Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Валентина Садилова
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Исследование материалов для строительства дома (солома, кирпич, прутики) на основе сказки

«Три поросенка»

воспитатель Садилова Валентина Николаевна

ДОУ №3 «Елочка», г. Полярные Зори

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

При проведении исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

- формирование знаний, представлений о предметах или явлениях окружающего мира посредством рассматривания, наблюдения, сравнения;

- развитие способности к поисковой деятельности, умения классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать связи между предметами и явлениями;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств, символов, условных заместителей, создание определённой развивающей среды;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, стремления к умозаключениям, суждениям.

Свою работу провожу по трём взаимосвязанным направлениям:

- неживая природа (вода, воздух, звук, цвет, свет и т. д.);

- живая природа (многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов)

Все темы усложняются по содержанию и задачам в зависимости от возрастных особенностей детей.

Ребенок по природе своей исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. После прочтения сказки «Три поросенка» дети заинтересовались, почему дом из кирпича оказался самым крепким. Так у нас возник проект, который мы так и назвали «Мой дом – мой друг». Вместе с детьми мы сделали дом из соломы, прутиков и кирпичей. В настоящее время в магазине продаются даже кирпичи с раствором. Строительство дома из кирпичей заняло по продолжительности больше времени, чем соломенный дом и домик из веточек.

В результате выбрали 3 предмета исследования: кирпич, солома, прутики.

Савенков А. И.:«Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребёнка на поиск ответа».

В процессе экспериментирования детям необходимо было ответить не только на вопрос «Как? я это делаю», но и «Почему? Я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю? И что хочу узнать? Что хочу получить в результате?

В работе использовала наиболее плодотворный метод – исследовательский. В основе – собственная исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний. После выявления проблем, выработки и постановки гипотез, наблюдений, опытов, экспериментов делали на их основе суждения и умозаключения.

Опыты были свободны по обязательности (ребенок имел право выбора: участвовать в эксперименте или нет). Но в большинстве своем дети участвовали все, всем было очень интересно.

При проведении эксперимента соблюдала правило «единственного отличия» - все условия одинаковые, кроме 1 фактора. Детям была дана возможность высказываться и общаться во время опыта (дети самостоятельно доказывали, проговаривали, что видели).

Старалась дифференцированно подходить к каждому ребенку (ведь у каждого свой личный опыт, причем ребенок имел право на ошибку, чтобы потом совместно найти правильное решение.

Анализировали результат и формировали выводы в непринужденной форме, в общении друг с другом (рассказывали, что видели, что наблюдали, что получили, делали зарисовки). Итак, мы вместе с детьми поставили цель: узнать, почему дом из кирпича оказался самым надежным и прочным;

Нашей задачей было: проверить прочность кирпича, соломы, прутиков, чтобы узнать, какой дом крепче и надежней.

Зачем? Чтобы, когда вырастем и захотим сделать себе дом, знать, из чего делать его, чтобы жить в теплом, уютном доме;

Был задан детьми вопрос. Что прочнее и надежней – солома, прутики или кирпич?

Доказать: кирпичный дом крепче, надежнее, уютнее, чем дом из соломы и прутиков.

Опровергнуть слова Ниф – Нифа и Нуф - Нуфа: из соломы и из прутиков – это не дом, т. к. в них нельзя жить, потому что они холодные, ненадежные, слабые, некрасивые.

Использовали материал: солома, прутики, кирпич, вода, спички, ножницы, нож, безмен для взвешивания (опыты с огнём и режущими предметами проводились только в присутствии воспитателя с соблюдением правил техники безопасности).

Используемый метод: опыты и эксперименты с воздухом, огнем, водой.

После рассматривания материалов мы с детьми решили, что же мы можем сделать?

- Подуем; - поломаем; - польем водой; - порежем (ножом, ножницами); - подожжем; - взвесим.

Сравнили солому, прутики, кирпич.

- Подули: - солома и прутики разлетелись, кирпич остался на месте.

Вывод: кирпич тяжелый, солома и прутики легкие.

- Ломали: - солома и прутики сначала согнулись, потом сломались, кирпич – не ломается.

Вывод: кирпич крепче, солома и прутики – ломкие.

- Полили водой - солома и прутики воду пропустили, намокли, а сквозь кирпич вода не прошла.

Вывод: из всех материалов только кирпич водонепроницаемый.

- Эксперимент с режущими предметами (стригли ножницами и резали ножом): - солома и прутики разрезались, кирпич – затупил ножницы и ножик, но не разрезался.

Вывод: кирпич прочный, а солома и прутики – непрочные.

