Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста

Галина Михайловская
Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. С её помощью можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки,т. е. усваивает лексико-грамматические категории родного языка.

Предлагаю Вашему вниманию интересные дидактические игры, которые помогут сформировать словообразовательные умения у дошкольников. Подобраны они в разное время и из разных источников. Некоторые дополнены и редактированы мной для того, чтобы легче включить ребёнка в игровую ситуацию, активизировать его способность к коммуникации, вызвать эмоциональный отклик и желание поиграть.

Мы из сказок.

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов субъективной оценки (уменьшительно – ласкательных и увеличительных).

-Сейчас мы поиграем. На каждом ряду мальчики и девочки будут изображать сказочных героев: на первом ряду сидят крохотные Мальчики с Пальчики и Дюймовочки, а на втором ряду –Великаны и Великанши. Они все и говорят по разному: у малышек всё маленькое и называют они вещи ласково – тарелочка, столик, ручка; а великаны свои огромные вещи называют так – тарелища, столище, ручища. Собрались они вместе и стали рассказывать одну историю, каждый по – своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово будете повторять вы - по – своему.

«Один раз пошли мы на свой огород (огородик, огородище, посадили там арбузы (арбузики, арбузищи) и огурцы (огурчики, огурчищи). Поливали их из лейки (леечки, леищи). На огороде была яма (ямка, ямища). Провалился туда мальчик, подвернул ногу (ножку, ножищу). Что тут делать? Опустила тогда девочка свою косу (косичку, косищу, мальчик по ней и выбрался. Перевязал свою ногу (ножку, ножищу) лентой (ленточкой, лентищей). А яму (ямку, ямищу) засыпал камнями (камушками, камнищами).»

Назови меня.

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью различных суффиксов.

-Давайте поиграем! Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, если человек всем помогает, он – помощник.

Человек умеет шутить, он – (шутник).

Эта девочка любит проказы, она – (проказница).

А эта всё время тараторит, она – (тараторка).

Человек очень добрый, назовём его – (добряк).

Человек очень сильный - (силач).

Девочка любит модничать – (модница).

А другая много болтает – (болтунья).

Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).

Знаешь ли ты профессии?

Цель: Закреплять навык образования сложных слов. Развивать речевое чутьё.

-Давайте поиграем! Я буду говорить, что делает человек, а вы называйте его профессию.

Зверей ловит – зверолов.

Оленей разводит – оленевод.

Лес рубит – лесоруб.

Сыр делает – сыродел.

Работает на железной дороге – железнодорожник.

Хлеб печёт – хлебопек.

Пчёл разводит – пчеловод.

Рыбу ловит – рыболов.

Как его зовут?

Цель: Учить образовывать существительные с оттенком пренебрежения.

Встретили мы один раз человека, - ни то, ни сё, не поймёшь кто.

- Как тебя зовут?

- Ах, у меня много имён, да все такие звучные, я ими горжусь!

- Мы сейчас посмотрим, говори!

- А вы сами догадайтесь. Я только начну, открою вам первое имя… Когда кривляюсь, все зовут меня Кривляка. Как начну ломаться, то я Ломака. Когда все вещи растеряю, я Растеряха. Я вечно долго копаюсь, тогда я Копуша. Иногда я вру, тогда меня зовут Вруша. За плаксивость меня зовут Плакса. Когда я ем одни сласти, я Сластёна! Вот мои имена!

Вот уж в самом деле, человек – ни то, ни сё! И гордиться нечем!

Кто где живёт?

Цель: Учить детей образовывать существительные, обозначающие помещения.

-Для домашних животных люди строят специальные помещения. Давайте вспомним, как они называются. Эти слова можно образовать от названия самих животных. Я буду называть животных, я вы вспоминайте, где они живут.

Куры – в курятнике.

Кролики – в крольчатнике.

Свинья – в свинарнике.

Кони в конюшне.

Скворцы – в скворечнике.

Конечно, не о каждом животном можно придумать такие близкие слова о том, где они живут. Например, можно сказать, что обезьяны живут в обезьяннике. А вот рыбы – в аквариуме, собака – в конуре, белка – в дупле. Эти слова надо запомнить отдельно!

Мы - спортсмены.

Цель: Учить детей дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского родов.

