Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала»

Людмила Миронычева
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала»

Из истории праздника

Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвященного древнему языческому богу Купале. Праздник сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали. Характерная примета Иваны Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, сберегали, считали более целебными. Главным героем растительного мира считался в Иванов день папоротник, с которым связывались предания о поиске кладов: с цветком папоротника, раскрывающемся раз в году, в полночь на Иванов день, можно увидеть все клады. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов.

В ночь накануне Ивана Купалы девицы вьют и опускают в речку венки с зажженными лучинками или свечками. В Иванову ночь следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от нападения нечистой силы – ведьм, колдунов, леших. Когда-то праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых и важных в году.

Действующие лица

Ведущая, Бабушка Матрена, Кот Музик, Колдунья, Леший.

Декорации и реквизит

Избушка (плоскостная); имитация папоротника, цветок, 2-3 деревца; 2 веника (метелки, собранные вместе и быстро разъединяющиеся, кегли (по 4-5 на каждую команду); имитация крапивы, канат, платочек, колокольчики, ветки, легкое ведерко с водой.

На переднем плане – избушка. Звучит фонограмма народной музыки, дети рассаживаются.

Ведущая В одной деревне жила-была бабушка Матрена, и был у нее кот Музик.

Выходит бабушка Матрена.

Бабушка Матрена Кис-кис-кис! Иди, мой дружок, котик Музик, попей молочка, чтобы голос у тебя был сильный, добрый и музыкальный!

Появляется кот Музик.

Музик Мяу-мяу, спасибо, моя добрая хозяюшка, но только я быстренько попью и побегу, я должен идти за волшебным цветком папоротника.

Матрена А для чего он тебе понадобился-то?

Музик Да ты разве забыла? Завтра же самый древний летний праздник – день Ивана Купала, а папоротник цветет только в этот день, вернее в ночь!

Матрена Да тебе-то он зачем?

Музик О! Этот цветок папоротника творит чудеса: с его помощью я могу подарить радость каждому, до кого этим цветком дотронусь. И прежде всего я хочу осчастливить тебя, дорогая хозяюшка. Даже клад для тебя могу найти! Ведь ты всегда так хорошо ко мне относишься!

Матрена А куда же ты пойдешь? Ты хоть знаешь, где папоротник растет?

Музик Все самые смелые и решительные ищут его в одном потаенном месте, до которого еще нужно дойти. Так что я пошел, а то кто-нибудь опередит меня. До свидания, бабушка Матрена!

Матрена Счастливой тебе дороги, Музик, и удачи!

Кот убегает. Смена декораций: избушка заменяется декорациями лесной полянки.

Звучит песня «Вместе весело шагать», идет кот Музик, навстречу ему Колдунья.

Колдунья Куда это ты направился? Здесь пока еще мое царство! Я все знаю! За цветком папоротника идешь? Легко его заполучить хочешь! А вот я не допущу того! Я – Колдунья, цветок в моем лесу растет. Захочу – отдам, захочу – нет! Кое колдовство сильное…

Музик Ты, Колдуньюшка, ведь вовсе не такая злая, чем же я-то тебя так расстроил?

Колдунья И ходют, и ходют здесь… Хватит! Покоя нет… Больше никого не пущу, колдовать стану – погублю!

Музик Так я же хотел своей хозяйке радость принести, она уже старенькая, но такая добрая! Она часто просит меня спеть ей песенку или поиграть на дудочке. И ее радую, чем могу, но с цветком папоротника я сделал бы счастливой и ее и друзей.

Колдунья И я тоже старенькая, и мне радости мало. Ску-у-чно! Ты бы немного развлек меня что ли, спой мне и загадки мои отгадай!

Музик А можно мне ребята будут помогать?

Колдунья Да пущай помогают, мне же еще веселей!

Дети и кот Музик поют песенку «Улыбка»

Колдунья Ну спели-то вы хорошо. Теперь слушайте мои загадки, посмотрим, как вы их отгадаете! Вот первая: «Не шмель, не пчела, а жалит» (Крапива). А вот еще:

В лесу на одной ножке

Выросла лепешка. (Гриб)

А вот и третья:

Перед праздником цветет,

Его знает весь народ.

Кто найти его сумеет –

Счастье многим принесет! (Цветок папоротника)

Дети отгадывают все загадки.

Колдунья Ну-у, загадки вы тоже отгадали. Просто они были несложными. Зато я знаю трудную игру. Хотите в нее поиграть? (Дети отвечают.) Но она трудная!

Дети Хотим, хотим!

Колдунья Тогда становитесь в две команды!

Дети старшей группы строятся в две колонны друг за другом.

Колдунья Ой, команды-то две, а веник у меня только один. Без колдовства тут не обойтись. Чтобы из одного веника два сделать, нужно вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать «Умба-тумба-превращумба! Обернусь, повернусь и надвое разделюсь!»

Дети выполняют задание, веник-метла в руках у колдуньи легко разделяется на два; она вручает каждой команде по одному венику.

Колдунья Вот теперь, ребятушки, покажите свою удаль: надо верхом на метле пролететь «змейкой» туда и обратно между кеглями, но ни одну не уронить. Сумеете? (Дети отвечают) Тогда – три, два, один – кто-то побе-дит!

