Получи документы

Диалог, как активный метод в воспитании дошкольников

Дарья Безверхова
Диалог, как активный метод в воспитании дошкольников

ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образование сегодня находится в состоянии проведения структурных, содержательных, целевых преобразований. В Законе «Об образовании» указано, что образование должно:

• обеспечить формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество, и быть нацелено на совершенствование этого общества;

• содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;

• способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Публикация «Диалог, как активный метод в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, выдвигают новые требования к качеству знаний детей. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества знаний детей на всех ступенях обучения.

Под качеством знаний понимается нами достижение дошкольников таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу, с рыночной экономикой.

Решение данной задачи возможно в условиях активной учебной деятельности дошкольников, в процессе которой они становятся ее субъектами. Этому способствует использование таких эффективных методов и средств обучения, как игровые методы, метод творческих проектов, реализация дифференцированного подхода, диалогизация процесса обучения.

Педагоги и психологи (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина) утверждают, что важнейшим средством повышения качества знаний дошкольников является учебный процесс, построенный на основе диалога в системе «воспитатель-воспитанник» и «воспитанник-воспитанник». Использование диалога помогает активизировать учебную деятельность, способствует формированию умений и навыков, необходимых в учении, развивает коммуникативные умения дошкольников, которые формируются в ходе использования диалога как активного метода обучения.

В настоящее время возрос интерес к всестороннему осмыслению диалога, как одного из эффективных методов обучения. Диалог рассматривается как форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Мы считаем, что диалог в современных условиях – это не просто форма общения, при которой происходит обмен информацией или мнениями, это средство взаимосвязи педагога и воспитанника, которое отвечает требованию организации субъект - субъектных отношений в образовательном пространстве.

Участие в диалоге требует, с нашей точки зрения разнообразных умений:

• слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

• формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

• менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

• следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;

• слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Обязательным условием диалогизации процесса обучения является создание в группе атмосферы заинтересованности каждого воспитанника в работе, стимулирование дошкольников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. В ходе диалога поощряется стремление воспитанника находить свой способ работы, анализировать способы работы других воспитанников во время НОД, выбирая наиболее рациональные.

Основными тактическими приёмами педагога в процессе диалогизации обучения является сотрудничество и партнерство, которое даёт возможность дошкольнику проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность. Воспитатель поощряет любой ответ воспитанника, даже ошибочный, так как он является в определенной степени проявлением самостоятельной мысли. Дети знают, что ошибиться может каждый, главное – понять и осознать ошибку. Воспитатель внимательно слушает учеников и подключает весь класс к работе над заданием, предлагая высказаться тем, кто не согласен с ответом. После того, как неправильный ответ ребенка исправили, воспитатель обязательно предлагает ребенку рассказать, в чем он испытал затруднения, объяснить, что он сделал не так.

Нами выявлены некоторые факторы, затрудняющие общение, тормозящие диалог на НОД. К ним относятся:

1. Категоричность воспитателя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке, навязывание собственного мнения, несвободная обстановка на НОД, т. е. проявление авторитарного стиля отношений.

2. Отсутствие эмоциональных переживаний (так называемых психологических «плюсов») по отношению к дошкольнику.

3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что диалог строится на субъект - субъектных отношениях. Умение строить диалог – это показатель профессионализма вопитателя. Использование диалога активизирует учебную деятельность дошкольников, развивает их мышление, речь, что способствует повышению качества знаний дошкольников. Через диалог дошкольник может самостоятельно добывать новые знания, критически осмысливать полученную информацию, решать совместные задачи, т. е. вместе с воспитателем организовывать образовательный процесс.

Список использованной литературы

1. Божович, Л. И. Мотивы учения у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Божович//Очерки психологии детей (дошкольный возраст). - М. :Просвещение,2010 - С. 162 - 163.

2. Виноградова, Н. Н. Обсуждаем проблему контроля и оценки в ДОУ[Текст] / Н. Н. Виноградова // Воспитатель. – 2009 - №8. - С. 98.

3. Качество высшего педагогического образования: уровни, параметры, критерии оценки: Сб. научных трудов [Текст] / Под ред. докт. пед. наук, проф. С. М. Редлиха. - Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2012. - 12 с.

4. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний [Текст] / Издательство Мордовского университета,2014.- 219с.

5. Повышение качества образования в современных условиях: Тезисы докладов региональной научно- практической конференции [Текст] / Под общ. ред. Т. И. Шалавиной. - Новокузнецк: Изд-во НГПИ,2012.-92с.

Публикации по теме:

Правовые аспекты повышения квалификации работников образования Уважаемые коллеги! Приближается новый учебный год, а значит, и новый аттестационный период и связанные с ним многочисленные требования,.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диалог, как активный метод в воспитании дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 18:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД