МААМ-картинки

Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация

Анна Чулкова
Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация

В психолого-педагогической литературе детские эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д. ;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические;

Публикация «Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация» размещена в разделах

- по продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.);

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

- по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач;

- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Все игры-эксперименты, проводимые нами с детьми, мы разделили по способу применения в группе - на демонстрационные и фронтальные. Обе эти группы имеют и достоинства, и недостатки. Остановимся на них подробнее.

К демонстрационным мы отнесли наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у воспитателя. Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами (конспект занятия см. приложение 2).

Исходя из нашего опыта, мы выделили следующие сильные стороны демонстрационных игр-экспериментов :

1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько, в процессе работы и при подведении итогов.

2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, воспитатель имеет возможность рационально распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.

3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.

4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.

5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.

6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.

7. Проще решаются вопросы гигиены.

8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе.

Демонстрационные игры-эксперименты имеют и слабые стороны:

1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.

2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.

3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.

4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.

5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.

6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как воспитатель совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, поскольку у детей еще сильно выражено действенное мышление.

7. Восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других – низким.

8. Сведена до минимума инициатива детей.

9. Затруднена индивидуализация обучения.

К фронтальным мы отнесли такие наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеется много объектов, и они находятся в руках у детей (конспект занятия см. приложение 1). Игры-эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».

Сильные стороны фронтальных игр-экспериментов выражаются в том, что дети могут:

- хорошо видеть мелкие детали;

- рассмотреть объект со всех сторон;

- использовать для обследования все анализаторы;

- реализовать заложенную в них потребность к деятельности;

- работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.

- эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных;

- процесс обучения индивидуализирован.

Слабые стороны фронтальных игр-экспериментов :

1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.

2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.

3. Труднее установить контакт с детьми.

4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.

5. Повышается риск ухудшения дисциплины.

6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

Демонстрационный метод обучения в играх-экспериментах мы предпочитали в следующих случаях:

- если объекты существуют в одном экземпляре;

- если объект не может быть дан детям в руки (горящая свеча, фен);

- если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами;

- если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;

- если воспитатель не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.

Во всех остальных случаях мы старались проводить фронтальные игры-эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.

Проводя игры-эксперименты, мы замечали, что интерес детей к этому виду деятельности заметно усилился. То, что привлекательно, забавно, интересно - пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал. Ситуации успеха, которые мы создавали детям, хорошо мотивировали их для дальнейших занятий экспериментированием.

Во время игр-экспериментов мы проводили и индивидуальную работу с детьми, стимулировали речевые высказывания у малоговорящих. В речи детей появились вопросы: Почему? Где? Когда? Мы старались направлять мышление ребенка на поиск ответа, учили строить предположения. Следует отметить, что связная речь детей 2-3 лет еще недостаточно развита, им трудно выразить словами то, что хотелось бы, особенно, если детей переполняют эмоции. В процессе экспериментирования словарь детей пополнялся за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В связной речи начали появляться придаточные предложения.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводили родительские собрания, консультации, на которых родители узнавали об организации детского экспериментирования, знакомились с видами опытов с водой, воздухом, песком. Также для родителей мы выпускали ширмы-передвижки по данному вопросу.

В заключение мы сформулировали некоторые рекомендации для воспитателей по организации детского экспериментирования.

Для приучения детей к правилам экспериментирования мы рекомендуем первоначально учить детей экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов можно вносить в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Проводимый с детьми эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента [3; 38] Кроме того:

• Вода для экспериментов должна быть теплой.

• Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см.

• Нужно иметь клеёнчатые передники, нарукавники.

• Обязательно иметь салфетки, полотенца.

• Материалы должны быть расположены так, чтобы взрослый легко мог ими воспользоваться.

• По окончании игр с водой все игрушки и предметы следует просушить.

Правила для детей:

• Нельзя намеренно выливать воду на пол.

• Нельзя брызгать водой на других детей.

• После игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Литература

1. Карюхина Н. А. Чудеса на песке и воде. – М, 2008.

2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с. – с. 38.

3. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2005.

4. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие / А. В. Чулкова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 220 с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников» Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. В старшем дошкольном возрасте познавательное.

Экспериментирование в жизни маленького дошкольника. Из опыта работы Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться своим опытом работы по теме:" Экспериментирование дошкольника как средство ознакомления с окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация
Опубликовано: 22 июля 2013 в 23:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД