МААМ-картинки

Детское конструирование как средство развития детского потенциала

Марина Плотникова
Детское конструирование как средство развития детского потенциала

В быстро меняющемся нестабильном мире требуется человек — творец, способный адаптироваться в этих нестабильных условиях, имеющий развитое воображение, гибкое мышление, способный работать в команде, самостоятельно принимать решения.

В связи с этим становится актуальной задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одна из характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах, предполагает, что ребёнок на выходе из детского сада способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Публикация «Детское конструирование как средство развития детского потенциала» размещена в разделах

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере развивается воображение, инициативность, самостоятельность, активность ребенка является конструктивно-модельная деятельность. Конструирование в детском саду полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

В основу моей работы закладываю один из главных принципов дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования.

Перед собой ставлю следующие задачи:

1. Развивать творческий потенциал ребенка, воображение, мышление, речь.

2. Формировать первичные представления о свойствах объектов, художественный вкус.

3. Воспитывать социально активную личность.

Ребенок прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки, особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку, творчество. Именно поэтому уделяю особое внимание детскому конструированию.

Конструирование – это вид продуктивной деятельности, в которой дети создают разнообразные постройки и поделки.

Новизна и инновационная составляющая моей работы заключается в том, что ее значительной частью является конструирование из бросового материала.

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

Мы взрослые стараемся побыстрее избавиться от этого и выбросить, но оказывается этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей.

Художественное творчество детей из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, творческое воображение, но и формирует основы экологической культуры. Что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Работу по развитию творческих способностей я начала со знакомства с различными материалами. Очень важно было создать необходимые условия для детской деятельности. Было выделено место, где можно удобно разместить материал для работы, это стали полки с коробками, в которых

хранятся материалы. В коробках хранятся разнообразные материалы для изготовления поделок. Этот способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемого в самостоятельной творческой деятельности.

В уголке делали сувениры и подарки на праздники для родителей, детей и кукол, атрибуты для спектаклей и игр. Постепенно формировала привычку самостоятельной работы, во время которой ребенок полностью может сосредоточится на изготовлении своей поделки, подобрать нужный материал, который захочет сам.

Безусловно, в группе были такие дети, которые не испытывали интереса к этому виду деятельности. Я не принуждала, не настаивала, а старалась заинтересовать необычной, интересной игрой и ненавязчиво вовлекала его в работу в уголке конструирования. Я старалась научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненных действий, приучала преодолевать трудности. Поддерживала детей доброжелательным отношением, похвалой.

Материалы и виды конструирования я вводила исходя из возрастных возможностей детей, применяла их с учётом индивидуальных психофизических возможностей, их умений и навыков. Например, детям, имеющим большой опыт, давала более сложные задания.

Такие занятия не должны содержать только руководство по изготовлению различных вещей и поделок. Я стараюсь включить и занимательные рассказы, песенки, загадки, потешки, стихи, сказки. Так, например, летом после прочтения сказки «Три поросенка», на прогулке, делали из пустых пластиковых бутылок домики для трех поросят. Связывая пучок из травинок сверху, середину расширяли, получалась крыша дома. Затем подключалась детская фантазия в оформлении и отделке домика. В ход шли обёртки от шоколадок, фантики от конфет, лоскуты ткани, перья, цветы, даже камням нашлось применение. Вспомнили и о куколках из одноразового стаканчика, которые мы делали после прочтения сказки «Дюймовочка». Дети с восторгом бутонами и цветами украшали куколке голову и платье. Мальчики тоже с увлечением подключились к процессу, они делали завитки из ножки одуванчика, разделяя его на тонкие, длинные полоски, и опускали в воду.

При изготовлении игрушек-самоделок добиваюсь, чтобы поделки имели аккуратный, красивый вид и имели не только декоративное применение, но и использовались в театральной деятельности, как атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Из одноразовых ложек изготовили куклы к сказке «Красная шапочка», из шариков для пинпонга и трубочек для коктейля был изготовлен театр к сказке «Буратино», из баночек для йогурта изготовили различных зверушек, которых используем для показа различных театров

Работать с перечисленным мною материалом детям очень нравится. Но, как вы думаете, какой материал вызывал у них наибольший восторг? Вы не поверите, но это обычные пустые коробки. Помните, как в детстве все мечтали построить домик или даже создать свою собственную ракету. Детская фантазия способна за секунду создавать и разрушать целые миры. Ничто так не подвижно и быстро, как ум ребёнка. В одну секунду он играет в продавца, а в другую уже улетает на другую планету. Если нам, взрослым, это кажется необычным и недостижимым, то для детей это обычное дело.

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело в группе организуются выставки поделок, творческих работ, различные праздники. Каждый родитель увидел, чему научился его ребенок, в чем он затрудняется. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием и индивидуальностью. Совместно с родителями в прошлом году осуществляли проект «Новогодняя фантазия». В перспективе последуют такие проекты, как «Волшебные коробочки», «Чудесные украшения». Родители убедились в том, что творческие способности необходимо развивать, что они есть у каждого ребенка.

Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы. Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками. Также позволяет проанализировать уровень сформированности конструктивных навыков и умений. Диагностику провожу два раза в год. По результатам диагностики стало видно, как повысился уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года. Этому способствовали методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Поделки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Детское конструирование.Детское конструирование. Конструирование, как вид детской деятельности, относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское конструирование как средство развития детского потенциала
Опубликовано: 24 июля 2023 в 14:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД