Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»

Татьяна Уставщикова
Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»

В педагогическую копилку.

Хочу поделиться таким вариантом игры. Использую ее уже много лет в логопедической работе. Удобно пользоваться, просто изготовить,

а детям очень нравится.

Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»

Цель игры : закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Изготовление: берем картинки с изображением животных по изучаемой теме (из журналов, открыток, интернета, я рисовала сама.

Для прочности покрываем скотчем и только после этого вырезаем фигуру животного. Теперь отстригаем хвост и голову. Все части по отдельности приклеиваем на картон.

Вырезаем туловище и с "изнанки" приклеиваем кармашки в местах крепления головы и хвоста. ВАЖНО: кармашки должны быть одинаковы для каждого животного, иначе они не смогут меняться частями тела. А у головы и хвостика, вырезая их из картона, оставляем "язычки" по размеру кармашков.

В собранном виде животное можно брать в руки и играть с ним. Если вы не промахнулись с размерами кармашков, то все части плотно сидят на своих местах и дети сначала даже не замечают "секрета". Такое пособие гораздо удобнее и интереснее использовать, чем плоскостные разрезные картинки. А играем мы так.

Вариант 1."Неожиданность".

В момент знакомства с пришедшими на занятие гостями-животными вдруг у одного из них вынимаю хвостик. Держа за "язычок" показываю детям

и прошу назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так мы знакомимся со словами,

отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д. Обычно дети говорят "лисин", "медведин", "мишкин",

"белочкин","зайчика". То есть, словообразование идет по аналогии с человеческим миром : "папин", "Машин", Катин" и т. д. Новая и непривычная форма слов запоминается с трудом. Поэтому продолжаем играть дальше, на индивидуальных занятиях и в свободное время.

Вариант 2. "Путаница".

Выставляю на доску животных, заранее поменяв им хвостики.

Жду реакцию детей. Прошу детей исправить мои ошибки. Снова проговариваем новые слова: беличий хвост, заячий хвост. Сказавший правильно получает право восстановить справедливость - расставить зверькам нужные хвостики.

Усложнение : придумываем историю, почему животные поменялись хвостиками. (Накануне читаем сказку "Хвосты").

Вариант 3."Странный зверь".

Теперь заранее меняю и голову, и хвост у животного. На доске появляется зверь "неизвестной породы". У детей в глазах недоумение,

затем смех. Предлагаю отгадать, какие животные "одолжили" нашему зверю туловище, голову, хвост. Снова проговариваем сложные слова.

Усложнение: даю каждому участнику занятия по одному "странному" зверю. Ребенок должен правильно назвать, чье у него в руках туловище, чья голова, чей хвост. Затем предлагаю собрать "правильных" животных. Учимся вежливо просить друг у друга нужные части.

Вариант 4. "Собери диких (домашних, хищных и т. д.) животных".

Ребенку предлагаются части различных животных. Собрать нужно не всех, а только указанную категорию животных. Снова проговариваем трудные слова, одновременно упражняемся в классификации животных и учимся объяснять свой выбор. Для некоторых детей это сложно - уметь объяснить свой выбор, и, как правило, они пытаются все делать молча.

С этими животными можно проводить игру "Кто спрятался в домике", "4 лишний", "Угадай по описанию", и др. Это как фантазия подскажет.

Для воспитателей такая игра может пригодится просто для закрепления знаний о животных и частях их тела.

Публикации по теме:

«Звезда» из бумаги«Звезда» из бумаги Сегодня вспомнила несложный вариант изготовления объемной звезды и хочу поделиться с Вами, дорогие коллеги. Берутся два квадратных листа.

Игра для формирования воздушной струиИгра для формирования воздушной струи По роду своей деятельности (воспитатель логопедической группы, мне приходится много времени уделять формированию правильного дыхания у.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»
Опубликовано: 18 января 2013 в 01:02
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий соревнования «Спартакиада на воде» для детей 6–7 лет
Цель: - Выявить одарённых детей. - Развивать оздоровительно-физкультурную работу. Сохранять , укреплять здоровья воспитанников. Задачи: - Вызывать у...
Нравственное воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Нравственное воспитание в ДОУ «Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в младшем дошкольном возрасте. От того, насколько успешно...
Настольная игра «Цветы на полянке». Изготовление игр своими руками
Крестики-нолики - это игра, знакомая и любимая с детства каждому человеку. Оказывается, она имеет богатую и древнюю историю. По одной из версий игра...
Фотоотчёт с выставки детских работ во 2 классе «Празднование Светлого праздника —...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на выставку детских работ во втором классе, приуроченную к празднованию Светлого праздника - Пасха и Дня...
Фотоотчет занятия по рисованию «У красы берёзки зеленые косицы»
Уважаемые коллеги! В нашей группе за окном растёт чудесная молодая береза. Дети наблюдают за ней вот уже почти два года. Только два года назад мы смотрели...