- Поджигали (на железной дощечке, чтобы не сгорел стол): - солома и прутики загорелись и сгорели, кирпич – почернел, закоптился, но не сгорел.

Вывод: кирпич не горит, он огнеупорный

- Взвесили: (в пакет были помещены одинаковые по объёму материалы) кирпич весит 6 кг, солома и прутики меньше.

Вывод: кирпич тяжелее, чем прутики и солома.

Эксперимент проводили с детьми подготовительной группы, большинство из них уже умели читать и писать, поэтому свои выводы ребята не только зарисовали, но и записали.

Кирпич: не горит, не гнется, не ломается, нельзя разрезать (только нож затупился, не пропускает воду, нельзя распилить, ветром не сдуть, потому что тяжелый.

Веточки: ломаются, горят, пропускают воду и холод, гнутся, можно разрезать, распилить, легко разлетаются.

Солома: ненадежная, разваливается, горит, не греет, легкая, ломается, стрижется, гнется, пропускает воду.

Общий вывод: кирпич как строительный материал надежный, крепкий, не горит, не ломается, не пропускает воду, не сдувается ветром. Из него можно строить дом. А соломенный дом и дом из прутиков не пригоден для жилья людей, т. к. может сгореть. Он холодный, слабый, неуютный. Его сдует ветер, а люди останутся на месте.

Настоящий дом:

- согреет - делает уют - защищает от ветра, холода, от плохих людей - дружбу делает - не дает намокнуть

Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Презентацию своего проекта мы с детьми представили на 2 – м городском фестивале детских опытно – экспериментальных работ и исследований «Про всё на свете»,

где дети самостоятельно презентовали результаты своей исследовательской деятельности, общались друг с другом в непринуждённой обстановке. Презентация нашего проекта проходила в виде драматизации сказки «Три поросёнка» Естественно, и правильность выводов доказывал поросёнок, построивший дом из кирпича.

Поросёнок Наф – Наф: А вы знаете, почему мои братья оказались в моём домике? Я сейчас вам докажу, что мой дом – самый надежный и крепкий. Мы исследовали солому, прутики и кирпич, проверяли их ветром, огнем, режущими предметами

При эксперименте с огнем веточки и солома загорелись и сгорели, а кирпич только закоптился, значит, кирпич не горит.

Когда мы подули на солому, прутики и кирпич, то солома и прутики разлетелись в разные стороны, а кирпич остался на месте. Значит, кирпич устойчивый, ему не страшен ветер.

Следующий опыт - с водой. Мы решили узнать, пропускает ли солома, прутики и кирпич воду. Через солому и прутики вода просочилась, а кирпич воду не пропустил. Значит, кирпич воду не пропускает – он плотный – водонепроницаемый.

Мы проверили прочность соломы, прутиков и кирпича режущими предметами (ножницами и ножом, солома и прутики разрезались, а кирпич нет. Значит, кирпич крепкий, а солома и прутики хрупкие, ломкие.

На весах мы взвешивали кирпич, солому, прутики. Солома и прутики весят меньше 1 кг, а кирпич – 6 кг. Значит, кирпич тяжелее. (сл. № 26)

Вот я и доказала, что мой дом из кирпича крепче, надежнее, т. к. кирпич не горит, мой дом не продувается ветром (в нем тепло, не пропускает воду (в нем сухо). А еще мой дом сдружил меня с моими братьями. Он мне помог. А как мы называем тех, кто друг другу помогает? Друзья! Значит, мой дом – мой друг! А вы со мной согласны?

В настоящее время воспитанники моей группы под руководством учителя продолжили работу по экспериментированию в школе. Они самостоятельно проводят опыты и эксперименты, участвуют в создании краткосрочных мини – проектов по разным темам, а опытный педагог объединяет их в один долгосрочный проект. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам, пробудим интерес к самому себе и к окружающему миру.

Публикации по теме:

«Я познаю мир»«Я познаю мир» «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Дошкольники – это маленький удивительный.

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 13:44
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка «Удивительный мир комнатных цветов» (фотоотчёт)
Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную....
Фотоотчёт. Интегрированное занятие для детей старшей группы. «Осенняя Россия».
Фотоотчёт. Интегрированное занятие для детей старшей группы. «Осенняя Россия». С педагогом старшей группы Юхимец Е. В. мы подготовили и провели...
Создание сюжетной картины «Зимние забавы» для первой младшей группы
Нужна была сюжетная картина для образовательной деятельности и пришла такая идея сделать ее своими руками и руками детей. Дети оказывали посильную...
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...