Детское доизобразительное творчество в раннем возрасте

Поленникова Ирина
Детское доизобразительное творчество в раннем возрасте

Детское рисование –

хорошо знакомое всем явление,

но именно оно вызывает массу вопросов

у родителей и педагогов.

Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него - процесс, а не результат. Хотя результат всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они создают отношение к миру и себе самому.

Чем же привлекательно для детей рисование?

Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку – уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй где угодно – дома, в гостях, у мамы на работе т. д.

Во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке;

В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое;

В-четвертых, оно выразительно: рисуя, многое можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии;

В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-нибудь получается. Рисунок – это сделанная вещь. Рисование увлекательно, приятно и интересно.

Когда же и как возникает интерес к рисованию?

Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу – получил точки, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. Чем раньше мы дадим малышу карандаши, тем лучше! А когда в руке оказываются кусочки мела, фломастер, краски, кисти процесс этот становится еще более интересным, увлекательным и очень приятным.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой чирканье и пачканье, а основной набор графических следов в виде каракуль – это случайные точки, штрихи, пятна. Под руководством взрослого ребенок начинает понимать, что эти каракули имеют смысл. Вначале, при самых первых попытках водить карандашом по бумаге, он получает удовольствие только от самих своих движений. Взрослый помогает малышу понять, что эти штрихи и его движения как-то связаны. Движения теперь приобрели совсем иную форму, - они закрепились, на бумаге остались ясные и четки следы движений его руки.

Благодаря каракулям начинает образовываться тот «мостик», который помогает преодолеть разрыв между действиями и представлениями о видимом предмете, потому что детские каракули – это образ и двигательный и активный.

Движения рукой по бумаге доставляют ребенку большое удовольствие. Но руки не всегда слушаются. Рисование же совершенствует движение руки, и существует тесная взаимосвязь между движением рук и развитием зрения.

Дети начинают зрительно, по внешнему виду отличать организованную поверхность от неорганизованной и по-разному к ним относиться. Происходит значительное событие в развитии психики ребенка в целом – восприятия и мышления. На смену беспорядку идет организованность, и в этом графическая активность ребенка выполняет очень важную роль.

Постепенно изображения меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров, стремится заполнить весь лист. Первые каракули имеют зигзагообразный характер.

Полезно в это время обратить внимание на характер движений, которые, рисуя, делает ребенок, особенно на то какова амплитуда размаха движения. Если у ребенка преобладают отрывистые движения малой амплитудой – это полезно для развития мелких мышц кисти руки.

Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. В течение всего периода активной изобразительной деятельности процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, и рисунок отражает тот уровень обобщения, который доступен ребенку в мышлении. Систематическая работа педагога в изодеятельности превышает естественное развитие ребенка в раннем возрасте.

Опыт работы показал, что в раннем возрасте можно научить детей рисовать. Основная цель работы – заинтересовать малышей, пробудить их творческую активность. В основе занятий лежит традиционная методика обучения детей изобразительной деятельности. Для достижения лучших результатов занятия проводятся по подгруппам, при их комплектации учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его знаний, умений, навыков. Занятия по обучению рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности: ознакомлении с природой, художественное слово, игра. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества, например такие занятия «Солнышко смеется», «Коврик для Аленки» и др.

Большое внимание в работе уделяется приобретению детьми сенсорного сенсорно-моторного опыта. Акцент делается на получения ими впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору, разнообразные формы листа). Для каждого занятия подготавливаются образцы с определенным тематическим сюжетом: лесная полянка, кормушка с птичками и др. Значительная роль отведена обыгрыванию рисунка и наполнением смыслом всего, что появляется на листе: солнышко светит, тучка приплыла – все небо закрыла, по дорожке ножки бегут – топ-топ-топ… Обыгрывание рисунков сопровождается чтением стишков, пением песен или танцем. Оценивая рисунок необходимо учитывать психологию каждого ребенка ведь достигнута основная цель занятия – ребенок хочет снова и снова рисовать и радоваться миру красок.

Публикации по теме:

В часы досуга Рисование пеной. Предложите детям в летний погожий денек немного поиграть с водой, а именно, предложите им на поролоновую губку налить немного.

Зимние фантазииЗимние фантазии В нашем саду проходят выставки работ детей и родителей. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Детское доизобразительное творчество в раннем возрасте
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 13:59
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...