Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности

Ирина Поняева
Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности

Экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д.

Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. д. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по ИЗО.

Словесно – логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно – образные способы познания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ И Я ПОЙМУ». То есть основной особенностью экспериментирования является: познание ребенком окружающего мира в ходе практической деятельности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, делает сам. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему»?

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Например, при измерении ребёнок узнаёт, что оказывается, при измерении длины стола разными мерками результат будет разным. Или, оказывается, несмотря на разный уровень воды в разных сосудах при измерении воды одной меркой обнаруживается, что количество воды одинаково в обоих сосудах.

Что же можно сделать, чтобы вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира?

Звук возникает в результате вибрации – или колебания воздуха.

1. Накрой пластиковую банку куском тонкой резины (например, от воздушного шарика) и закрепи его резинкой.

2. Сверху насыпь тонкий слой соли. Теперь скажи что- нибудь или хлопни в ладоши.

В результате вибрации, создаваемой твоим голосом, тонкие крупинки соли начнут подпрыгивать.

Как летает самолёт?

1. Возьми губами кусочек тонкой папиросной бумаги и слегка подуй на него так, чтобы воздух шёл сверху.

Бумага поднимется вверх. То же самое происходит с крылом самолета. Благодаря особой форме крыла воздух, обтекающий его сверху, движется быстрее, чем воздух, обтекающий его снизу. Под крылом самолёта создается давление, которое и порождает подъемную силу.

Как энергия переходит из одного вида в другой?

1. Вырежи из бумаги змею, подвесь её над батареей или другим источником тепла. Что происходит? Почему?

Происходит это потому, что через неё проходит, поднимаясь вверх, нагретый воздух. Горячее тело излучает тепловую энергию – и отдает её воздуху.

Сообщающиеся сосуды.

Тебе понадобится: 2 трубочки стеклянные, резиновая трубочка.

1. Возьми 2 стеклянные трубочки, соедини их резиновой трубочкой и заполни все это водой почти доверху.

2. Теперь ты можешь разносить стеклянные трубочки пошире или сводить их ближе, можешь резиновую трубку оставлять свободно висеть или класть на что-нибудь, все равно поверхность воды в обеих стеклянных трубочках всегда окажется на одинаковом уровне.

Разборчивый гусь.

Если к намагниченной иголке подносить магнит то одним полюсом, то другим. Удивительное дело: к одному полюсу иголка теперь притягивается только ушком, а к другому – только острием. Полюса-то оказывается неодинаковые.

1. Вылепи из кусочка парафина или пластилина гуся. Прилепи гуся к дощечке или куску коры, чтобы он плавал. В тело гуся спрячь намагниченную иглу так, чтобы ушко выглядывало из клюва, а острие из хвостика, т. е. длина гуся должна быть равна длине иголки.

2. Пусти гуся плавать в миску с водой и попробуй подносить к его клюву магнит. К одному полюсу магнита клюв будет притягиваться.

Делаем хронометр.

Тебе понадобится: 2 маленькие баночки с закручивающимися крышками, клей, соломинка, сверло (3 мм).

1. Склей 2 крышки и проделай в них 2 маленьких отверстия.

2. Вставь и зафиксируй соломинки.

3. Наполни банку водой. Вода будет перетекать из одной банки в другую за определенное количество времени.

Делаем песочные часы.

Тебе понадобится: 2 маленькие бутылочки с закручивающимися крышками, клейкая лента, сверло (3 мм, песок (соль).

1. Приклей 2 крышки друг к другу и проделай в них отверстие.

2. Насыпь песок в одну из бутылок.

3. Прикрути крышки к бутылкам. В зависимости от количества песка ты сможешь отмерить 1, 2 или 3 минуты.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая.

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В образовательном процессе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности
Опубликовано: 13 июля 2013 в 19:58
+234Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 319.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из бумажных салфеток и бросового материала»
Мастер-класс "Елочка из бумажных салфеток и бросового материала" Необходимые материалы и инструменты: • листа картона • туалетная бумага зеленого...
Детский мастер-класс «Пингвины в технике пластилинография»
Уважаемые коллеги! К Новому году всегда хочется сделать с ребёнком что- то интересное, сказочное под ёлочку. Для изготовления таких поделок "своими...
Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок»
Игровая ситуация в младшей группе «Музыкальный сундучок» Цель: активизация внимания, повышение мотивации детей к закреплению пройденного репертуара к...
Наблюдения на прогулке декабрь-январь с детьми младшего возраста
1. Наблюдение за работой дворника. Продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и...
Фотоотчет конкурса «Цветик Семицветик»
Цветик- Семицветик Цветик-семи цветик - сказочный цветок. В детстве расцветает каждый лепесток. Солнечный -оранжевый, красный –красоты. Ласковая...