Папки-передвижки

Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст)

Татьяна Румянцева
Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст)

1. Игра «Муха».

Цель: Научить детей анализировать зрительный образ.

Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит «муха». Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является: не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля. В игре участвуют 2-3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи». Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле, хотя действие производятся медленно. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры поле закрывается и каждый игрок должен продолжать игру, ориентируясь на свое зрительное представление.

Публикация «Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Анализировать зрительный образ можно в упражнениях типа: «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку» или предложить детям найти на картинке с «запутанным» рисунком геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и т. д. и обвести их разными цветами.

2. Упражнение «Найди отличие».

Цель: Научить детей запоминать образ, ситуации.

Предложить детям картинку, на которой нарисована ванная комната.

Ребенку нужно представить, что он находится в этой комнате и дотрагивается до каждого из нарисованных предметов. Важно запомнить их местоположение. Как только ребенок запомнит все, переворачиваем страницу. На другой странице та же ванная комната, но предметы сменили свои места. Нужно назвать как можно больше предметов.

3. Упражнение «Счетные палочки».

Цель: Научить детей представлять зрительный образ.

Детям предлагается четыре квадратных листа, на которых из счетных палочек выкладываются образы или геометрические фигуры. Например: лицо, клоун, кошка, ежик. Нужно запомнить образы, закрыть их листом бумаги и выложить такие же изображения на чистых квадратах.

4. Игра «Волшебные кляксы».

Цель: Научить детей узнавать предметы в неопределенных графических формах.

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

5.«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

6. Игра «Что на что похоже».

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: То, что я загадал похоже на…» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

7.«Дорисуй фигуру».

Цель: Научить детей собирать целостный образ из его частей.

Детям предлагаются шесть листов бумаги, на которых изображены: Два кружка, соединенных линией; полукруг; волнистая линия; овал во весь лист; круг в круге; круг «на палочке». Детям нужно ответить на что похожи фигурки на картинке, подумать и дорисовать детали, так, чтобы рисунки были как можно интереснее.

8. Игра «Круглые очки».

Цель: Научить детей работать со свойствами предметов.

Ребенку нужно представить, что он надел круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Нужно осмотреться и назвать все круглые предметы в группе. Затем ребенку предлагается представить, что он вышел на улицу и назвать 5 предметов круглой формы, которые ему встретятся.

Можно предложить упражнение: «Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Например: «Яркий и желтый». Варианты ответа: «свет, солнце, лампа». В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном смысле. Например: сладкий, легкий (жизнь, запах, победа).

Для того, чтобы научить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, детям предлагается ряд заданий по объединению предметов в группы, исключению лишнего предмета из группы, обозначению группы предметов одним понятием. При этом необходимо помнить, что обобщение может производиться по разным основаниям: по ситуативным признакам (ложка, чашка, скатерть, стол – предметы обычно находящиеся в пространственной близости); по функциональным признакам (крючок, поплавок, удилище, ведро – предметы, используемые в рыбной ловле); по категориальным признакам (стол, стул, кровать – мебель). Дети должны научится обобщать, используя все эти основания. Поэтому желательно не ограничивать их одним способом группировки, а поощрять выполнение задания разными способами.

9. Игра «Лишнее слово».

Назови лишнее слово. Объясни, почему:

щука, карась, окунь, рак;

мяч, коньки, качели, клюшка; и т. п.

10. Игра «Назови отличие»

Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет.

Чем эти предметы отличаются от: телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найди как можно больше отличий.

Например: шкаф – большой, телевизор – маленький; шкаф используется для хранения вещей, телевизор не используется; шкаф не нуждается в электричестве, а телевизор нуждается.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в форме игры «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст) Игра «Что? Где? Когда?» (итоговое занятие по обучению грамоте старший дошкольный возраст) Задачи: Обучающие. Закреплять умение проводить.

Конспект занятия по изготовлению дидактической игры «Лишний предмет» (старший дошкольный возраст) Цель: изготовление дидактической игры. В группу заходит воспитатель другой группы: - Здравствуйте, ребята! Я принесла вам письмо. Почему-то.

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст) Дидактические игры «Определи похожий узор». Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в.

Игры для развития словаря посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст) Игра «Волшебная указка» Цель: развитие умения изменять слова с помощью суффикса, получая однокоренные (родственные) слова. Средства: волшебная.

Консультация «Исследование уровня сформированности наглядно-действенного мышления у детей 4–5 лет с ЗПР» При отборе диагностических методик на развитие наглядно – образного мышления учитывались имеющиеся в детской психологии данные о том, что.

Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст) 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Дать детям понятие, что наступил сентябрь, первый осенний месяц, первые осенние дни, зовут его «запевалой.

Перспективный план по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (старший дошкольный возраст) (I часть) 01.09. До свиданья лето, здравствуй детский сад. Лепка «Картинка про лето» Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на силуэт.

Разработка сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» (старший дошкольный возраст) Обогащение представлениями по теме игры. 1. Экскурсия в поликлинику Цель: наблюдение за действиями регистратора, за людьми которые приходят.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядно-дидактического материала Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Основы логического мышления.

Сценарий семейного клуба по теме «Развитие любознательности у ребенка» (старший дошкольный возраст) Форма проведения: викторина Цель: Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя детской инициативы и любознательности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 16:44
+80Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД