Дидактическая игра-соревнование по закреплению знаний о птицах для детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Имаева
Дидактическая игра-соревнование по закреплению знаний о птицах для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать развивать представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать у детей интерес к жизни птиц; продолжать активизировать познавательные способности детей.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадывание загадок, просмотр видеофильмов. Работа с детьми по докладам о птицах, обитающих в Приморском крае и занесенных в Красную книгу.

Материалы: презентация слайдов про птиц; жетоны для каждого члена команды; медали.

Ход игры

Дети разделены на 2 команды. Они сидят на стульчиках друг против друга.

Воспитатель. Ребята, мы с вами много узнали о птицах: рассматривали фотографии и картины, готовили доклады, наблюдали на прогулке. Сегодня мы с вами сможем вспомнить всё что мы узнали про птиц с помощью игры-викторины «В мире птиц». Наша викторина будет проходить как соревнование двух команд. Команда девочек – «Синички» и команда мальчиков – «Снегири». Ваши успехи в конкурсах будет оценивать наше жюри и выставлять вам баллы за выполнение заданий. Воспитатель представляет членов жюри.

Воспитатель. Теперь я попрошу капитанов команд сказать их девизы.

Капитан «Снегирей». Мы мальчишки – снегири,

Посмотри-ка, раз, два, три!

Мы, команда просто класс,

Обыграем вас сейчас!

Капитан «Синичек». Мы – синички, мы – синички,

Мы весёлые сестрички!

Всё о птицах точно знаем,

Во всех играх побеждаем!

Первый конкурс «Назови птицу»

Воспитатель. Начнём наше соревнование с первого конкурса, который называется «Назови птицу». Ваша задача правильно назвать и птицу, которая будет показана. С помощью проектора показываются слайды с изображением птиц (дятел, соловей, кукушка, сова, скворец, ласточка). Слайды показываются каждой команде по очереди.

Воспитатель. Наш первый конкурс окончен, и мы попросим жюри подвести его итоги. Жюри подводит итог первого конкурса.

Второй конкурс «Птицы из Красной книги». Показываются слайды с изображением птиц, занесенных в Красную книгу и обитающих на территории Приморского края – белая чайка, мандаринка, чёрный журавль, дальневосточный гриф, японский журавль, гусь-белошей).

Воспитатель. Ребята, вам надо по очереди назвать каждую птицу и ответить на один вопрос про эту птицу.

Вопросы:

1. гусь-белошей. Почему эта птица занесена в Красную книгу? Ответ: из-за браконьеров и потому, что чайки разоряют их гнезда.

2. мандаринка. Почему эта птица становится легкой добычей для охотников. Ответ: потому что она имеет яркое оперение и ей нелегко спрятаться.

3. чёрный журавль. Чем питается эта птица? Ответ: питается частями водных растений, ягодами, зерном, насекомыми, лягушками, саламандрами и другими мелкими животными.

4. белая чайка. Почему эта птица занесена в Красную книгу? Ответ: из-за потепление Арктики тают льды, что приводит к исчезновению пригодных для гнездовий участков.

5. черный гриф. Чем питается гриф? Ответ: падалью.

6. японский журавль. Какая особенность есть у этой птицы, которой она показывает своё хорошее самочувствие? Ответ: она танцует.

Воспитатель. Наш второй конкурс окончен, и мы просим жюри подвести его итоги.

Воспитатель. Ребята, мы немного засиделись. Давайте встанем и подвигаемся.

Физминутка «Индюк».

Ходит по двору индюк

Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Потопать ногами

Крыльями захлопал

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Руки на поясе

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк

Понесся стрелою.

Бег на месте

Третий конкурс «Закончи предложение»

Воспитатель. Команды, будьте внимательны! в этом конкурсе я буду вам по очереди называть предложения, а вы должны будете их правильно закончить и объяснить причину. Например, почему сороку называют воровкой? Дети: потому что она ворует всё, что блестит.

Предложения зачитываются командам по очереди.

1. Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

2. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

3. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

4. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

5. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

6. Сову называют ночной птицей, потому что…/днём она спит, а ночью охотится/.

7. Жаворонка называют самой ранней птицей, потому что…/он просыпается раньше всех птиц/.