-Мы недавно ходили с вами на стадион, смотрели, как занимаются спортсмены: они бегали, прыгали в высоту. У каждого свой любимый спорт. Есть очень много названий спортсменов, посмотрим, какие из них вы знаете.

Катается на лыжах – лыжник.

Играет в футбол – футболист.

Спортсменка, которая быстро бегает – бегунья.

Спортсменка, которая прыгает – прыгунья.

Катается на велосипеде – велосипедист.

Прыгает с парашютом – парашютист.

Бегает на коньках – конькобежец.

Играет в шахматы – шахматист.

Занимается туризмом – турист.

Хорошо стреляет – стрелок.

Спортсмен, который хорошо плавает – пловец.

Незнайкин урожай.

Цель:

Упражнять детей в образовании имён прилагательных с помощью суффиксов.

-Был у Незнайки огород и сад. Снял Незнайка урожай, позвал гостей. Хоть и много придёт гостей, весь урожай сразу не съесть. Как тут быть, ведь урожай может пропасть? Знайка и посоветовал: «Начинай делать заготовки на зиму. Помидоры маринуй, будут помидоры маринованные. Огурцы соли, не испортятся огурцы солёные. Груши суши, будут для компота груши сушёные. Яблоки мочи, хороши яблоки мочёные. Рябину морозь, долго лежит рябина мороженная».

- А чем же мне гостей угостить?

- А ты картофель отвари, подай картофель отварной. На сладкое морковь натри, очень вкусная морковь тёртая. Вот и не пропадёт твой урожай!

Назови одним словом.

Цель: Упражнять детей в образовании имён прилагательных путём словосложения.

- Давайте поиграем. Я назову предложение, в котором выделю несколько слов, а вы должны составить из них одно слово. Например, в этом доме шесть этажей, он шестиэтажный.

Этому дереву десять лет, оно – десятилетнее.

Цветок любит тепло, он – теплолюбивый.

У новой машины быстрый ход, она – быстроходная.

У слона толстая кожа, он – толстокожий.

Идёт дедушка с седой бородой, он – седобородый.

У моей подруги серые глаза и чёрные волосы, она –

сероглазая и черноволосая.

Вот малыш с круглым лицом и красными щеками, он – круглолицый и краснощёкий.

Как назвать такой вагон?

Цель: Упражнять детей в образовании относительных прилагательных с помощью суффиксов.

-Был один раз Знайка на вокзале. Мимо проходит много поездов, мелькают вагоны. Задумался Знайка, почему вагоны называются по –разному? Стал он сравнивать слова и догадался: вагон, в котором едут пассажиры – пассажирский; в котором везут товары, - товарный; который отведён для детей, - детский; а в котором на полке можно спать, - спальный.

А это совсем просто – зелёный вагон без окон для почты, это – почтовый. А как же называется вагон, в который приходят кушать? Никак слово подходящее не получается. Объяснил ему дежурный: вагон, где есть кухня и столовая, называется особым словом - вагон – ресторан!

Да – нет

Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов со значением слова разной эмоциональной окраски.

Эту игру придумал Знайка. Собрал он как – то малышей – мальчиков и девочек. Говорит: «Сколько у нас есть разных слов! Одним словом и похвалить можно малыша – помощник, умник, и какой–нибудь недостаток назвать – молчун, лгун. Знаете ли вы эти слова? Пусть отвечают девочки. Если слово говорит о хорошем – он помощник, то надо соглашаться, - да, и я помощница. А если слово говорит о плохом, надо отказываться: он лгун – нет, я не лгунья!

Он умник - Да, и я умница.

Он ворчун - Нет, я не ворчунья.

Он мастер – Да, и я мастерица.

Он упрямец - Нет, я не упрямица.

Он трус – Нет, я не трусиха.

Он плясун - Да, и я плясунья.

Он озорник - Нет, я не озорница.

Он разумник – Да, и я разумница.

Он шалун - Нет, я не шалунья.

Маленький – большой

Цель: Учить детей дифференцировать суффиксы существительных. Развивать речевой слух.

-Помните, мы играли в слова? Я называла большой предмет, а вы называли маленький. А теперь, наоборот, я буду называть маленький предмет, а вы подбираете слово, которое обозначает такой же предмет, но большой.

