Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

Надежда Аширова
Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни.

Аширова Н. Х. воспитатель МБДОУ «Лямбирский

детский сад №3 комбинированного вида»

Фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста. Поэтому растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни.

Но, к сожалению, в нашем обществе в настоящее время происходит снижение здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает.

Проведенные учеными исследования показывают: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Поэтому в процессе образовательной деятельности ставлю следующие задачи:

- Овладение навыками самооздоровленияпосредством экспериментирования.

- Формирование мотиваций на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения.

- Осознание детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

- Осуществление познавательного развития детей в процессе экспериментальной деятельности.

- Формирование знаний из области анатомии, физиологии и гигиены человека.

- Развитиенаблюдательности, умения описывать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в процессе экспериментальной деятельности.

- Воспитание стремления детей к самостоятельномудобыванию знаний.

- Привитие навыков гигиены, оказания первой медицинской помощи, развитие умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

Решение этих задач организую на занятиях по ознакомлению детей с человеческим организмом при помощи дидактических игр, самомассажа, водных процедур, специальных оздоровительных игр, при работе с природным материалом, с помощьюмузыкальной терапии, закаливающих мероприятий, в работе с родителями, со специалистами.

Основой моей работы считаю исследования Н. Н. Подьякова, которые в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования и имеет два основных вида поисковой деятельности дошкольников:

• Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности свои интересы, свою волю.

• Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

В своей работе я ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Я считаю, что ребенок,изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Я организую экспериментальную деятельность и предлагаю интересные задания для детей, побуждаю их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Это позволяет подготовить детей к школе способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из сложных ситуаций.

Наглядные иллюстрации и опыты, которые я использую в образовательной деятельности, помогаютформировать представления о строении человека, объяснить дошкольникам понятиео том, чтотакое кровь, как она течет в человеке, для чего нужны легкие, куда поступает пища, почему можно себя плохо чувствовать и т. д. Добытые в процессе экспериментальной деятельности знания, дети применяют в повседневной жизни.

Теме строения организма человека отдано много внимания. Дети посредством опытов и экспериментов изучают свой организм, через приключения любимых героев узнают все новые и новые факты. Например, для того чтобы обозначить воздух, вдыхаемый человеком, потребуется хитрость. Для этого надо дуть через соломинку на воду в стакане. Увиденные пузырьки наглядно показывают, как происходит процесс вдоха-выдоха.

Особой темой для изучения стала проблема с самочувствием. В процессе образовательной деятельности дети узнают, почему при болезни или травме нужно обращаться к врачу или ехать в больницу, почему во время заболевания притупляется чувство голода, и слабо работают вкусовые рецепторы. Полученные знаниядети закрепляют в сюжетно – ролевых играх «Больница», «На приёме у врача», «Скорая помощь». Педагог подает идею, а дети подхватывают ее, «доразворачивают» до события.

Работа с детьми по формированию привычек к здоровому образу жизни строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий; занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др., необходимыми для развития навыков ребенка.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.

В заключении хочу сказать, что детское экспериментирование влияет:

- на формирование позитивного самосознания у детей, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитее свободной, здоровой личности, обладающей мышлением, чувством собственного достоинства и уважения к людям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- формированию знаний о человеческом организме соответствуют развитию интеллектуальных возможностей детей, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения;

- воспитанию интереса у детей к здоровому образу жизни, от решения которой зависит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Литература:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.

2. Дэвус С., пособие «Мое тело: от макушки до пяток», изд. Манн, Иванов Фербер, 2013.

3. Князева О. Мои помощники //Дошкольное воспитание- 2005.- №3.

4. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. ТЦ «Сфера», 2005.

5. Здоровьесберегаюая система дошкольного образовательного учреждения: модели, рекомендации, разработки занятий/ авт. -сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская – Волгоград: Учитель, 2012.-186с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.

7. Успенская Н. Познай себя // Ребенок в детском саду. - 2006.- №6.

.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

«Лед в душе…» Стихи Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни
Опубликовано: 18 января 2014 в 15:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благоустройство территории детского сада
Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются, учатся, гуляют...
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду»
План-конспект НОД в группе раннего развития Тема: «Дети в детском саду» Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений детей....
Консультация для родителей «Поведение детей в период адаптации».
Ваш ребёнок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по - разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идёт в группу, но...
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Развлекательный досуг «Поиски клада» для старшей группы.
Участники: воспитатель ( пират, дети. Цель: 1. Создание бодрого, радостного, веселого настроения. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи:...