Лучший педагог года

Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки

Татьяна Гетманская
Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки

Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее словоиспользованием звуковой линейки.

Цель данных упражнений, показать детям, что звуки в словах произносятся друг за другом, в определенной последовательности (сначала первый, затем следующий и т. д.); научить их протяжно произносить слова с выделением в них определенного звука.

1.«Вот так произносятся звуки»

Публикация «Дидактические упражнения по развитию речи „Звучащее слово“ с использованием звуковой линейки» размещена в разделах

Наглядный материал: демонстрационная звуковая линейка.

Воспитатель: -Дети, напомните, пожалуйста, как звала Машенька в лесу подружек, когда заблудилась

-Ау!- отвечают дети

-Произнесите слово так же протяжно, как и Машенька, -просит воспитатель.

-Ааааууууу - повторяют дети.

-Ааааауууууу – повторяет педагог.

- Слышите, как звучат звуки – сначала первый звук : ааа, потом второй: ууу, друг за другом: аааууу.

Воспитатель предлагает детям всем вместе произнести звукосочетание, а затем спрашивает:

- Какой первый звук вы произносите? Какой следующий?

Воспитатель показывает звуковую линейку. Когда воспитатель произносит первый звук а, он начинает действовать выдвигаемой частью линейки и в первом окошке появляется кружок, например синего цвета; произнося звук у, воспитатель продолжает выдвигать линейку, и синий кружок перемещается во второе окошко. Когда слово уже произнесено, кружок исчезает. Это упражнение со звуковой линейкой на одном занятии можно повторить 2-3 раза. Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом. Вот так, дети – подытоживает упражнение педагог, - звуки в слове идут друг за другом.

Произнесите слово шар так, чтобы было слышно все звуки : шшаарр.

Дети хором, а потом по одному медленно произносят, выделяя каждый звук.

-Посмотрите, - говорит воспитатель, - как на нашей линейке будут бежать звуки друг за другом : шшаарр, ссоомм, ллууннаа.

Звуки, как и слова, когда мы их произносим, идут друг за другом. Теперь вы называете слова, а звуковая линейка покажет, как звуки в них идут один после другого.

2."Назовите слово. "

Наглядный материал: демонстрационная звуковая линейка

Воспитатель предлагает детям произнести любые слова, и, когда они скажут несколько, он обращает внимание детей, на то, что все эти слова разные.

-А сегодня, мы узнаем про слова что-то новое, и поможет нам в этом звуковая линейка.

Вот эти синие кружочки в ней, - говорит воспитатель, -будто звуки, они идут друг за другом, но не исчезают, их можно увидеть и даже пересчитать. Педагог предлагает кому-либо из детей отчетливо произнести слово, чтобы хорошо прозвучали все звуки, и при этом сам показывает на линейке, как открываются одно за другим окошки.

Например, если ребенок произносит слово сок, то последовательно открываются три синих окошка. Это же слово произносят еще несколько детей, и педагог каждый раз демонстрирует с помощью линейки последовательную смену звуков. Затем дети по заданию воспитателя произносят и другие, более длинные слова (стол, мишка, а он обращает их внимание на то, что в одном слове мало звуков, а в другом много. Количество звуков в словах воспитатель иллюстрирует при помощи звуковой линейки. Предложив детям произнести слова чернильница, карандаш, воспитатель, он показывает им, что в этих словах звуков столько, что не хватает окошек на звуковой линейке. Затем педагог снова просит детей произносить любые слова и демонстрирует на линейке последовательное звучание звуков в этих словах. Поскольку дети на первых порах затрудняются подбирать удобные для работы короткие слова, он сам может предложить им следующие: ум, он, ах, ау, уа, Ира, сыр.

3."Кто найдет короткое слово?"

Педагог на большой демонстрационной линейке еще раз показывает, что в разных словах разное количество звуков, а от того, сколько звуков в слове, зависит длительность его звучания. Педагог подбирает слова короткие (2-3 звука) – мяч, лук, мак и длинные – вертушка, холодильник, телевизор. Затем он учит детей самим работать с линейкой. Предлагает произнести короткие слова : он, ау, сыр, чай, мак, рак, жук.

4."Молчанка"

Наглядный материал: игрушки и предметы, находящиеся в группе, индивидуальные звуковые линейки.

Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по группе и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линейках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Публикации по теме:

Дидактические упражнения по развитию речи «Как звучит слово» «Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять.

Дидактические упражнения по развитию речи «Слова длинные и короткие» Дидактические упражнения по развитию речи: "Слова длинные и короткие". Эти игры можно использовать и во время прогулки. Цель игр - закрепить.

Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки» Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки". Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звуки в слове можно выделить» Дидактические упражнения по развитию речи: "Звуки в слове можно выделить". Цель предлагаемых игровых упражнении - научить детей слышать.

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста» Тема «Игрушки» Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая) - ,.

Конспект ООД по развитию речи. Дидактические игры и упражнения на произношение звуков Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок" Составитель: Грехова Светлана.

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста. Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи» Цель: проверить, как дети различают и называют овощи; учить различать овощи на ощупь, на вкус; использовать в речи слова сырой, вареный,.

Занятие по развитию речи в младшей группе «Дидактические игры и упражнения с овощами» Дидактические игры и упражнения с овощами. Цель: Учить различать и правильно называть овощи (формировать способность к обобщению); определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки
Опубликовано: 15 июля 2018 в 15:36
+217Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД