Лучший педагог года

Дидактические игры как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе

Ольга Акимова
Дидактические игры как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе

Дидактические игры – как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе.

С 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Повысились требования готовности будущих первоклассников. В психологический портрет идеального первоклассника включены такие разделы как:

Публикация «Дидактические игры как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе» размещена в разделах

1. Педагогическая готовность (навыки чтения, навыки счета, звуковая культура речи (чистая речь, умеет развернуто ответить на вопрос, хороший словарный запас и т. д)

2. Интеллектуальная готовность (способность сформулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы и т. д.)

3. Мотивационная готовность (принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем и т. д.)

4. Эмоционально-волевая готовность (сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня и т. д.)

5. Коммуникативная готовность (желание общаться со взрослыми и детьми и т. д.)

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. У ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.

С каждым годом все больше детей у которых наблюдаются речевые нарушения и которым требуется помощь специалистов (учителя-логопеда, дефектолога).

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.

Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Одним из эффективных медов – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда.

Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.

«Повтори слова».

Цель: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.

«Скороговорки».

Цель: упражнять детей в быстром темпе произносить рифмующиеся строчки со сходными словами. Учить четко и разборчиво проговаривать слова.

«Сходно ли звучат слова?»

Цель: учить вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные по звучанию.

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения дифференцировать слоги, близкие по артикуляционным признакам.

«Скажи, как я».

Цель: учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

«Повтори цепочку слов».

Цель: учить четко различать и произносить слоги, близкие по артикуляции «Какой слог лишний?»

Цель: учить дифференцировать сходные по артикуляционным признакам слоги, уметь обосновать свой ответ.

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умения дифференцировать фонемы, близкие по артикуляционным признакам.

«Жук жужжит»

Цель: различать на слух и выделять из разнообразия звуков звук / ж /.

«Подумай повтори».

Цель: учить детей дифференциации близких по артикуляции звуков, умению различать звуки на слух.

«Какой звук потерялся»

Цель: учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного заданного звука.

«Вставь звук».

Цель: закреплять понятие, что один звук может изменить все слово. Уметь ставить звук на заданное место.

В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.

Значение дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

Публикации по теме:

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе
Опубликовано: 29 июня 2013 в 22:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД