Дидактические основы и специфика работы по воспитанию любви к родному языку и развитию эстетических чувств у детей

Минзия Шайдуллина
Дидактические основы и специфика работы по воспитанию любви к родному языку и развитию эстетических чувств у детей

Как сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, обеспечивая при этом такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребёнок легко смог бы пользоваться им.

Успех занятия во многом зависит от организации его начала. В начале занятия (2-3 минуты) полезно использовать такие образовательно-игровые действия, которые погружали бы ребёнка в обстановку непринуждённого заинтересованного общения на татарском языке, снимали с него напряжение и скованность.

Это может быть физкультминутки с рифмованным текстом, хороводная песенка, знакомая дидактическая игра, дидактическое упражнение.

Уже на первых занятиях татарским языком важно создать непринуждённую обстановку, добиваться того, чтобы все дети принимали активное участие в речевой деятельности, не боялись татарского слова.

Для активизации детей целесообразно поощрять их участие в общении на татарском языке улыбкой, мимикой, подбадривать словесно: «Хорошо!» «Молодец!» «Правильно!» и т. д.

На каждом занятии должно проводиться двух-трёх минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей.

Обучение языкам в дошкольном возрасте базируется на общепринятых дидактических принципах, среди которых принцип наглядности занимает одно из ведущих мест. Для поддержания интереса на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо применять всевозможные средства наглядности и проводить более частую смену видов деятельности.

Нельзя ограничиваться только показом предметов и их названием. Чтобы татарское слово вошло в память ребёнка без перевода на родной язык, необходимо подключить не только зрение и слух, но осязание и вкус. Кроме того, целесообразно показать предмет в натуре, если это возможно, а затем на картинках.

Для ознакомления детей с новыми словами, словосочетаниями, конструкциями предложений и особенно для закрепления пройденного, можно использовать большие возможности изобразительной деятельности.

Дети быстро овладевают контурным рисунком, в основе которого линии, и не только с интересом отвечают на вопросы воспитателя о том, что изображено на рисунке, но и сами могут схематично изобразить предмет, его действие (пиктограммы).

Хорошо продуманный, ориентирующий инструктаж на родном языке во многих случаях помогает, не прибегая к переводу, обеспечить правильное понимание слова или словосочетания.

В целях обеспечения понимания детьми татарской речи и реагирования на речь действием целесообразно сопровождать обращённую к детям речь жестами, мимикой, действием. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. Практически каждая фраза вводиться в сопровождении того или иного жеста вплоть до полного усвоения фразы сопровождается им. Воспитателю часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребёнок вспомнил необходимое слово.

Необходимо целенаправленно использовать в образовательно-воспитательном процессе дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности детей. Игры вносят большое разнообразие и оживление в работу с дошкольниками. Во время игр ребята учатся говорить по-татарски, быстро находить ответ.

Дети с удовольствием закрепляют знакомый материал в подвижных и хороводных играх с пением.

Использование песен, стихотворений, загадок и пословиц на занятиях татарского языка повышает интерес детей к процессу обучения. Большое оживление в занятия с детьми вносят диалоги.

Этот вид работы над связной речью вызывает интерес у детей, т. к. появляется возможность поговорить друг с другом на татарском языке.

Дошкольники отличаются конкретным мышлением, быстротой утомляемости, не выносят однообразия в деятельности. В связи с этим необходимо использовать все возможности, способствующие поддержанию внимания и интереса детей. Чем разнообразнее, интереснее будут приёмы, активизирующие изучение словарного и фразеологического материала, тем легче дети овладеют татарским языком.

Воспитатель добьётся хороших результатов, если сумеет пробудить интерес к изучению языка и любовь к нему.

Литература

1.«Раз-словечко, два-словечко».

Р. К. Шаехова.

2. «Татарский язык- язык Родины».

В. Н. Мещерякова.

3. Методика развития речи.

А. М. Бородич.

Публикации по теме:

Перспективный план воспитателя по обучению детей татарскому языку Перспективный план работы воспитателя по обучению детей татарскому языку (2013-2014 учебный год) Воспитатель: Галиева Ф. Р. мероприятия.

Значение изучения второго (татарского) языка в детском саду. В ходе занятий по татарскому языку: - дети учатся понимать речь педагога на втором языке, как в организационные моменты, так и в ходе объяснения.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Дидактические основы и специфика работы по воспитанию любви к родному языку и развитию эстетических чувств у детей
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 23:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоамиран, что же это такое??
Фоамиран или пластичная замша является достаточно новым материалом, в состав которого входит венилацетат. Этот синтетический материал завозится в Россию...
Фотоотчёт «Открытка маме к 8 Марта» в средней группе
Из цветной бумаги Вырежу кусочек. Из него я сделаю Маленький цветочек. Мамочке подарок Приготовлю я. Самая красивая Мама у меня! ( Ольга Чусовитина)...
Конспект занятия по лепке в младшей группе «Хороша, зелена елочка-красавица!»
Цель: Использование природного материала для развития творческих способностей. Задачи: 1. Формировать интерес к лепке, развивать мелкую моторику...
О волшебном мире — бисера
Бисероплетение - занятие аристократок. Стеклянный бисер ценился рукодельницами наравне с жемчугом и драгоценными камнями. Интересно то, что «бисер» в...