Проводится эстафета.

Колдунья Ну что ж… вы хорошо справились с этой трудной игрой. Молодцы! А вы помните – чего это мы тут с вами разыгрались?

Дети Да! Сегодня праздник Ивана Купалы, мы помогали коту Музику продолжить путь, чтобы найти цветок папоротника.

Колдунья Ну, раз обещала, раз повеселилась с вами, то так и быть: проходи, кот Музик, но помни: только ты лапу к цветку протянешь – будут всякие чудища появляться, но будут они невидимыми. Струсишь – не видать тебе не радостей, ни цветка. Возьми крапиву – будешь ей от них обороняться. Они ее боятся, а еще хорошей, веселой музыки. Возьми и меня с собой.

Музик Пойдем, вместе веселей.

Звучит походная музыка, навстречу идет Леший.

Леший Нет, ну ты посмотри! Опять идут. Вы-то куда идете?

Музик А что, перед нами уже прошли? А кто?

Леший И идут, и пролетают, и пробегают… Вот совсем недавно косари с косами прошли, филин пролетел, девицы-красавицы с веночками…

Музик Ну, вот! Они-то объяснили тебе, куда и зачем идут-спешат?

Леший Да за каким-то цветком волшебным… как его…

Музик Цветок папоротника?

Леший Вот-вот! За ним. И вы тоже за ним?

Музик А пойдем вместе?

Леший Да нет уж! Я какой-то усталый, а это далеко. Не дойду я.

Колдунья Да ты что это, Леший!

Да ты посмотри на наших-то ребят!

Десять – слева, десять – справа,

Становись-ка вместе с ними

Перетягивать канат!

Дети средней группы соревнуются в перетягивании каната.

Колдунья Иди, иди, Леший, помоги деткам! Убедись, что силы еще есть! Не раскисай, играй!

Леший помогает то одной команде, то другой. Потом вытирает пот и обращается к коту Музику.

Леший Ну вот, теперь я совсем устал.

Дети младшей группы играют в игру «У оленя дом».

Леший Да! Я тут слышал разговор: если цветок сорвешь, то, когда обратно возвращаться будешь, ни за что не оборачивайся! А то беда случится. Помни это!

Музик Спасибо тебе за совет, за помощь, пойдем с нами! (Уходит, выходит с другой стороны сцены, принюхивается.) Где-то, где-то здесь, совсем близко должен быть цветок! И спросить-то не у кого… Поищу еще… (Обращается к детям): Ребята, знаете, как трудно найти что-то, особенно, если не ведаешь, где оно? Вы мне не поможете, не подскажете?

Дети Мы не знаем, где цветок.

Музик Ну, тогда помогите мне позвать Колдунью, она все знает, может, подскажет? А вы присоединяйтесь, и все вместе мы, может быть, найдем цветок.

Колдунья Я так и знала, что без моей помощи не обойдется. Ну что ж… Ребята, я знаю то место, где вырос цветок папоротника. Сейчас мы с вами подскажем коту Музику, но не словами, а по-другому. Мы завяжем ему глаза, а вы внимательно слушайте мой колокольчик и своими колокольчиками повторяйте все с точно такой же силой звучания; если Музик идет в противоположную от цветка сторону – я и вы не звоним колокольчиками вообще, если не туда, а вбок – звоним тихо-тихо, а если идет правильно – звоним как можно громче.

Проводится музыкальная игра «Найди цветок с колокольчиком»

Музик Ой! Чьи это там огромные когти меня царапают? Ой-ой! Кто это схватил меня за лапу и не отпускает? (Снимает повязку с глаз) А вот вам! Вот вам! (Хлопает крапивой, отпугивает) Ага, испугались! (Вытаскивает цветок из-под прикрытия)

Музик Ура! Нашел! Сорвал! Тихо, ребята, тише, тише! (Делает вид, что прислушивается) А цветок-то и вправду волшебный, он что то мне говорит… Ну конечно! А как же, дорогой цветок! Это же традиция! Это же такой праздник, он так и называется – «Иван Купала». Мы обязательно всех-всех омоем брызгами радости

Слегка брызгает на детей.

Колдунья Дотронься до меня, кот Музик, цветком – и я передам полученную радость детям!

Колдунья и Леший разжигают традиционный костер.

Музик Вставайте, девочки, в хоровод вокруг костра.

Девочки исполняют хороводный танец.

Авторы воспитатели: Гурьева Л. и Балябина Н.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала»
Публикации по теме:

«Под каждым сердечком о любви словечко». Валентинки«Под каждым сердечком о любви словечко». Валентинки Считается, что День святого Валентина существует со времен древних языческих культур. И на Руси тоже был свой праздник влюбленных, вот только.

Праздник Ивана Купала. Фоторепортаж с мероприятияПраздник Ивана Купала. Фоторепортаж с мероприятия Праздник Ивана Купала известен издревне. Празднуют его с 6 на 7 июля, а вот по старому стилю с 23 на 24 июня. Мы его отпраздновали, соответственно,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала»
Опубликовано: 8 января 2014 в 17:20
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...