Дидактическая игра по ознакомлнию с природой и культурой коренных народов родного края для старших дошкольников

Татьяна Спасенникова
Дидактическая игра по ознакомлнию с природой и культурой коренных народов родного края для старших дошкольников

ЦЕЛЬ: Расширять кругозор и познавательный интерес к природе и культуре народов ханты и манси.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРА: Шестигранный куб на каждой стороне куба обозначена тема, то что дети должны назвать. Разноцветные жетоны.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Дети по очереди кидают куб и называют, то что им выпала на стороне. (рыбы, птицы, животное, растения, фольклор – родного края, переход хода (игрок пропускает ход).

Дети по очереди кидают куб и называют (птицу родного края, растения, и т. п.) за правильный ответ жетон.

Дидактическая игра по ознакомлнию с природой и культурой коренных народов родного края для старших дошкольников

- птицы ЮГРЫ;

- звери ЮГРЫ;

- растения ЮГРЫ;

- рыба обитающая в ЮГРЕ;

- УДАЧА (участнику даем жетон);

-- ФОЛЬКЛОР ЮГОРИИ

ВОПРОСЫ К ИГРЕ:

ПТИЦЫ[/b]

1. Крылья белы, как бумага,

Глаз, как блюдце,

Лапка – лапа!

Мощный клюв, и не мала.

Она - полярная (сова)

2. Какая птица находится на гербе нашего района? Почему ее называют «боровая птица»? (ГЛУХАРЬ)

На кого похожи глухари? Где глухари живут зимой, а где летом?

Малиновые брови глухаря

Покрасила веселая заря,

А ночь глухая глухарю дала

Два сильных, крепких

Вороных крыла.

А чтоб легко в полете тело нес,

Таежный ветер дал красивый хвост.

И старый кедр, иголками горя,

Приветствует красавца глухаря!

А он росу серебряную пьет,

А он бруснику спелую клюёт…

И счастлив от раздолья и простора

Серебряную песню дарит бору. (А. ТАРХАНОВ).

3. Очень многих удивляют тем,

Что в северном краю

Лишь одна из птиц меняю

Шубу на зиму свою.

Какая птица к зиме белел? (КУРОПАТКА)

4. Глянь-ка, в отраженье вод

Птица белая плывет:

Взгляд её, изгиб спины –

Все в ней дивной красоты. (ЛЕБЕДЬ)

5. «Ты откуда? Ты откуда? Прилетел к нам, красногрудый?». – «Облетел я всю Сибирь». – «Как зовут тебя?.». – («Снегирь»).

6. «Кар-кар! Я влечу на старый пень, буду каркать целый день. У меня опять беда – птенчик выпал из гнезда!»

7. Ей на месте не сидится, все летает целый день. Суетится, суетится, целый день звенит: тень, тень! Угадай-ка, что за птица? То веселая… (СИНИЦА)

ЗВЕРИ

1. Ищет ягель он копытом,

А рога бросают тень.

Вы, конечно, догадались,

Это – северный (ОЛЕНЬ).

2. Он всегда голодным ходит,

Всё добычи не находит,

Оттого, забыв о сне,

Часто воет при луне.

В лесу многим - главный враг,

Любит он глухой овраг. (ВОЛК)

3. В реке живет.

В лесу живет.

С круч катается,

В речке купается.

Рыбу ловит,

Лису остановит

Таежная красавица.

Мехом своим славится. (ВЫДРА).

4. Нравом –хищник, он жесток,

С ним не свяжется и волк,

Может съесть он оленёнка,

Он догонит и зайчонка

И на всех нагонит страху

Вы узнали (РОСОМАХУ).

5. Без крыльев, а быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает,

Орешки грызет,

С вершины кедра

Охотнику загадки загадывает.

Кто это? (БЕЛКА).

6. В тихой заводи речной он построил дом весной,

Без пилы, без топора дом построен у… (БОБРА).

7. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он

В белой шубке лишь зимой, а в серой - летом. (ЗАЯЦ).

РАСТЕНИЯ

1. Их видимо – невидимо, не сосчитаешь их,

И кто их только выдумал весёлых, голубых?

Наверно, оторвали от неба лоскуток,

Чуть – чуть поколдовали и сделали цветок. (НЕЗАБУДКА)

2. Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички. (РОМАШКА).

3. Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг. (ПОДСНЕЖНИК).

4. Черненькая, маленькая, сладкая, ребятам мила. (ЧЕРНИКА)

5. На тоненьком деревце животы наши качаются. (КЛЮКВА)

В лесу глубокой осенью

Везде, где мох растет,

Краснеет клюква - ягода

По кочкам средь болот. За что клюкву назвали ягодой? Кто любит полакомиться клюквой? Сколько раз можно собирать клюкву?

6. Красно появилась, красным девкам полюбилось.

(БРУСНИКА). Где растет Брусника? Брусника – это дерево, или

кустарник, полукустарник или трава? Какие у брусники

листья? Ягоды? Почему её называют вечнозеленой?

7. И душиста, и красна, любит солнышко она. Под трёхлистник

загляни-ка. Что там видишь? (ЗЕМЛЯНИКА).

8. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

(БОЛОТА).

9. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (МОХ).

10. Под ногами мох – мягкий мохнатый мох. Солнечные ягоды, оранжевые и желтые, рассыпались по моховой поляне. Ягода похожа на белую малину, северный, таежный у неё вкус-вкус росы. (МОРОШКА).

11. Его баюкал летний зной, метели пели песни, и умывался он росой в колючей колыбели. Копил он силы много дней и влил их в ядра шишек, Чтоб выкормить лесных зверей и угостить мальчишек. (КЕДР).

12. Золотая кукушечка на вершину дерева села. (КЕДРОВАЯ ШИШКА)

ФОЛЬКЛОР

1. Назовите народную пословицу про природу Югории.

• Добрый лес. Весной веселит. Голосами птиц говорит.

• Волшебный лес. Летом холодит. Комарами звенит.

• Осенью лесными дарами одаряет. Грибами, ягодами угощает.

• Зимой согревает, от вьюги, снега защищает.

• Зима пройдет – и снег сойдет.

• Северное сияние красиво играет, да не греет.

2. Назовите пословицу о народе Севера.

• Если человек – гость издалека, ты ему скажи: «Вот моя рука!»

• Тот настоящий человек, кто не ленится целый век…

• Кто в дверях подошел в дом войти.

• Оленя узнаешь в упряжке, а человека в промысле.

• Если среди смелых растешь сам будешь смелым.

• Сам песец в мешок не полезет.

• С хорошим человеком и без чума тепло.

• Душистой ухи отведаешь – сильным станешь.

• По следу оленьему веселье не гаснет.

• Хозяином будешь – любой край полюбишь, своим домом назовешь.

• Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела.

• Ни вода рыбака кормит, а сети.

• Легким трудом не проживешь, человеком не будешь.

3. Спойте песню или расскажите стихотворение о Северном крае.

4. Назовите одну из сказок народов Севера.

5. Вспомните народную примету нашего края.

Воздух зноен, неподвижен.

Замерли деревья,

Птичьи голоса.

Будет гроза.

Если солнце, как брусника,

Станет красным на закате,-

Утром ветер заиграет,

Тучи в небе закачает.

Если солнце желтым маслом

Обольет закат свой зимний,-

Быть тогда морозу утром.

Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.

Черника вокруг поспевает под комариные песни.

Брусничины покраснели – и осы поспели.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Где снег, там и след.

Снег глубок-год хорош.

Не тот снег, что летает, а что сверху идет.

Береги нос в большой мороз.

Вопросы о народе ханты и манси:

о народно-прикладном исскустве и быте

• Назовите коренные народы нашего края. (ханты, манси, зыряне, ненцы)

• Как называется округ, в котором мы живем? (ХМАО)

• Чем занимаются северные народы? (охота, рыбалка, оленеводство)

• На чем ездят люди на севере, зимой и летом? (лыжи, нарты, лодка-колданка).

• Из чего делают жилища на севере, в тайге? (чум из оленьей шкуры; летняя юрта из досок и бересты, зимняя избушка и лабаз из бревен)

• Как называется верхняя одежда у хантов и манси? («гусь», малица - у мужчин, сах – у женщин)

• Как называется обувь, сшитая из оленьих шкур? (бурки, кисы, унты)

• Основной вид занятий женщин ханты и манси? (рукоделие)

• Назовите предмет:

(загадки народов ханты и манси)

РЫБА ЮГРЫ

1. Дерево с тремя ребрами и множеством насечек. (ОСЕТР)

2. Под водой ржавый калач. (НАЛИМ)

3. Плоский, как земля в разрезе. (КАРАСЬ)

4. Сторогий сын водяного духа. (ЁРШ).

Публикации по теме:

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Дидактическая игра по ознакомлнию с природой и культурой коренных народов родного края для старших дошкольников
Опубликовано: 23 октября 2013 в 14:19
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...