Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»

Татьяна Уставщикова
Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»

В педагогическую копилку.

Хочу поделиться таким вариантом игры. Использую ее уже много лет в логопедической работе. Удобно пользоваться, просто изготовить,

а детям очень нравится.

Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»

Цель игры : закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Изготовление: берем картинки с изображением животных по изучаемой теме (из журналов, открыток, интернета, я рисовала сама.

Для прочности покрываем скотчем и только после этого вырезаем фигуру животного. Теперь отстригаем хвост и голову. Все части по отдельности приклеиваем на картон.

Вырезаем туловище и с "изнанки" приклеиваем кармашки в местах крепления головы и хвоста. ВАЖНО: кармашки должны быть одинаковы для каждого животного, иначе они не смогут меняться частями тела. А у головы и хвостика, вырезая их из картона, оставляем "язычки" по размеру кармашков.

В собранном виде животное можно брать в руки и играть с ним. Если вы не промахнулись с размерами кармашков, то все части плотно сидят на своих местах и дети сначала даже не замечают "секрета". Такое пособие гораздо удобнее и интереснее использовать, чем плоскостные разрезные картинки. А играем мы так.

Вариант 1."Неожиданность".

В момент знакомства с пришедшими на занятие гостями-животными вдруг у одного из них вынимаю хвостик. Держа за "язычок" показываю детям

и прошу назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так мы знакомимся со словами,

отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д. Обычно дети говорят "лисин", "медведин", "мишкин",

"белочкин","зайчика". То есть, словообразование идет по аналогии с человеческим миром : "папин", "Машин", Катин" и т. д. Новая и непривычная форма слов запоминается с трудом. Поэтому продолжаем играть дальше, на индивидуальных занятиях и в свободное время.

Вариант 2. "Путаница".

Выставляю на доску животных, заранее поменяв им хвостики.

Жду реакцию детей. Прошу детей исправить мои ошибки. Снова проговариваем новые слова: беличий хвост, заячий хвост. Сказавший правильно получает право восстановить справедливость - расставить зверькам нужные хвостики.

Усложнение : придумываем историю, почему животные поменялись хвостиками. (Накануне читаем сказку "Хвосты").

Вариант 3."Странный зверь".

Теперь заранее меняю и голову, и хвост у животного. На доске появляется зверь "неизвестной породы". У детей в глазах недоумение,

затем смех. Предлагаю отгадать, какие животные "одолжили" нашему зверю туловище, голову, хвост. Снова проговариваем сложные слова.

Усложнение: даю каждому участнику занятия по одному "странному" зверю. Ребенок должен правильно назвать, чье у него в руках туловище, чья голова, чей хвост. Затем предлагаю собрать "правильных" животных. Учимся вежливо просить друг у друга нужные части.

Вариант 4. "Собери диких (домашних, хищных и т. д.) животных".

Ребенку предлагаются части различных животных. Собрать нужно не всех, а только указанную категорию животных. Снова проговариваем трудные слова, одновременно упражняемся в классификации животных и учимся объяснять свой выбор. Для некоторых детей это сложно - уметь объяснить свой выбор, и, как правило, они пытаются все делать молча.

С этими животными можно проводить игру "Кто спрятался в домике", "4 лишний", "Угадай по описанию", и др. Это как фантазия подскажет.

Для воспитателей такая игра может пригодится просто для закрепления знаний о животных и частях их тела.

Публикации по теме:

«Звезда» из бумаги«Звезда» из бумаги Сегодня вспомнила несложный вариант изготовления объемной звезды и хочу поделиться с Вами, дорогие коллеги. Берутся два квадратных листа.

Игра для формирования воздушной струиИгра для формирования воздушной струи По роду своей деятельности (воспитатель логопедической группы, мне приходится много времени уделять формированию правильного дыхания у.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»
Опубликовано: 18 января 2013 в 01:02
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная работа с пожеланиями учителю к выпускному начальной школы
Плакат я задумала к выпуску сына из 4 класса. Хотелось сделать что-то необычное и запоминающееся. Ребята в классе сына поддерживают любую идею, с...
Конспект НОД по лепке в средней группе «Яблоня в цвету»
Программное содержание: Закрепление умения любоваться красотой весенней природы, знаний детей о частях деревьев. Закрепление у детей приемов и техники...
Конспект НОД в средней группе по рисованию «Укрась павлина».
Конспект НОД в средней группе по рисованию «Укрась павлина» . ( стук в дверь, воспитатель открывает) Ой, ребята, тут какая – то записка, посмотрим что в...
Шуточная песня дошкольного работника
Шуточная песня дошкольного работника ( на мотив Песни разбойников из м/ф «Бременские музыканты») Закончился очередной учебный год. Можно немного выдохнуть...
Дидактическая игра для детей от двух до четырёх лет «Календарь природы!»
Целью создания календаря природы является создание условий для формирования знаний у детей второй младшей группы о смене времен года, умения замечать и...