Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности

Марина Кошелева
Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности

На современном этапе в образовании всё больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования», - писал Н. Н. Поддьяков. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи, происходит накопление фонда умственных операций, развивается эмоциональная сфера ребенка и его творческие способности.

Вместе с тем, детское экспериментирование как метод обучения в практике ДОУ используется ещё не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Анализ различных современных образовательных программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, показал, что детское экспериментирование, если и рекомендуется, как метод обучения, то, начиная со старшего дошкольного возраста. Младший до-школьный возраст и тем более ранний – остаются в стороне. Хотя, по утверждениям психологов, исследовательская деятельность начинает развиваться у детей уже с раннего возраста.

Любовь детей к экспериментированию объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами в раннем детстве. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование.

При формировании у детей основ экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Творческая, исследовательская активность детей проявляется в самостоятельном выборе деятельности, в постановке цели, в выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предположений, в получении личностно-значимого результата.

Учитывая это, мы использовали разнообразные приемы повышения активности детей во время экспериментирования:

1. Чтобы обеспечить интерес к предстоящей деятельности, мы создавали актуальную мотивацию, использовали образные и эмоциональные приемы, подчеркивали значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

2. Исследовательское поведение ребенка мы стимулировали в ходе поиска способа выполнения вопросами «Как?», «Что ты узнаешь при этом?».

3. Пытались обсуждать с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата: «Если так, то.», «Что изменится, если.».

4. Использовали различные приемы развития творческого воображения.

Постепенно происходило накопление детьми опыта инициативного поведения в когнитивной деятельности. Это, как правило, становилось их личным достижением и даже иногда переносилось в другие образовательные области: например, дети становились более инициативными в играх, в общении.

Мы подобрали систему игр-экспериментов с водой и воздухом такой степени сложности, которая, на наш взгляд, доступна детям 2-5 лет (см. в блоге).

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни и как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. С другой стороны, игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. Они способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука», позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления. У детей формируется способность к наблюдению, развиваются навыки исследовательского поведения, они учатся делать простые умозаключения, суждения, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности. Игры с водой это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка, где развиваются коммуникативные и речевые способности.

Для осуществления мониторинга развития детей мы определили критерии оценки эффективности использования детского экспериментирования, а также подобрали диагностические методики, выявляющие динамику когнитивного и речевого развития детей.

Учитывая, что экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности после 5 лет, а мы имеем дело с детьми 2-4 лет, мы понимали, что важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивали не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думал, рассуждал. По выбранным критериям (предпочтение ребенка к виду деятельности, степень проявления интереса, активность участия ребенка в процессе экспериментирования и в обсуждении результата) нами были отобраны следующие методики:

Критерии:

1. Отношение детей к экспериментальной деятельности - Методика «Маленький исследователь».

2. Уровни сформированности экспериментальной деятельности - Карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью А. И. Ивановой.

3. Уровень развития познавательного интереса – Анкета «Изучение познавательных интересов» В. С. Юркевича.

4. Уровень знаний предметов и объектов неживой природы, развитие речи - Бесе-да с детьми, выявляющая уровень овладения детьми программой и развития связной речи.

Проведенная нами диагностика до и после серии игр-экспериментов показала положительную динамику когнитивного и речевого развития детей: увеличилось число детей, предпочитающих экспериментирование; хотя навыки данной деятельности еще не достигли высшего уровня в силу возрастных особенностей детей, заметно уменьшился низкий уровень развития этих навыков; несколько увеличился показатель познавательного интереса; уменьшилось количество детей с низким уровнем речевого развития.

Литература

1. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль. Академия развития, 2009.

2. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагоги-ческий вестник. - 1997. - №1. - С. 6.

3. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2005.

4. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие / А. В. Чулкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 220 с.

Публикации по теме:

Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена»Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности
Опубликовано: 22 июля 2013 в 23:23
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...