8. Чайка живёт возле моря, потому что…/она питается рыбой/.

9. У страуса длинные крепкие ноги, потому что…/он не летает, а хорошо бегает/.

10. Почему фазана называют приморским павлином, потому что…/у него очень яркое красивое оперение/.

Воспитатель. Молодцы, команды! Теперь попросим наше жюри подвести итоги этого конкурса.

Жюри подводит итоги конкурса, говорит, кто лидирует, а какой команде надо быть повнимательнее.

Воспитатель. В следующих двух конкурсах командам надо будет поработать ручками, поэтому давайте их немного разомнём.

Пальчиковая гимнастика «Утята».

Раз – два, шли утята,

Три – четыре, за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от всех отстал,

А восьмой совсем устал,

А девятый всех догнал,

А десятый испугался, запищал

«Пи-пи-пи!» - не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Пальцы загибать, как при счете, а на слова «Пи-пи-пи» - сгибать и разгибать все пальцы ритмично, в такт словам.

Четвертый конкурс «Места обитания».

Для этого конкурса специально изготавливается дидактическая игра «Места обитания птиц». На доске перед детьми висят иллюстрации с изображением пейзажей: тропики (места с жарким климатом, побережье морей, льды Антарктиды, пустыня. У каждой команды 2 иллюстрации. К каждому месту обитания изготавливаются из бумаги птицы, живущие там. Птицы, живущие в местах с жарким климатом – попугай, павлин, фазан, африканский бекас. Птицы, живущие на побережье морей – чайка, великолепный фрекат, баклан.

Птицы, живущие на вечных льдах Антарктиды – пингвины, снежный буревестник, малая качурка. Птицы, живущие в пустыне – страус, пустынный зяблик, пустынный жаворонок. К иллюстрациям и птицам прикреплены небольшие кусочки липкой ленты. Задача детей правильно «расселить» птиц по местам обитания.

Воспитатель с жюри проверяют, правильно ли дети выполнили задание, просят называть, как называются птицы. Жюри подводит итоги конкурса.

Пятый конкурс «Кто, где живет?»

Для каждой команды на столе лежит игровое поле на котором изображены 4 гнезда, а сверху на липкой ленте прикреплены птицы. Задача детей правильно расселить птиц по гнездам и прикрепить к ним (липучка). Затем капитаны команд должны объяснить почему они выбрали эти гнезда.

Шестой конкурс «Викторина вопросов и загадок»

Воспитатель. У нас остался последний конкурс. Попрошу команды сосредоточиться и постараться ответить на все вопросы.

Вопросы задаются командам по очереди. Лучше если задавать каждому члену команды по очередности, чтобы все имели возможность ответить. Если же ребенок не может ответить на вопрос члены его команды помогают.

1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)

2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)

3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)

4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)

5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)

6. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

7. Как называется птичий дом? (гнездо)

8. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)

9. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)

10. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)

11. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)

12. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)

13. Как называют домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)

14. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)

15. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин)

16. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь)

Загадки о птицах

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

В серой шубке перовой

И в морозы я герой. (Воробей)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

линноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаёте? Это. (Цапля)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, голосистее, нежней?

Кто же это?. (Соловей)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится, клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это … (Сова)

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же, собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это … (Снегири)

Верещунья, белобока,

И зовут ее … (Сорока)

Ношу серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар.

И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она?. (Ворона)

Воспитатель. Вот и закончилась наша викторина. Вы все большие молодцы – так много знает о птицах! Главное ребята, помнить, что птиц надо беречь и охранять, так же, как и других животных. А теперь мы попросим жюри объявить, кто победил в нашей викторине.

Жюри подводит общие итоги. Обе команды получают медали.

Дидактическая игра-соревнование по закреплению знаний о птицах для детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

Проект для детей подготовительной группы «Птицы Ростовской области» Июль 2013г Тема: «Птицы Ростовской области». Цель: Вызвать интерес к птицам нашей области, формировать реалистические представления о природе.

Макет «Дикая природа»Макет «Дикая природа» Вот какие мы мастера. Цель: 1. Дать первоначальные сведения о природе (что растёт в лесу и кто живёт в лесу); учить детей узнавать и.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактическая игра-соревнование по закреплению знаний о птицах для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 20:02
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...