Дидактические игры математического содержания как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста

Светлана Громова
Дидактические игры математического содержания как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…. 3

I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

Глава 1. Теоретические основы исследования умственного

развития дошкольников в процессе дидактических игр

математического содержания….6

1.1. Современные подходы к проблеме умственного развития в

психолого - педагогических исследованиях…. 6

1.2. Особенности формирования умственного развития ребёнка в период

дошкольного детства….…. 11

1.3. Дидактические игры математического содержания как средство

умственного развития детей в период дошкольного возраста. 18

II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Глава 2. Методические рекомендации по организации дидактических

игр, способствующих умственному развитию дошкольников.

2.1 Руководство дидактическими играми в детском саду…. 23

2.2 Система дидактических игр, способствующих умственному

развитию детей в период дошкольного возраста…. 27

2.3 Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками

математических представлений…. 30

2.4. Методы и приемы, используемые воспитателем для вовлечения детей

в игру….42

III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ…. 47

3.1. Математические способности, как особенности умственной

деятельности. …. 47

3.2. Значение дидактической игры с математическим содержанием

на развитие умственных способностей…. 50

3.3 Методика обучения счёту и основам математики детей дошкольного

возраста через игровую деятельность. …. …. 52

3.4. Результативность моего педагогического опыта. …. 56

3.5. Новизна в использовании дидактических игр с математическим

содержанием включающие элементы поиска и творчества….68

3.6. Оптимальность моего педагогического опыта. ….69

IV. ВЫВОДЫ…. 70

ЛИТЕРАТУРА …. 72

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребёнка.

Формированию у ребёнка математических представлений способствует умственному развитию и использованию разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и умственного развития. Именно в этом возрасте педагог находится с ребёнком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие и, как следствие, воспитывает его.

Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это ещё не значит, что этих воздействий нет. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности умственного развития во многом определяет как стихийное, так и специально организованное обучение и развитие. Правильно организованное обучение и развитие способствует нормальному умственному развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребёнка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психологические качества и свойства личности, т. е. умственное развитие ребёнка происходит в процессе обучения.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего умственного развития, всестороннего развития дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большие значения в его жизни имеет чувствительный опыт.

IV. ВЫВОДЫ

В процессе работы по опыту «Дидактические игры математического содержания как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста», на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, я пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре в непосредственно организованной деятельности и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у дошкольников.

Проведя и проанализировав мои исследования, я выявила, что дидактическая игра с математическим содержанием позволяет не только активно включить ребёнка в непосредственно образовательную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает воспитателю донести до ребёнка, трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр с математическим содержанием прекрасно развивают умственные способности детей.

В ходе проделанной мною работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых неусидчивых детей. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия.

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии умственных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая, является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.

В результате нашего исследования мне удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр математического содержания для развития умственных способностей дошкольников, т. е. цель нашего исследования была достигнута.

В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведена диагностика интеллекта дошкольников и оценена эффективность использования дидактических игр в развитии интеллекта детей, т. е. все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены.

В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень умственных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.

Также следует отметить, что развитие интеллекта в дошкольном возрасте начинается вне зависимости от применения образовательных или развивающих программ. Использование игрового материала в процессе обучения ведёт к интенсивному развитию умственных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.

Список литературы

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Кн. для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1991г.

2. Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. М., Просвещение, 1991. - 160с.

3. Васильева М. А. Программа развития и обучения в детском саду. М., 1987г.

4. Галева А. Дидактические игры и игровые занятия. Тбилиси, 1987г.

5. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. - М., 1988г.

6. Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина, - М: Просвещение, 1986г.

7. Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. / Дошкольное развитие №4 – 1988г.

8. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В. М. Изгаршевой. - М., 1987г.

9. Козлова И. Ф., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2000г.

10. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребёнка. - М., 1980г.

11. Крупская Н. К. Дети – наше будущее. - М. ,1984г.

12. Кузнецова А. Подготовка детей к обучению в школе. / Дошкольное развитие № 8 – 1989г.

13. Лихачев Б. Т. Философия развития. - М. ,1980г.

14. Логинова В. И. Развитие и развитие детей в детском саду; Санкт-Петербург, 1995г.

15. Менджерицкая Д. Б. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Марковой: М., Просвещение, 1982г.

16. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребёнка /Вопросы психологии, 1988г, № 2. - 123-128.

17. Мухина В. С. Психология дошкольника. /Под ред. Л. А. Венгера, М., Просвещение, 1985г.

18. Немов Р. С. Психология. - М. ,1990г.

19. Никитин Б. П. Развивающие игры. М. «Знание», 1994г.

20. Новоселова С. Л. Игра дошкольника; М.: Просвещение, 1989г. - 286 С.

21. Пинкевич А. П. Педагогика. - М. ,1928г. - Т. 1.-с. 6.

22. Подготовка детей к школе в детском саду / под ред. В. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой, М., 1994г.

23. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 1966г, с. 3.

24. Рогов Е. И. Психология общения. - М. ,2001г.

25. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1999г.

26. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. - М. ,1996г.

27. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы. /Под ред. Васильевой М. А.: М., Просвещение.

28. Рыжкова И. Учимся играя. / Дошкольное развитие № 2 – 1994г.

29. Сербина Е. Развитие математических представлений и логических операций. / Дошкольное развитие № 9 – 1994г.

30. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М. ,2000г.

31. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя д/с. - М.: Просвещение, 1982г.

32. Удальцова Е. И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М., 1982г.

33. Умственное развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984г.

34. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М., 1999г.

35. Эльконин Д. Б. Психология игры / - Москва, 2003г.

Публикации по теме:

Отчет о работе кружка «Занимательная математика» Для детей, имеющих математические способности в нашей группе работает кружок "Занимательная математика" ЦЕЛЬ: Создание условий для интеллектуального.

«Игры — в радость». Из опыта работы с логическими блоками Дьенеша Каждый ребёнок дошкольного возраста – это маленький гений, всегда стремящийся к познанию мира. Основной вид деятельности детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Дидактические игры математического содержания как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 20:23
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....