Лучший педагог года

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира (23 фото)

Наталия Решетникова
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые уверенно внедряются в образовательно-воспитательный процесс дошкольных учреждений.

Публикация «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» размещена в разделах

Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Систематически и планомерно работать в этом направлении с детьми мы начали со 2 младшей группы.

Сначала мы проанализировали основную образовательную программу воспитания и обучения в детском саду, требования ФГОС к предметно-пространственной среде, изучили практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, и на основании этого определили содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы и разработали перспективное планирование на весь учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.

В работе с детьми применяем различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, делаем выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.

Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?», «Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?», «Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.

Также провели большую работу по созданию предметно - развивающей среды в группе: создали и оборудовали центр детского экспериментирования, который соединен у нас с уголком природы.

Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми мы работаем. Изучаем песок, выставляем емкости с песком, совочки, формочки для песка, лупы.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира

Работаем над темой «Вода» - емкости для воды, одноразовые стаканы разных размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (колбочки, баночки, мерные стаканчики, игрушки резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки).

Фото №1 Самое лучшее открытие то которое ребенок делает сам Ральф У

Давая понятие «воздух», «ветер», выкладываем вертушки, султанчики, флажки, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, бабочки и листики из салфеток, мыльные пузыри). Для совместной организованной деятельности выставляется вентилятор.

Фото №2 Эмер сон Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее

Здесь хозяйничает любопытная Янка-обезьянка, которая задает детям много вопросов, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая, действуя.

Фото №3 Она чем дальше тем больше требует от человека не шаблонных привычных действий а подвижности мышления быстрой ориентировки творческого подхода к решению задач

И затем рассказывают обезьянке, что они и как они делали и что из этого получилось (тем самым в игровой форме, делают выводы). Так же Янка просит детей о помощи: например, собрать бусинки, которые она рассыпала в песке ( проблема: как легче и быстрее выбрать все бусины из песка).Ищем в центре экспериментирования : что нам может помочь. А там, уже лежат совочки для песка, сито разных видов и размеров. Или такая просьба: собрать воду, которую она нечаянно разлила ( проблема: чем можно собрать воду). Опять смотрим в центре экспериментирования, что нам для этого понадобится (груша, пипетка, тряпочка, губка)

Большую помощь в оснащении нашего центра экспериментирования оказывают родители.

Учитывая программу, возрастные особенности детей и их интересы, мы запланировали работу над следующими темами:

1. Вода и песок

Вода и песок – самые доступные объекты исследования для маленьких детей, так как с ними малыши сталкиваются с самого раннего возраста. Поэтому именно с этих объектов мы и начали работу по опытно-экспериментальной деятельности детей.

Фото №4 Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты которые уверенно внедряются в образовательно воспитательный процесс дошкольных учреждений Фото №5 Дошкольникам присуще наглядно действенное и наглядно образное мышление поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что вода может литься, капать, брызгать, переливаться из одного сосуда в другой; что вода не имеет вкуса и запаха не имеет цвета; вода может быть теплой и холодной. Опытным путем мы с детьми выяснили, что чистая вода прозрачная, что некоторые вещества в воде растворяются, передавая воде свой вкус. Сначала с подачи воспитателей, а затем и самостоятельно, в процессе манипуляций с водой, наблюдений в повседневной жизни, дети выяснили, зачем нужна вода, где она используется.

Играя с песком, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты и эксперименты в процессе которых, дети получают элементарные представления о свойствах песка: песок состоит из мельчайших песчинок; сухой песок рассыпается, не лепится, но можно сухим песком рисовать.

Фото №6 В работах многих отечественных педагогов Н Фото №7 Между двумя видами игрой и экспериментированием нет противоречий Фото №8 Игра вид деятельности мотив которой заключается не в результатах а в самом процессе а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов

А если его полить, то он станет влажным и из него можно будет лепить куличики, рисовать на нем палочкой, оставлять следы.

Фото №9 Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит они дополняют друг друга

2. Воздух

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети ловили воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. Опытным путем мы с детьми выяснили, что, если воздух привести в движение, получается ветер.

Можно ли ветер сделать в комнате? Ответ на этот вопрос дети нашли В процессе совместной экспериментальной деятельности с вентилятором, веером.

Фото №10 Систематически и планомерно работать в этом направлении с детьми мы начали со младшей группы Фото №11 В работе с детьми применяем различные методы элементарные опыты наблюдения в уголке природы на прогулке трудовые поручения дидактические игры чтение художественной литературы

Да и просто если подуть, то тоже получится ветерок.

Наблюдая за ветром на прогулках, выяснили, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть. Для этого только на прогулку нужно взять вертушки, флажки, султанчики, воздушные шары!

3. Растения

Мы проводили опыт по выращиванию пшеницы в разных условиях: на солнечном свету, в темноте, с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогли детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находиться. Сам процесс и результаты мы оформили для родителей.

Фото №12 Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение Фото №13 Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения обсуждение результатов опыта проводим сразу анализируем условия протекания опыта сравниваем результаты делаем выводы Фото №14 В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений возвращаем их к осознанию того зачем был поставлен опыт

Опыты детей по выращиванию лука позволили расширить представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания, уточнили представление у детей о том, что из репчатого лука можно вырастить зелёный лук. И самый радостный момент, это конечно же, когда лук вырос и его можно сорвать и отнести помощнику воспитателя, что бы та порезала его и положила в тарелочки с супом.

Фото №15 Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем Фото №16 Опыты проводим как с подгруппой детей так и с детьми

4. Магнит

В последнее время мы стали замечать интерес детей нашей группы к магнитам, прикрепленным на магнитной доске. Дети в игре сами того не замечая, стали проводить опыты с магнитами. Мы решили в этом им помочь и более подробно познакомить с магнитом и его свойствами. С помощью родителей сделали игры на магнитах, которые наглядно показывают, что магнит не теряет свои свойства, при контакте с железным предметом даже сквозь бумагу, воду, пластик.

Фото №17 Проводить опыты с целой группой не целесообразно т Фото №18 при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается

Так же мы запланировали экспериментальную работу по таким темам как снег и лед, свойства предметов (бумага, ткань, дерево)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только детей, но и их родителей. С этой целью мы проводим дни открытых дверей, на которых родители вместе с детьми могут провести опыт, поэкспериментировать.

Также провели большую работу по созданию предметно развивающей среды в группе создали и оборудовали центр детского экспериментирования который соединен у нас с уголком природы Часть оборудования постоянная часть меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем над которыми мы работаем Изучаем песок выставляем емкости с песком совочки формочки для песка лупы Давая понятие воздух ветер выкладываем вертушки султанчики флажки трубочки полиэтиленовые пакеты веера бабочки и листики из салфеток мыльные пузыри

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем, в которой мы предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе дома искали что притягивает магнит, а что нет, как в ванной во время купания пускали кораблики сделанные из разной бумаги, оказывается, кораблик из салфетки сразу пошел ко дну, а из картона плавал долго, выясняли что тонет, а что нет, выращивали лук, окрашивали воду, делая куклам сок.

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители стали более компетентны в вопросах познавательного развития детей. Поднялся авторитет детского сада и воспитателей в глазах родителей. Они стали более внимательно относиться к рекомендациям и просьбам воспитателей, что способствует созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ

Обобщая работу по экспериментированию с нашими детьми мы сделали вывод, что экспериментирование-это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Детское экспериментирование в старшей группе ДОУ На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации.

Комплексная НОД по познанию окружающего мира и конструированию «Космонавтом быть хочу, на ракете полечу».Комплексная НОД по познанию окружающего мира и конструированию «Космонавтом быть хочу, на ракете полечу». Цель: способствовать развитию познавательных и конструктивных способностей детей. Задачи: расширять представления детей о космических полетах;.

Консультация для воспитателей «Детское проектирование как мотивация к познанию» Консультация для воспитателей Детское проектирование как мотивация к познанию Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование» Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать.

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» Тема: «Наша планета - Земля» Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете. Ход:.

Проект «Путь к познанию мира» .

Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей: «Детское экспериментирование» Живут на свете дети.

Тайны окружающего мира. Мои наблюденияТайны окружающего мира. Мои наблюдения Окружающий нас мир, несмотря на свое многообразие, пребывающий в гармонии, хранит в себе множество тайн и не разгаданных загадок. Линии.

Занятие по познанию окружающего мира «Как аукнется, так и откликнется». Старшая группа Программное содержание. Дать детям понятие о том,что окружающий мир познаваем и все явления окружающей среды могут быть изучены. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 08:33
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД