Детско-взрослый образовательный проект «Зима» с детьми подготовительной логопедической группы

Вера Смольянинова
Детско-взрослый образовательный проект «Зима» с детьми подготовительной логопедической группы

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Зима»

с детьми подготовительной к школе группы (логопедической)

развитие познавательно – исследовательских способностей детей

• Непосредственно-образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. «Рассказывание сказки В. И. Одоевского Мороз Иванович» (см. О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» стр. 180)

• Непосредственно - образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование на тему «Снежная семья» (см. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. М. : Гном и Д, 2001 Стр. 35)

• Итоговое мероприятие «Зима»

• Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей выставка работ «Мастерская Деда Мороза»

• «Фотоколлаж «Я мороза не боюсь!»

Предварительная работа

• Поисковая работа по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.

• Рассматривание книжных иллюстраций, альбома «Времена года», репродукции картин И. Шишкина «На севере диком», Н. П. Крымов «Зима»

• Чтение: русской народной сказки «Снегурочка», стихотворений: С. Есенин «Белая береза», Е. Трутнева «Первый снег», рассказ С. Иванова «Каким бывает снег», сказка В. Сутеева «Снеговик – почтовик», Н. Носов «На горке», А. П. Гайдар «Чук и Гек», и т. д.

• Изготовление фона-основы для выставки поделок «Мастерская Деда Мороза».

• Разучивание пальчиковой гимнастики «Звери».

• Подготовка фотоматериалов для фотоколлажа.

• Дидактические игры «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Угадай», «Подбери действие», «Причина»

• Настольные игры «Когда это бывает», «Логический поезд»

Обеспечение проекта

• Материально-техническое (материалы для рисования, лепки, книги, иллюстрации растений, животных, птиц, сюжетные картинки на тему «Зимние забавы», репродукции картин - И. Шишкина «На севере диком», Н. П. Крымов «Зима»)

• Методическое (Н. В. Коломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. :ТЦ Сфера, 2003.-144с. ;

- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.-184с.

- Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. /

Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

-Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного

возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336С.

-Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. М. : Гном и Д, 2001 Стр. 35

Предполагаемый результат:

• Обобщить представления детей о зиме, как о времени года.

• Научить видеть взаимосвязь сезонных изменений в природе и жизни птиц, животных, растений и людей.

• Пополнить лексический запас детей по теме «Зима»

• Развить у детей интерес к художественно-творческой деятельности.

• Воспитание бережного отношения ко всему живому, умение видеть прекрасное в окружающей среде.

Продукт проектной деятельности:

Создание выставки детско-родительских поделок «Мастерская Деда Мороза»

Презентация проекта:

Оформление фотоколлажа «Я мороза не боюсь»

Изготовление экологической газеты «Зима»

Конспект итогового мероприятия

в рамках проекта на тему: «Зима»

Программные задачи: Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, познакомить со строением снежинок;

деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят; закрепить знания о том, как зимуют животные)

Обобщить знания детей о зимних месяцах.

Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, дятла, синицу, снегиря, свиристелей, сову.

Дать знания о том, как люди могут помочь растениям и птицам в зимних условиях.

Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование и материалы: «колодец», «указатели», иллюстрации – «портреты» зимних месяцев, изображения зимующих птиц, оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности: - емкости, стаканы с водой, кубики льда. Макет снеговой тучи, норки ежа, дерева.

Предварительная работа: чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович».

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, какой праздник мы будем скоро отмечать? (Новый год). Люди верят, что в это время происходят чудеса. Вот и к нам сегодня пришло письмо из сказки «Мороз Иванович», а пишет нам девочка Рукодельница.

Письмо:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня утром я пошла на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то, и оборвись: упало ведро в колодец. Хотела, я уж было опять за ведром в колодец прыгнуть, да Ленивица варежки потеряла, а нянюшка Прасковья велела – «Как хочешь, а чтобы через час ведро и варежки были». Ребята, помогите, сходите в царство Зимы и Мороза Ивановича за моим ведёрком. А я пока варежки для Ленивицы свяжу.

Воспитатель: - Ну что, дети поможем Рукодельнице, достанем ведёрко? - Можем ли мы отправиться в путь сразу, вот так, в этой одежде? Почему? (Нам будет холодно.) Что же надо сделать? (Одеться). Какую одежду носят люди зимой? Как, одним словом можно её назвать? (Зимняя).

Дети имитируют одевание зимней одежды.

Воспитатель: - Чтобы очутиться в стране сказок нам нужно пройти через этот колодец. (Дети по одному пролезают через обруч, украшенный снежинками и «снегом», который держит воспитатель.) (Под музыку дети шагают, подходят к развилке дорог).

2. Закрепление времён года.

На «развилке дорог» стоит столб с 4 указателями.

Воспитатель: - Это не простой столб, он указывает дорогу в царство различных времён года. А какие времена года знаете вы? Я буду читать загадки на указателях, а ваша задача выбрать нужное направление.

Весна. Дует теплый южный ветер

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает

Грач горластый прилетает.

Лето. Соткано из зноя,

Несет тепло с собою,

Реки согревает,

«Купайтесь! – приглашает»

И любите за это вы жаркое (лето)

Осень. Несет урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касается сосен

И елочек. Это… (осень)

Зима. Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Воспитатель с детьми выбирают нужное направление (под музыку идут по направлению синего указателя). Приходят в царство Зимы. Рассаживаются на стульчиках.

3. Закрепление знаний о зимних месяцах и изменениях в природе, жизни птиц и животных.

Перед детьми мольберт с «портретами» трёх зимних месяцев.

Воспитатель: - Ребята, оказывается, нас здесь уже ждут. Три зимних месяца приготовили для нас задания, выполнив которые мы сможем вернуть ведёрко Рукодельницы. (Предлагает подумать чьи это «портреты». Что они знают о них)

Воспитатель: - Зима владычица трёх месяцев: декабря, января и февраля.

Декабрь – Снегом и морозом славится этот месяц. На окнах узоры расписывает. Первое задание от декабря.

Снежинками тучу наполни скорей,

И снегом пушистым траву обогрей.

Воспитатель обращает внимание детей на тучу – Снежинки красивые, с тонкими лучиками и лепестками, они все разные и ни одна не повторяется. Когда морозы не сильные снежинки летят красивые, с лучиками разной формы чаще всего их бывает 6 или 8. В сильные морозы снежинки острые, похожие на ледяные палочки или иголочки. А в оттепель снежинки слипаются, и снег идёт хлопьями. (рассказ воспитателя сопровождается показом снежинок)

Детям предлагается поработать в мастерской Декабря и помочь сделать как можно больше снежинок. На трех столах располагаются материалы для изготовления снежинок (вата, кусочки белого пластилина, лучики из пластиковых шпажек для канапе, лучики, вырезанные из упаковочных пакетов для цветочных букетов – примерно по 1 снежинке на каждого ребенка). Во время работы детей звучит музыка.

По окончанию работ, воспитатель вместе с детьми размещает снежинки детей на модели снеговой тучи.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно пояснить, как снег защищает растения и животных от сильных морозов. (Ответы детей)

Воспитатель делает вывод: - Снежинки образуют снежное покрывало, которое укрывает от мороза растения, жучков, зверей в их норках. Под снежным одеялом тепло и уютно.

(Воспитатель приподнимает «снег», под которым находится пророщенный овёс)

Воспитатель: - задание Декабря мы выполнили, а теперь задание Января.

Январь – День немного прибавился, солнце чаще светит, небо синее. Но солнце не греет, трещат морозы. Январь – самый холодный зимний месяц.

Сильны мои морозы, не буду я хвалиться,

Всем, и зверям и птицам, так хочется укрыться

Про птиц, животных расскажи, если можешь им помоги.

Воспитатель: - Каких птиц мы можем встретить зимой? (воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, прилетают к нам снегири, свиристели).

Дети выбирают изображение зимующей птицы и крепят его к макету зимнего дерева.

Воспитатель: - Как люди помогают птицам зимой? Какой корм нужно сыпать в кормушки? (ответы детей, воспитатель предлагает детям повесить на дерево кормушку с кормом для птиц).

Пальчиковая гимнастика

- Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? - Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Мы расскажем.

Две синицы, воробей, - Поочередно загибают пальчики на обеих руках

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек. - Имитация клюющей птички.

Воспитатель: - А каких животных мы можем встретить в зимнем лесу? (лиса, волк, заяц, белка, лось, кабан). Лесники помогают животным перезимовать устраивают кормушки с сеном, зерном.

- А что делают медведи, барсуки, ежи? (находятся в спячке). (Воспитатель приподнимает «снег» показывает «ежа в спячке».

4. Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель: - а это задание от Февраля.

А вот и Февраль – Чуть-чуть солнышко стало пригревать. Но обманчив февраль. Пригреет солнце, а потом опять морозы да метели возвратятся. Его задание - отгадайте загадку.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лёд)

Ответьте на вопрос: Почему мои ледяные мосты не тонут?

Воспитатель: - Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам провести опыт.

Опыт. Детям предлагается в ёмкость налить воды. Затем опустить деревянные кубики и выяснить почему они не тонут (плотность дерева меньше плотности воды, а затем опустить кубики льда. Увиденное обсудить, сделать вывод, что лёд-это замерзшая вода, при замерзании плотность воды меняется и поэтому лед легче воды и располагается на поверхности водоема.

5. Итог НОД.

Воспитатель включает аудиозапись на которой записано обращение Мороза Ивановича к детям: - Здравствуйте, дети!

Я Мороз Иванович! Вижу я вы добрые, умные, дружные ребята. Все задания зимних месяцев

смогли выполнить. За это я верну вам ведёрко Рукодельницы, да не пустое, а с подарками.

Воспитатель подходит к «сугробу», за которым размещен магнитофон и достает ведёрко с раскрасками и карандашами (или угощением – зефиром, как бы «снежками») .

Воспитатель предлагает вернуться в детский сад с помощью «колодца». «Вернувшись» из путешествия воспитатель подводит итог занятия.

Публикации по теме:

«Академия дошкольных наук» — игровой центр для расширения способностей и выявления одаренных и талантливых детей Цель деятельности «Академии дошкольных наук» через игру помочь талантливым детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации,.

Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных».Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных». Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе - "Первые весенние цветы". Непосредственно образовательная деятельность.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Детско-взрослый образовательный проект «Зима» с детьми подготовительной логопедической группы
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 11:32
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...
Досуг ко Дню Матери «В гостях у сказки». Фотоотчёт
Накануне чудесного праздника – Дня Матери, в нашем детском саду прошло замечательное мероприятие -совместный досуг «В гостях у сказки». Такое название...