Вилочка – вилка

ушко - ухо

щёлочка - щель

капелька - капля

дорожка - дорога

яблонька – яблоня

ямочка – яма

косточка – кость

кисточка – кисть и др.

Какой сок? Какой суп?

Цель: Учить детей образовывать относительные прилагательные.

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, как называется сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? клубники? лимона? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр.

- Какой суп, если он из картошки? фасоли? гороха? рыбы? курицы? пшена? свёклы? грибов? овощей? и пр.

Из чего это сделано?

Цель: Учить детей правильно отвечать на вопрос какой по материалу?, а также образовывать относительные прилагательные.

- Посмотрите на картинку, подумайте и скажите, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева? (деревянный). А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики?

- Если эта сумка сделана из кожи, то она какая). (кожаная). А если из нейлона? соломы? брезента? полиэтилена? бумаги? и пр.

Одна и одно

Цель: Учить образовывать существительные, обозначающие названия единичных предметов с суффиксами –ин /-ан/. Закреплять употребление среднего рода в словах.

Сегодня мы будем заниматься так. Я буду начинать предложение, а последнее слово вы будете называть сами.

- Девочка плетёт коврик из соломы, дайте мне одну (соломину). (Последнее слово должно обозначать один предмет). У сестрёнки целая кисть винограда, дайте мне одну (виноградину).

Девочка нанизывала бусы и уронила одну

(бусинку). Мама чистит картофель, и я очистила

одну (картофелину). Из стручка гороха выпала

одна (горошина).

На одно смотрят – разное видят.

Цель: упражнять детей в употреблении существительных оценочного значения. Формировать образность речи.

Расскажу я вам сказку. А вас попрошу помочь мне её рассказывать.

- Встретились две девочки. Первая – Сердитка, ничего хорошего вокруг не видела, всё ей худо. А вторая – Приветница, всё ей вокруг нравится, всех она хотела называть ласково, приветливо. Сели они на высокий бережок, на одно смотрят, а видят по-разному. Говорит Сердитка:

- Вон ощипанная берёза стоит!

Отвечает Приветница:

- Нет, кудрявая берёзонька стоит!

- Фу, какая мелкая речка!

- Нет, глубокая реченька!

- Вдоль неё кривая дорога идёт!

- Нет, прямая дороженька!

- А у дороги изба.

- Где же? Это не изба, а избушечка!

- Живёт там Василиска – дурная голова!

- Нет, Василисушка, умная головушка!

- Во дворе стоит тощая лошадёнка.

- Нет, стоит сытая лошадушка.

- Да ещё петух с шершавой бородой!

- Нет, петушок с шелковой бородушкой!

- У дверей злая собака!

- Нет, у дверей добрая собачка!

- А ну тебя! Чтоб нам больше не встречаться!

- Почему же, попрощаемся ласково, до свидания!

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста «Дидактические игры как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста» Дидактические игры- это разновидность.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста 2 младшая группа. Мозаика. Игровая задача- учить собирать картинки из 4-6 частей. Обучающая задача- тренировка внимания, развивать мелкую.

Дидактические игры для детей дошкольного возрастаДидактические игры для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Составь узор» Дидактическая задача: Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по.

Дидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза словДидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза слов Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста 1. «Игра со светофором» Цель: закреплять правила дорожного движения (значение цветов светофора). Дети становятся в круг, ребенок – светофор.

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаДидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста Цели и задачи. Цель - показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи:1) Обогащать чувственный опыт детей.

Конспект игрового занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Веселое путешествие» Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви; развивать у.

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. (СЛАЙД 2) «Игра - это искра, зажигающая.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Здоровье, гигиена
  • Экология
Автор публикации:
Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2016 в 08:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект: «Разноцветная неделька».
Актуальность: Детство – пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Главным признаком...
Консультация для родителей «Поговорим о брани»
Наш разговор хочется начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слова» Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом...
«Путешествие в Страну геометрических фигур». Конспект занятия в средней группе
«Путешествие в Страну геометрических фигур». Конспект занятия в средней группе Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие Цель:...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грам. категорий и связной речи в...
Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять простое...
«Сказочный мост»
Одним из актуальных направлений развития детского сада является благоустройство и озеленение его территории. Благоустройство территории особенно важно, так...