Детское экспериментирование — один из основных видов деятельности

стародубцева галина
Детское экспериментирование — один из основных видов деятельности

Удивительные возможности дошкольников делать поразительно широкие по своему объему и глубокие по содержанию обобщения – отличал Лев Семенович Высоцкий.

Ребенок – дошкольник изначально исследователь, познавательные способности заложены в нем генетически. Он неистощим в собственной ориентировочно – исследовательской деятельности, активен, им движет потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо обогащать его опыт через экспериментирование.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

На мой взгляд, экспериментирование – это «истинно – детская деятельность», является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как исследователь, самостоятельно, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Для этого не надо читать дошкольные курсы по экологии, истории, географии. Задача педагога – но отдельных темах, сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т. е. упорядочивать свои представления с мире.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лед, песок, магниты, стекло, воздух и т. п.) предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как и почему?»

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность. Здесь он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности. Ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения, реализующий свою волю, свои интересы, желания.

Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.

Опыт работы показывает элементарное экспериментирование доступное детям раннего и младшего дошкольного возраста. Так проводя д/игры «узнай и позови», в младшей группе дети описывают предметы с точки зрения чувственного опыта, определяют путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса, различных овощей и фруктов.

Так же дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства. Чаще всего это происходит во время прогулок, когда дети играют в песочном дворике. Мы предлагаем сделать из песка, с помощью формочек «куличи» и посмотреть из какого песка получается «кулич» - из сухого или мокрого? Или слепить из влажной глины длинную колбаску.

Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем сделать таких же червяков из влажного песка. Что получится? Из песка колбаску – червячка сделать нельзя. Попробуем слепить замки из сухого и мокрого песка.

Не меньше удовольствия приносят игры с водой, открывая ее тайны: отправляют в плавание кораблики, пробуют делать пену и рисовать ею, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, устраивают праздник мыльных пузырей. Ловят ветерок, запускают воздушного змея, имметируют бурю. Даже сами превращаются в ветерки, изображая сильный – слабый ветер.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы, и поэтому взрослым следует создать условия для экспериментирования.

По – этому мы в своих группах создали мини – лаборатории, где есть некоторые образцы грунта (песка, мела, глины, земли и др., объекты живой и не живой природы. Где дети могут провести эксперименты: «Как поймать воздух» (с помощью полиэтиленового пакета, «почему осенью бывает грязно» (путем соединения воды с землей образует грязь). Дети узнают «Как зернышки в муку превращаются? Зачем растение пьет? Чем питаются рыбки? Как кошка языком чистит себе шерстку?» (с помощью пилки для ногтей счищаем испачканный палец карандашом) и т. д.

Также в нашем детском саду работает кружок «Юный эколог», где находятся некоторые экспонаты насекомых, гербарии, различное оборудование для экспериментов с водой и воздухом. Коллекция полезных ископаемых нашей области. Уголок зарождения жизни на земле.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

По - этому они проводят эксперименты во всех видах деятельности: во время занятий, игр, прогулок, праздников, «почемучек», конструировании, трудовой изобразительной деятельности, музыки, «опробуют», себя в социальном экспериментировании, исследуя различные жизненные ситуации в детском саду и дома, на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребенок глубже познает себя и других людей.

Дети придумывают сказки, инсценируют их, входят в роли с положительными и отрицательными эмоциями. В изодеятельности они экспериментируют с красками, смешивая их, наносят рисунки различными нетрадиционными способами: нитью, губкой, щеткой, пальчиками, ладошками. Сравнивают свойства пластилина и глины.

В разделе «элементарных математических представлений», дети составляют различные рисунки из геометрических фигур: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. проходят лабиринты, выполняют различные задания с палочками.

На занятиях «Мы исследователи», проводят опыты с камнями (твердый, жесткий, крепкий, строительный, поделочный, драгоценный). С воздухом (невидимый, имеет ли воздух вес, взвешивают легкие и тяжелые предметы. Организовывают экспериментирование с магнитом, луной, биноклем, микроскопом и др. проводя путешествие по карте, сравнивают водные пространства (моря и океаны) и сушу (материки и острова).

Так в детской деятельности экспериментирования, дети в ряде случаев добиваются таких результатов, которые им труднодоступны в других формах деятельности. У детей 4 -6 лет происходит интенсивное формирование начальных форм таких фундаментальных понятий, пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое (жизнь и смерть, строение вещества, количество и качество, представление о себе и других людях, зло и добро.

В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности ; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

По – этому можно сказать, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства – это одно из основных видов деятельности

Публикации по теме:

Исследовательский проектИсследовательский проект .

Прогулка и её влияние на развитие детей младшей группыПрогулка и её влияние на развитие детей младшей группы Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Детское экспериментирование — один из основных видов деятельности
Опубликовано: 13 августа 2013 в 14:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...