение совершается в более сложных условиях - на пути встречаются ущелья (стоящие приседают) или скалы (подымаются). Может ни с того ни с чего начаться землетрясение (колебания взрослых в разные стороны, но и тогда нужно не теряться и продолжать путь, преодолевая опасности. Обычно после этой игры полностью проходит страх (ожидание) землетрясения.

По окончании восхождения выбирается комиссия, которая определит, назовет и наградит медалями самых смелых и ловких при «восхождении на вершину».

Приложение 3

Тексты из дипломов

(из опыта детско-родительских тренингов «Школа Бесстрашия»)

1 вариант:

От лица семьи Ивановых и «Школы Бесстрашия» д/с № 000 настоящим дипломом награждается Катя Иванова, окончившая данную школу с отличными показателями. «Школа Бесстрашия» - не простая школа и дисциплины в ней не простые. Катя показала себя наилучшим образом, справившись с различного рода страхами, а также нерешительностью, стеснительностью и робостью. Научилась засыпать одна и без света, терпеть боль на коленках и других частях тела, играть в футбол и другие азартные игры, когда получаешь синяки и ссадины и при этом не обижаешься на партнеров.

Ты ничего не побоялась и очень смело так сражалась

С горой, с болотом, с крокодилом, бабой Ягой и гамадрилом.

А как решительно играла в «футбол», и в «волны», и в «удава»!

И так прекрасно ты расслаблялась и на лужайке,

И плескаясь по сильным, ласковым волнам…

Тебя с дипломом поздравляем и от души тебе желаем

Бесстрашия, Здоровья, Силы и Мужества, чтоб быть счастливой,

Чтобы всего ты добивалась и ничего ты не боялась!

2 вариант:

Мы расскажем вам сейчас, без каких-либо прикрас,

Про девчонку смелую, быструю, умелую,

Как со страхами она расквиталася сполна!

И теперь Алена наша просто очень молодец,

Доказала нам бесстрашье, сдав экзамен, наконец!

Не боится та девчонка ни страшилок, ни Ягу,

Ни большого злого волка, даже темну темноту…

Смело бегая по кочкам, оступиться не боялась.

Ну а в прятках темной ночью тоже смелость проявляла!

Не боялась ошибаться, отвечая на вопросы,

И совсем ей не страшны и ни горы, и ни грозы.

В государство пробивалась мимо стражников она,

И на лодке покаталась, хоть большой была волна.

И в сраженьи, где снаряды пролетали тут и там,

Так Алена защищалась – спуску не дала врагам!

И теперь уже снаряды для Алены не страшны –

И чего же их бояться – очень мягкие они!

Громко всем вам заявляем: мы Алену поздравляем,

Её смелость отмечаем, этот ей диплом вручаем!

3 вариант:

Сей Диплом вручаем Саше!

Он теперь у нас бесстрашный:

Не боится он волков,

Не боится страшных снов,

Победит он все преграды

И диплом ему – награда!

4 вариант (примечание: у девочки был страх бабы Яги):

Диплом выдан Михеевой Алисе Петровне за отличную учебу в «Школе Бесстрашия»

До чего же хорошо кругом,

Детский сад у нас – уютный, теплый дом.

Здесь мы весело играем

И страшилок побеждаем.

Не боимся больше ночи,

В темноте уютно спать.

Ну а утром, как обычно,

Встанет солнышко опять.

С ним мы вместе пробудимся,

Снова в детский сад придем.

С бабушкой Ягой опять

Будем Новый год встречать.

Ведь она совсем не злая,

Просто старая, больная…

И обидно ей всегда –

Костяная ведь нога.

Ни попрыгать, ни побегать

Ведь не сможет никогда.

Мы простили ей проделки,

Отпустили её в лес.

Пусть на Новый год ребятам

Приготовит сто чудес!

Приведет нам дед Мороза

Со Снегурочкой вдвоем,

И тогда на празднике

Мы весело споём.

Мы Алису поздравляем

И здоровья ей желаем, смелости и храбрости!

Никогда не унывать, песни храбро распевать

И с друзьями танцевать

Литература:

1. Захаров А. И. Метод игровой коррекции, ЛГУ, 1974.

2. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста. ЛГУ, 1976

3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.

4. Захаров А. И. «Неврозы у детей», СПб, Дельта, 1996

5. Захаров А. И. «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997

6. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. М., Фолиум, Журнал практического психолога № 6 - 1996.

7. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб. : Издательство "Союз", 2004.

8. Зимбардо Ф. «Застенчивость», М., Педагогика, 1991

9. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997.

10. Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. М., Фолиум, ЖПП № 2 - 1998.

11. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., ИнтелТех, 1995.

12. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома», М., «Новая школа», 1993

13. Спиваковская А. С. "Профилактика детских неврозов", М., МГУ, 1988.

14. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М., 1991

15. Шишова Т. Л. «Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно», СПб, Изд. «Речь», 2007

16. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность", Иркутск, ИГПУ, 1999.

17. http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml

Публикации по теме:

Кому нужен детско-родительский тренинг? Н. Шмакова, педагог-психолог. Уважаемые коллеги, в предыдущих статьях я предложила вашему вниманию программу и несколько конспектов занятий.

Программа детско-родительского тренинга «Школа бесстрашия». Коррекция детских страхов и детско-родительских взаимодействий Составитель ШМАКОВА Н. В., педагог-психолог высшей кв. категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема занятости родителей и недостаток времени для.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №8, №9, №10
Опубликовано: 27 июля 2013 в 21:40
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...