МААМ-картинки

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира

Светлана Бушуева
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира

Бушуева Светлана Николаевна

МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город Шадринск

Воспитатель первой категории

Аннотация:

Данная статья посвящена опытно - экспериментальной деятельности как одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленной на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствуя развитию творческих способностей и логического мышления, объединяя знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщая к конкретным жизненно важным проблемам.

Публикация «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» размещена в разделах

Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, детское экспериментирование.

Расскажи — и я забуду

Покажи — и я запомню

Дай попробовать — и я пойму

(Китайская пословица)

В связи с введением ФГОС ДО меняются задачи и цели обучения дошкольников. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Детская экспериментальная деятельность и использование ИКТ отвечают требованиям ФГОС ДО и концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Вот почему в детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Экспериментируя вместе с детьми, воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой, обсуждать полученные результаты. Но если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, то у него может возникнуть негативизм и упрямство.

В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов :

1. Установить цель эксперимента : для чего мы проводим опыт.

2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

3. Обсудить весь процесс эксперимента : как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).

4. Подвести итог эксперимента : что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это являлось целью).

5. Результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.

Большое значение для внедрения в практику работы с дошкольниками опытно-экспериментальной деятельности имеет развивающая предметно-пространственная среда как необходимое условие для активного экспериментирования.

Это может быть «Лаборатория природы», в которую входят:

• уголки природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,

• уголок экспериментирования. Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью. Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел). Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты.

Следует отметить, что опыты и эксперименты — содержат в себе элементы интеграции разных видов познания. Воспитатель стимулирует интеграцию видов деятельности (при инициации взрослого и самостоятельно); стимулирует стремление сочетать освоенные техники и материалы, экспериментировать с материалами и инструментами, поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Подведем итог

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Библиографический список

1. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Дыбина, О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мираДетское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее.

Комплексная НОД по познанию окружающего мира и конструированию «Космонавтом быть хочу, на ракете полечу».Комплексная НОД по познанию окружающего мира и конструированию «Космонавтом быть хочу, на ракете полечу». Цель: способствовать развитию познавательных и конструктивных способностей детей. Задачи: расширять представления детей о космических полетах;.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Опасные истории»Конспект НОД по познанию окружающего мира «Опасные истории» Цель: развитие познавательной активности. Задачи: Образовательная: закрепить представления детей об опасных для жизни и здоровья детей бытовых.

Конспект занятия по знакомству с окружающим миром на тему «Игрушки» (средняя группа) Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам. Рассказать о значении подарков. Показать, как можно доставить другому человеку.

Проект «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» ПРОЕКТ «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить.

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» Тема: «Наша планета - Земля» Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете. Ход:.

Проект «Путь к познанию мира» .

Экспериментирование-основа системного подхода к познанию окружающей действительности «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». В. Сухомлинский В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов.

Занятие по познанию окружающего мира «Как аукнется, так и откликнется». Старшая группа Программное содержание. Дать детям понятие о том,что окружающий мир познаваем и все явления окружающей среды могут быть изучены. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира
Опубликовано: 29 декабря 2015 в 21:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД