Получи документы

Дидактическая игра (башкирская) «Найди заплатку»

Байгалина Наталья
Дидактическая игра (башкирская) «Найди заплатку»

Направленность: социализация детей через игровую деятельность.

Предназначение: для детей с ОВЗ.

Участники: воспитатели, дети.

Характер участия: сотрудничество.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Актуальность. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним из наиболее эффективных, и одновременно доступных средств всестороннего развития ребенка с ОВЗ является дидактическая игра.

Публикация «Дидактическая игра (башкирская) „Найди заплатку“» размещена в разделах

Использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр

активизирует детей, создает у них положительный эмоциональный настрой,

вызывает положительное отношение к занятиям (стимулирует стремление к овладению знаниями, оказывает общее положительное воспитывающее действие.

Кроме того, дидактические игры способствуют развитию всех познавательных процессов детей с ОВЗ. Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, формируются вкусы и запросы, совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация; формируется сообразительность и умственная активность, длительная концентрация внимания, развивается память.

Следует также отметить, что в игровой форме сами познавательные процессы протекают быстрее и активнее. Ребенок как бы не замечает, что его учат и соответственно гораздо легче преодолевает трудности восприятия новых навыков и умственной работы. Это особо актуально для детей с ОВЗ.

Дидактическая игра оказывает влияние на формирование произвольного поведения, организованности. В ней ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной

ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт и при этом она несет в себе потенциал многостороннего развития ребенка с ОВЗ.

Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу.

Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку) ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.

Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей дошкольного возраста с культурой разных народов.

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.

Содержание дидактических игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

Цели разработки: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ в рамках ФГОС ДО; создание условий для усвоения детьми с ОВЗ норм и ценностей, принятых в обществе, развития социального интеллекта и навыков общения со взрослыми и сверстниками, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, посредством дидактической игры этнокультурной направленности как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; продуктивное использование педагогами новых образовательных технологий и транслирование практического опыта профессиональной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о башкирской национальной одежде;

- продолжать знакомить детей с элементами башкирского орнамента;

- закреплять знания детей о традиционных блюдах башкирского народа;

- закреплять знания детей о родном городе;

- обучать детей подбирать соответствующие элементы по форме и рисунку;

- формировать представление о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- обогащать словарь детей: башкирская женская одежда (камзул, кулмяк, мужской головной убор (тюбетейка, мужские сапоги (ситек, продукты питания (эчпочмак, белиш, чак-чак, кыстыбый, башкирский орнамент, достопримечательность города (татарский драматический театр, символ города «Паровоз», аллея героев, заплатка;

- обучать взаимодействовать со сверстниками;

- обучать вступать в игровой диалог по правилам игры;

- формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами дидактических игр.

Коррекционные:

- формировать навыки общения и совместной деятельности;

- развивать внимание, память логическое мышление, зрительное восприятие и любознательность;

- развивать умение анализировать и сравнивать;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа;

- воспитывать любовь к родному городу, желание больше узнавать о ее достопримечательностях;

- формировать коммуникативные умения и навыки;

- воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности;

- воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, умение работать в коллективе, желание помогать другим;

- формировать умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения;

- воспитывать усидчивость, доводить начатое дело до конца;

- воспитывать бережное отношение к предметам дидактических игр.

Основные достоинства:

- плоскостной;

- можно переставлять, переносить;

- участие одного ребенка, всей группы;

- дает возможность использовать дидактическую игру в различных формах организации детей

Ожидаемый результат:

- для педагогов: обогащение методического кабинета башкирской дидактической игрой «Подбери заплатку» по региональному компоненту;

- для детей: расширение уровня знаний детей об истории, традициях и культуре башкирского народа.

Описание дидактической игры : плоскостные изображения (на пластинках, 15 штук) : тюбетейка, камзул, ситек, кулмяк, белиш, чак-чак, эчпочмак, кыстыбый, башкирские орнаменты, аллея героев, символ города «Паровоз», татарский драматический театр; недостающие вырезанные геометрические фигуры «заплатки».

Игровая мотивация: Кукла Гульфия пришла в группу и попросила детей научить ее играть в новую игру «Подбери заплатку».

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель: развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятие у детей.

Задачи:

- закреплять и расширять знания детей о башкирской национальной одежде, традиционных блюдах башкирского народа, достопримечательностях родного города и элементах башкирского орнамента;

- умение находить и называть недостающие вырезанные геометрические по форме и рисунку (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал); ;

- развивать у детей любознательность, наблюдательность, внимание;

- активизировать словарный запас слов.

Количество игроков: от одного до десяти детей 3-7 лет.

Правила игры: найти недостающую «заплатку» по форме и рисунку.

Первый вариант

Воспитатель раздает детям плоскостные изображения с отсутствующей частью. Дети должны подобрать нужную «заплатку» по форме и рисунку и положить на недостающую часть. Предложить детям назвать, что изображено на плоскостном изображении и какую фигуру ребенок положил на недостающую часть.

Второй вариант

Воспитатель раздает детям плоскостные изображения с отсутствующей частью. Он держит фигуру в руках картинкой вниз или к себе и показывает детям. Дети должны узнать свою фигуру, сказать об этом и положить на отсутствующую часть. Ребенок должен назвать, что изображено на плоскостном изображении и какую фигуру ребенок положил на недостающую часть.

Третий вариант

Участвуют четверо детей. Воспитатель обращает внимание на плоскостные изображения с отсутствующей частью. Предлагает одному ребенку выбрать картинки с продуктами питания, второму с башкирскими орнаментами, третьему с одеждой, четвертому с достопримечательностями города. Воспитатель просит найти «заплатку», положить на отсутствующую часть и назвать, что изображено на картинке.

Четвертый вариант

Участвует один ребенок. Воспитатель обращает внимание на плоскостные изображения (кыстыбый, чак-чак, белиш, тюбетейка) с отсутствующей частью. Предлагает убрать лишнюю картинку и найти «заплатку». Воспитатель спрашивает: «Какая картинка лишняя и почему?».

Пятый вариант

Участвуют все дети. Воспитатель располагает на полу картинки с башкирской одеждой, головным убором, обувью. Дети танцуют под башкирскую музыку. Воспитатель говорит: «Раз, два, три - тюбетейку найди». Дети ищут соответствующую картинку, берутся за руки, делают круг.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди слово»Дидактическая игра «Найди слово» Игра «Найди слово» Интересная игра, в которой Вам предстоит поиграть в так называемый «Морской бой». Принцип игры прост. На игровом поле,.

Дидактическая игра «Найди такую же картинку»Дидактическая игра «Найди такую же картинку» .

Дидактическая игра для малышей «Найди мою тень» Анна Холина Дидактическая игра «Найди мою тень» Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем зрительного восприятия. Задачи: -Развивать.

Дидактическая игра «Найди пару»Дидактическая игра «Найди пару» Уважаемые коллеги, хочу предложить вам зимнюю дидактическую игру "Найди пару". Игра рассчитана на детей 3 - 4 лет. Цель: Закрепление знания.

Дидактическая игра «Найди пару»Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» Цель игры: закрепление умения различать и называть цвета; повторение названий геометрических фигур; закрепление.

Дидактическая игра «Найди пару»Дидактическая игра «Найди пару» Цель:научить складывать целое изображение из двух (четырех) частейЗадачи: - развивать зрительное восприятие - мелкую моторику рук - связную.

Дидактическая игра «Найди пару»Дидактическая игра «Найди пару» Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Игровой материал. 1. Диск,.

Дидактическая игра «Найди пару»Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра "Найди пару" Цель игры: - учить детей узнавать и называть знакомые предметы - учить детей находить пару -развивать внимание,.

Дидактическая игра «Найди заплатку»Дидактическая игра «Найди заплатку» Дидактическая игра «Найди заплатку» Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей 3-4 лет. Закрепление.

Дидактическая игра «Подбери подходящую заплатку на платье зайчику»Дидактическая игра «Подбери подходящую заплатку на платье зайчику» Дидактическая игра "Форма "«Подбери подходящую заплатку на платье зайчику». Дидактическая задача. Упражнять детей в умении подбирать предметы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра (башкирская) «Найди заплатку»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 11:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД